ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Размещение производственных сил, региональная экономика
Иголкина Л.М.
кандидат технических наук, доцент
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
На сегодняшний день значительное число проблем, связанных с обновлением инженерной инфраструктуры, функционирования транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, развитие территорий и т.д., не могут быть решены исключительно за чет бюджетных средств. Поэтому все более актуальным становится развитие института партнерства государственного и частного секторов как эффективного механизма привлечения частных инвестиционных ресурсов в общественно значимые региональные и муниципальные проекты. Такое взаимодействие на основе реализации территориальных стратегий позволит сохранить достигнутые в последние годы темпы экономического роста, повысить эффективность общественного сектора, будет способствовать качественному изменению структуры национальной экономики и усилению конкурентоспособности как отдельных регионов, так и в целом Российской Федерации [1].
Важное значение проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения:
– поддержание в надлежащем состоянии дорожного и транспортного хозяйства;
– социальной инфраструктуры, водного хозяйства и защиты окружающей среды;
– жилищного строительства, водоочистных сооружений;
– энерго- и газообеспечения и т.д.
Основная проблема, с которой при этом сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому на уровне местного самоуправления привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач стало обычной практикой [2].
Однако для эффективного внедрения ГЧП на региональном уровне необходимо формировать специализированную нормативно-правовую базу государственно-частного партнерства. Помимо нормативно- правовых актов, регулирующих общие принципы реализации проектов партнерства, необходимо создавать программные документы, определяющие основные направления его развития на среднесрочную перспективу.
Структура региональных планов должна включать следующие аспекты [3]:
– деятельность по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частно-государственного партнерства. Данный аспект регионального плана должен включать мероприятия, предусматривающие разработку нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства, а также стратегий, программ, концепций, методических рекомендаций, планов действий, относящихся к этой сфере и осуществляемых субъектом Федерации;
– правоприменительную деятельность, связанную с использованием механизмов ГЧП партнерства субъектами Федерации. Этот аспект регионального плана должен включать правоприменительные мероприятия, предусматривающие использование механизмов партнерства, в том числе в рамках реализуемых стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
– деятельность, направленную на содействие использования механизмов государственно-частного партнерства органами местного самоуправления. В рамках данного аспекта регионального плана должны быть приведены мероприятия, направленные на формирование предпосылок развития механизмов партнерства органами местного самоуправления;
– реализацию обеспечивающих мероприятий в сфере развития частно-государственного партнерства.
Анализ практики реализации проектов в субъектах Федерации позволил определить ключевые барьеры для развития партнерства в регионах. Одна из основных проблем – дефицит профессиональных кадров, способных обеспечить качественную проработку и сопровождение проекта. Чаще всего специалистам органов государственной власти субъектов Федерации сложно подготовить концепцию проекта, не говоря уже о проектно-сметной документации. Отсюда возникает ситуация, когда при значительных финансовых ресурсах наблюдается острый дефицит проработанных инвестиционных проектов.
В этой связи для успешного развития института государственно-частного партнерства на региональном уровне при участии государственных институтов развития, региональных бизнес-сообществ и консультантов, в том числе и отделений Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, отраслевых союзов и организаций, должен быть проработан вопрос о создании программ переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, проведении семинаров, конференций, посвященных современным тенденциям государственно-частного партнерства [ 3].
Следующей существенной проблемой является низкая эффективность механизмов управления и координации деятельности по развитию государственно-частного партнерства на региональном уровне. Региональным властям необходимо сосредоточить усилия на выработке региональных инвестиционных политик, отвечающих современным требованиям инвесторов и учитывающих экономический потенциал самих регионов.
Одной из форм координации государственно-частного партнерства на региональном уровне, наряду с общими вопросами формирования эффективной региональной инвестиционной политики, может являться формирование экспертно-консультационных советов по развитию механизмов государственно-частного партнерства [ 3].
Еще одну проблему составляет юридическое оформление государственной собственности, поскольку она не всегда должным образом юридически оформлена, что требует предварительных инвестиций в проведение работ по оформлению всей необходимой документации еще до начала проекта в рамках государственно–частного партнерства. Кроме того, отсутствие генеральных планов городов, схем развития инженерных инфраструктур, полноценной градостроительной документации также тормозит строительство, препятствует переводу земель из одной категории в другую.
Недостатки в системе страхования, регулирования тарифов, проблемы технического регулирования создают дополнительные препятствия для более широкого использования такого партнерства.
В немалой степени развитию партнерства в регионах препятствует неопределенность рисков потенциальных инвесторов. Практика заключения арендных договоров и концессионных соглашений оставляет властям возможность в любой момент разорвать отношения с оператором без всяких компенсаций.
Однако, несмотря на все указанные выше проблемы, механизмы ГЧП уже применяются во многих регионах. В качестве примеров успешных проектов ГЧП в сфере ЖКХ можно привести следующие [ 1]:
– строительство и эксплуатация станции очистки сточных вод в Южном Бутово (Москва);
– завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге;
– реконструкция и эксплуатация станции очистки сточных вод в Зеленограде;
– строительство Юго-Западной водопроводной станции в Москве;
– реконструкция мусоросжигательного завода №3 в Москве;
– строительство и эксплуатация завода по обработке илового осадка в Москве;
– строительство и эксплуатация Курьяновской мини-ТЭС в Москве.
Из этого следует, что государственно-частное партнерство становится реальным инструментом экономической политики субъектов Российской Федерации. С каждым годом в России наблюдается рост проектов государственно-частного партнерства не только в производственной и транспортной инфраструктуре, но и в жилищно-коммунальном хозяйстве, финансировании научных исследований, профессиональном образовании и системе переподготовки кадров.
Уже можно говорить о том, что в России сложилась определенная практика ГЧП, хотя проекты реализуются главным образом на региональном уровне. Это связано, с одной стороны, с перераспределением финансовых потоков в пользу этих более глубоких звеньев общественной структуры, а с другой, подобная децентрализация области действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализации соответствующих программ, что в целом усиливает воздействие гражданского общества на организацию государством публично-правовых отношений и способствует эффективной реализации публичных интересов [ 4].
Литература:
1.Татаркин, А.И. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегий развития территорий / А.И. Татаркин, Д.А. Татаркин, Е.Н. Сидорова // Экономика региона . – 2008 . – № 4 . – С.18–30.
2. Нелюбова, Н.Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии региона [Текст] / Н.Н. Нелюбова // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 11. – С.47–56.
3. Масленников, А. Государственно-частное партнерство: региональный аспект [Текст] / А. Масленников // Экономист. – 2008. – № 9. – С.72– 79.
4. Варнавский, В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности [Электронный ресурс] / В.Г.Варнавский // Электронный журнал. Полемика. – 2007. Выпуск 13. URL : http://bestboy.narod.ru/421.html.