ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

Размещение производственных сил, региональная экономика

Иголкина Л.М.

кандидат технических наук, доцент

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ


         На сегодняшний день значительное число проблем, связанных с обновлением инженерной инфраструктуры, функционирования транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, развитие территорий и т.д., не могут быть решены исключительно за чет бюджетных средств. Поэтому все более актуальным становится развитие института партнерства госу­дарственного и частного секторов как эффективного механизма привлечения частных инвестиционных ресурсов в общественно значимые региональные и муниципальные проекты. Такое взаимодействие на основе реализации территориальных стратегий по­зволит сохранить достигнутые в последние годы темпы экономического роста, повы­сить эффективность общественного сектора, будет способствовать качественному из­менению структуры национальной экономики и усилению конкурентоспособности как отдельных регионов, так и в целом Российской Федерации [1].

Важное значение проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) имеют на уров­не местного самоуправления. На долю городов и поселков приходится ос­новная нагрузка по реализации множества проектов социального значения:

– поддержание в надлежащем состоянии дорожного и транспортного хозяйства;

– социальной инфраструктуры, водного хозяйства и защиты окружающей среды;

– жилищного стро­ительства, водоочистных сооружений;

– энерго- и газообеспечения и т.д.

Основная проблема, с кото­рой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне местного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач стало обычной практикой [2].

Однако для эффективного внедрения ГЧП на региональном уровне необходимо формировать специализированную нормативно-правовую базу государственно-частного партнерства. Помимо нормативно- правовых актов, регулирующих общие принципы реализации проектов партнерства, необходимо создавать программные документы, определяющие основные направления его развития на среднесрочную перспективу.

Структура региональных планов должна включать следующие аспекты [3]:

 – деятельность по выработке региональной политики и нормативно-право­вому регулированию в сфере частно-государственного партнерства.  Данный аспект регионального плана должен включать мероприятия, предусматривающие разработку нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства, а также стратегий, программ, концепций, методических рекомен­даций, планов действий, относящихся к этой сфере и осуществляемых  субъек­том Федерации;

– правоприменительную деятельность, связанную с использованием механиз­мов ГЧП партнерства субъектами Федерации. Этот аспект регионального плана должен включать правоприменительные мероприятия, предусматривающие использование механизмов партнерства, в том числе в рамках реализуемых стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

– деятельность, направленную на содействие использования механизмов государственно-ча­стного партнерства органами местного самоуправления. В рамках данного аспекта регионального плана должны быть приведены мероприятия, направ­ленные на формирование предпосылок развития механизмов партнерства орга­нами местного самоуправления;

– реализацию обеспечивающих мероприятий в сфере развития частно-государственного партнерства.

Анализ практики реализации проектов в субъектах Федерации позволил определить ключевые барьеры для развития партнерства в регионах. Одна из основных проблем – дефицит профессиональных кадров, способных обеспечить качественную проработку и сопровождение проекта. Чаще всего спе­циалистам органов государственной власти субъектов Федерации сложно под­готовить концепцию проекта, не говоря уже о проектно-сметной документа­ции. Отсюда возникает ситуация, когда при значительных финансовых ресур­сах наблюдается острый дефицит проработанных инвестиционных проектов.

В этой связи для успешного развития института государственно-частного партнерства на региональном уровне при участии государственных институтов развития, региональных бизнес-сообществ и консультантов, в том числе и отде­лений Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, отраслевых союзов и организаций, должен быть прорабо­тан вопрос о создании программ переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, проведении семинаров, конферен­ций, посвященных современным тенденциям государственно-частного парт­нерства [ 3].

Следующей существенной проблемой является низкая эффективность ме­ханизмов управления и координации деятельности по развитию государствен­но-частного партнерства на региональном уровне. Региональным властям не­обходимо сосредоточить усилия на выработке региональных инвестиционных политик, отвечающих современным требованиям инвесторов и учитывающих экономический потенциал самих регионов.

Одной из форм координации государственно-частного партнерства на региональном уровне, наряду с общими вопросами формирования эффективной региональной инвестиционной политики, может являться формирование экспертно-консультационных советов по развитию механизмов государствен­но-частного партнерства [ 3].

Еще одну проблему составляет юридическое оформление государственной собственности, поскольку она не всегда должным образом юридически оформлена, что требует предварительных инвестиций в проведение работ по оформлению всей необходимой документации еще до начала проекта в рамках государст­венно–частного партнерства. Кроме того, отсутствие генеральных планов горо­дов, схем развития инженерных инфраструктур, полноценной градостроитель­ной документации также тормозит строительство, препятствует переводу зе­мель из одной категории в другую.

Недостатки в системе страхования, регулирования тарифов, проблемы тех­нического регулирования создают дополнительные препятствия для более ши­рокого использования такого партнерства.

В немалой степени развитию партнерства в регионах препятствует неопре­деленность рисков потенциальных инвесторов. Практика заключения арендных договоров и концессионных соглашений оставляет властям возможность в лю­бой момент разорвать отношения с оператором без всяких компенсаций.

Однако, несмотря на все указанные выше проблемы, механизмы ГЧП уже применяются во многих регионах. В качестве примеров успешных проектов ГЧП в сфере ЖКХ можно привести следующие [ 1]:

– строительство и эксплуатация станции очистки сточных вод в Южном Бутово (Москва);

– завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге;

– реконструкция и эксплуатация станции очистки сточных вод в Зеленограде;

– строительство Юго-Западной водопроводной станции в Москве;

– реконструкция мусоросжигательного завода №3 в Москве;

– строительство и эксплуатация завода по обработке илового осадка в Москве;

– строительство и эксплуатация Курьяновской мини-ТЭС в Москве.  

    Из этого следует, что государственно-частное партнерство становится реальным инструментом экономической политики субъектов Российской Федерации. С каждым годом в России наблюдается рост проектов государственно-частного партнерства не только в производственной и транспортной инфраструктуре, но и в жилищно-коммунальном хозяйстве, финансировании научных исследований, профессиональном образовании и системе переподготовки кадров.

Уже можно говорить о том, что в России сложилась определенная практика ГЧП, хотя проекты реализуются главным образом на региональном уровне. Это связано, с одной стороны, с  перераспределением финансовых потоков в пользу этих более глубоких звеньев общественной структуры, а с другой, подобная децентрализация области действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализации соответствующих программ, что в целом усиливает воздействие гражданского общества на организацию государством публично-правовых отношений и способствует эффективной реализации публичных интересов [ 4].

 

Литература:

1.Татаркин, А.И. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегий развития территорий / А.И. Татаркин, Д.А. Татаркин, Е.Н. Сидорова // Экономика региона . – 2008 . – № 4 . – С.18–30.

2. Нелюбова, Н.Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии региона [Текст] / Н.Н. Нелюбова // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 11. – С.47–56.

3. Масленников, А. Государственно-частное партнерство: региональный аспект [Текст] / А. Масленников // Экономист. – 2008. –    № 9. – С.72– 79.

4. Варнавский, В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности [Электронный ресурс] / В.Г.Варнавский // Электронный журнал. Полемика. – 2007.             Выпуск 13. URL : http://bestboy.narod.ru/421.html.