ТУРИСТСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

 

Туризм. Теоретические и методологические основы.

Лиханова В.В.

к.п.н., доцент кафедры социально-культурного сервиса,

туризма и языкознания,

Забайкальский государственный университет, г. Чита

 

ТУРИСТСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

 

Индустрия отдыха и развлечений сегодня развивается очень динамично. Потребители стали более разборчивы в выборе того, что им предлагают и стремятся выбрать самое лучшее.

Человек лучше отдыхает там, где он живет. Несмотря на это, желающие отдохнуть стремятся съездить  в Турцию, Эмираты, Китай и т.д. Однако, популяризация России, как место отдыха русского человека, набирает обороты. Поэтому сегодня на подъеме такая отрасль турбизнеса, как базы отдыха, турбазы и санатории [1].

Туристские предприятия представляют собой важный компонент, создающий туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской отрасли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм – это одно из нескольких направлений их коммерческой деятельности. 

К туристским предприятиям  относятся учреждения для лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного, природного и познавательного туризма.

К учреждениям для лечебно-оздоровительного отдыха относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, пансионаты и дома отдыха, базы отдыха [3].

Санатории имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию. Территория санаторно-курортного учреждения делится на три основные функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную (заселенную). Самая обширная зона –  лечебная, в которой размещаются спальные и лечебный корпуса, зимний и летний спорткомплексы, столовая, досуговый центр, климатосооружения и обширный санаторный парк. Спальные корпуса представляют собой гостиничный комплекс со всем необходимым оснащением. Столовая отличается от ресторана обязательным предоставлением отдыхающим соответствующего диетического питания.

Хозяйственная и селитебная зоны должны быть удалены от лечебной зоны на значительное расстояние и отделены от последней густой полосой зеленых насаждений. В хозяйственной зоне находятся котельная, гаражи, мастерские, прачечные и складские помещения. Селитебная зона предназначена для проживания.

В санатории самое большое количество обслуживающего персонала по отношению к другим туристским учреждениям: врачи-курортологи различных специальностей; медсестры; специалисты по диетическому питанию; горничные; аниматоры, занимающиеся организацией досуга отдыхающих; гидрогеологи, следящие за работой скважин с минеральной водой; работники бухгалтерии и др.

Санатории создавались в основном как предприятия круглогодичного отдыха. Цикл лечения в них составлял от 21 до 24 дней. В настоящее время сроки лечения более разнообразны. Возможно сокращение лечения до одной-двух недель [2].

Медицинское оснащение санаториев зависит от двух причин: основных природных лечебных факторов, которые применяются в здравнице, и от ее профиля. По доминирующему природному лечебному ресурсу санатории подразделяются на климатические, где основным лечебным фактором выступает биоклимат, бальнеологические, в которых лечение основывается на применении минеральных вод, и грязевые.

Возможно сочетание различных природных ресурсов: климатобальнеологические или климатогрязевые, климатобальнеогрязевые. Профиль санатория определяется заболеваниями, которые в нем лечат: туберкулезные, нервные, желудочно-кишечные, кардиологические, органов дыхания.

Санатории-профилактории организовывались при предприятиях и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утреннее и вечернее нерабочее время. Следовательно, их отличительной особенностью является приближенность к предприятиям: они не могут быть удалены от производства более чем на одночасовую доступность. Как правило, для их размещения выбирались озелененные территории в ближайшей окрестности. Территория санаториев-профилакториев и их вместимость существенно меньше, чем санаториев.

Пансионаты с лечением имеют несколько меньшую лечебную базу по сравнению с санаториями, но если они находятся в крупных курортных зонах, располагающих поликлиниками, то могут обогащать курс лечения отдыхающих прикреплением к этим поликлиникам.

Сеть учреждений отдыха включает дома отдыха, пансионаты и базы отдыха.

Пансионаты и дома отдыха рассчитаны прежде всего на отдых людей. Дома отдыха появились в 20-х гг. XX в., сразу после Октябрьской революции, а пансионаты – после Великой Отечественной войны. Эти учреждения ориентированы на оздоровительный отдых населения.

Как и санатории, дома отдыха и пансионаты имеют достаточно развитую материально-техническую базу, состоящую из спальных корпусов, столовой, кино-концертного и танцевального залов, игротеки, библиотеки, спорткомплекса и нескольких врачебных кабинетов (терапевтического, стоматологического, массажа, аэросолярия). Многие дома отдыха и пансионаты располагают бассейнами, саунами, теннисными кортами, лодочными станциями, пунктами проката спортинвентаря. По их территории прокладываются дорожки здоровья, а в окрестностях – маршруты ближнего туризма.

Учреждения спортивного и познавательного туризма представлены турбазами, приютами, туристскими стоянками, обслуживающими туристские маршруты, альпинистскими лагерями, предприятиями гостеприимства (туристскими гостиницами и кемпингами, предназначенными в основном для размещения путешествующих экскурсантов) и т.д. Данная категория учреждений включает в себя достаточно широкий спектр их разновидностей. Рассмотрим основные из них.

Турбазы оснащены спальными корпусами, кинозалами, игротеками, библиотеками, медицинскими пунктами, оборудованными пляжами, пунктами проката спортивного инвентаря. Многие учреждения функционируют круглогодично и предлагают неплохой набор услуг. Наилучшее техническое оснащение среди стационарных турбаз имеют горнолыжные курорты и клубы парусного спорта. На горнолыжных курортах, помимо ресторанно-гостиничного комплекса, находятся оборудованные трассы различной степени сложности с подъемниками и канатными дорогами.

Клубы парусного спорта располагают дорогостоящими яхтами, стапелями для ремонта парусных судов, причалами и местами размещения туристов.

Значительной материальной базой отличаются туристские (круизные) теплоходы, представляющие собой в основном плавучие высококлассные гостиницы с бассейнами, ресторанами, музыкальными салонами, игротеками и пр.

Особое место среди предприятий спортивного туризма занимают дома рыбаков и охотников, создававшиеся гражданскими и военными обществами рыбаков и охотников на территории охотохозяйств. Некоторые из них имеют неплохую материально-техническую базу: гостиницы небольшой вместимости, лесные заимки, транспорт, пригодный для перемещения по лесным и водным угодьям.

Дома рыбаков и охотников функционируют в течение всего года: в сезоны охоты в них размещаются охотники, а в межсезонье могут отдыхать члены их семей.

Особое место среди природных туристских учреждений занимают рекреационные парки. Самые крупные из них – национальные парки, созданные на уникальных природных исторических территориях и предназначенные для кратковременного и интенсивного отдыха. Они располагают большой территорией, значительным обслуживающим персоналом, хорошим обеспечением и достаточной материальной базой.

Помимо национальных парков, в ближайшее время ожидается развитие сети природных (прогулочно-пейзажных, грибо-ягодных, спортивно-прогулочных, конных, охотничьих, рыболовных, агрономических) и природно-исторических (монастырских, военно-исторических, усадебных, мемориальных, этнографических) рекреационных парков [4].

Рекреационные парки создаются на природных и антропогенных объектах и территориях с целью их охраны и регламентированного рекреационного использования.
Базы отдыха – материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Большая часть баз отдыха принимает отдыхающих на выходные дни или на срок от 1 недели до 12 дней. Правда, в настоящее время срок проживания на базах отдыха неограничен.

Ранее базы отдыха отличались низкой комфортностью: легкие сборные летние домики без отопления с примитивными удобствами и общей кухней, где отдыхающие сами могли приготовить пищу, или достаточно упрощенной столовой. Постепенно происходила замена мелких баз отдыха на более комфортабельные, в том числе круглогодичного действия. Количество обслуживающего персонала здесь существенно меньше, чем в других учреждениях отдыха. К основным службам базы отдыха относятся: служба управления (директор и его заместитель); служба приема и размещения; хозяйственная служба; служба безопасности.

Служба приема и размещения. Работники службы приема должны досконально владеть всей информацией о базе (информация о близлежайших объектах, ценах на дополнительные услуги и пр.) Основными функциями отдела приема и размещения являются регистрация приезжающих гостей, распределение номеров, ознакомление их с территорией базы, расположением сооружений и объектов общего пользования, поселение и выписка гостей и оказание им многочисленных дополнительных услуг.

Хозяйственная служба. Руководитель этого подразделения несет ответственность за чистоту каждого номера (домика) и базы в целом. Под руководством завхоза находятся дворник и горничные. Служба горничных в большинстве случаев является наиболее функционально значимым подразделением, так как это подразделение отвечает за уборку номеров, холлов, коридоров и т.п. внутренних помещений, в которых осуществляется прием и обслуживание клиентов.

Лицо, возглавляющее службу горничных, несет ответственность за работу персонала по поддержанию чистоты и порядка в жилых и служебных помещениях гостиницы. Старшая горничная получает задание и распределяет его выполнение среди подчиненных, одновременно выполняя административные функции, возложенные на нее исполнительным директором.

Служба безопасности. Служба безопасности создается для защиты гостей, их имущества и имущества базы от возможного вреда со стороны разного рода криминальных элементов.

Функции службы безопасности многообразны. Наиболее трудоемкой функцией является патрулирование территории базы. При патрулировании проверяется, заперты ли хозяйственные помещения, гаражи, где хранятся катамараны и лодки, а также прочий спортивный инвентарь, отсутствие на территории базы и в помещениях посторонних  лиц  и т.д.

Для комфортного пребывания отдыхающих на базе отдыха, необходимо ознакомление с основными положениями и соблюдение правил порядка проживания. Основные положения включают в себя следующие понятия:

-      «база отдыха» –  территория базы отдыха, включающая коттеджи и другие объекты, обеспечивающие ее функционирование.

-      «гость базы отдыха» – лицо, находящееся на территории базы отдыха, пользующееся услугами базы отдыха, включая услуги по проживанию.

-      «посетитель базы отдыха» – лицо, находящееся на территории базы отдыха, пользующееся услугами базы отдыха, без услуги по проживанию, на основании заполняемой в обязательном порядке регистрационной карты гостя базы отдыха с пометкой «Посетитель», являющейся основанием правомерного нахождения на территории базы отдыха.

-       «оказанная услуга» – действие, произведенное сотрудниками базы отдыха по выполнению взятых на себя обязательств.

-      «не оказанная услуга» – не выполнение сотрудниками базы отдыха взятых на себя обязательств по предоставлению оплаченных услуг.

-      «не в полной мере оказанная услуга» –  услуга, которая была оказана не вовремя или с какими-либо отклонениями от заявленных характеристик.

-      «грубое нарушение правил проживания на базе отдыха» – ситуация, при которой поведение гостя препятствует администрации базы отдыха и его персоналу выполнять надлежащим образом свои обязанности по обеспечению отдыха гостей базы отдыха или его действия оскорбляют честь и достоинство обслуживающего персонала, а также нарушает нормы законодательства РФ.

Правила порядка проживания гостей на территории базы отдыха созданы для проведения комфортного времяпровождения  и по возможности исключающие ситуации, способные омрачить пребывание гостей на базе.

Размещение на базу отдыха, также как и оформление регистрационной карты гостя производится только на основании документа, удостоверяющего личность (паспорта). При заезде на базу отдыха гость должен иметь при себе: паспорт, документ с подтверждением оплаченных услуг или путевку, сменную обувь (для отдыхающих в коттедже или в бане), медикаменты для личного использования, средства личной гигиены, репелленты (вещества отпугивающие насекомых), специальные пакеты (для отдыхающих, заезжающих с животными) [6].

Персонал базы обязан предоставить без дополнительной оплаты следующие виды услуг:

-      вызов скорой помощи;

-      побудка к определенному времени;

-      предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов [5].

Администрация базы отдыха имеет право при нарушении постояльцами порядка проживания на базе расторгнуть договор о предоставлении услуг, потребовать оплатить уже предоставленные услуги и покинуть территорию.

Сложившаяся к настоящему времени система организации управления туристским комплексом отражает происходящий в России процесс перехода от сверх централизованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности.

Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любой организации независимо от формы собственности.

Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. В настоящее время среди участников туристской деятельности, наряду с государственными организациями, действуют акционерные предприятия, ассоциации, концерны, консорциумы, создаются совместные предприятия с участием иностранных партнеров на территории России, осуществляется туристская деятельность российских предприятий за рубежом. В основу их работы положено законодательство по совместному предпринимательству и привлечению иностранного капитала, по валютному регулированию, по таможенному регулированию и ряд других законодательных актов.

Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический.

Либерализация туристской деятельности, увеличение количества предприятий, занимающихся туризмом, не означает отказа государства от контроля за осуществлением ими туристской деятельности. Усиление этого контроля направлено, прежде всего, на развитие туриндустрии, повышение качества обслуживания туристов и на пополнение государственного бюджета за счет туристской деятельности.

Для повышения роли организаций микроэкономического уровня в туриндустрии важно создать для этого необходимые организационные предпосылки. Следует либерализовать государственное регулирование, и создать систему стимулирования туристской деятельности – льготного кредитования и налогообложения.

Мезоэкономический уровень представлен отраслевыми министерствами и ведомствами, департаментами по туризму в субъектах РФ. Права местных органов власти в области туризма расширяются, что, несомненно, способствует включению многих предприятий и организаций в туристскую деятельность, обеспечивая развитие гостинично-туристского комплекса и увеличение производства туристской продукции.

 

Список использованной литературы:

  1. Азаров К.Г. Культура гостинично-туристского сервиса /  К.Г. Азаров. – М.: Принт, 2007.
  2. Биржаков М.Б. Особенности организации туристской деятельности / М.Б. Биржаков. – СПб.: Питер, 2006.
  3. Вавилова Е.В. Основы международного туризма / Е.В. Вавилова. – М.: Вако, 2007.
  4. Итаев Г.Г. Туризм: структура и классификация / Г.Г. Итаев. – М.: Ганга, 2007.
  5. Косолапов А.Б. Инфраструктура туризма / А.Б. Косолапов. – Владивосток: Тигр, 2007.
  6. Кусков А.С. Менеджмент транспортных услуг: туризм / А.С. Кусков. – М.: Люкс, 2008.