ГЕРОИЧЕСКИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭПОС (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНСКОГО ЭПОСА)

 

                                                                                                         Велиева С.Ф.

Республиканское высшее

учебное заведение

«Крымский инженерно-педагогический университет»

 

ГЕРОИЧЕСКИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭПОС (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНСКОГО ЭПОСА)

 

          Работа посвящена изучению концепта «героизм» в западноевропейской литературе раннего Средневековья. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что лингвокультурное моделирование языка в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся направлений современной лингвистики, однако категориальный состав этой области знания еще недостаточно разработан и вызывает полемику в работах лингвистов.    Предметом концептуальных наблюдений в данном исследовании служит лексема «героизм», которая своим объемным смыслом обобщает выдающиеся по своему общественному значению свершения человека, требующие от него напряжения духовных и физических сил, проявления мужества, храбрости и самоотверженности [1].

          На протяжении веков (ХI– ХШ) испанский народ вел упорную борьбу против арабских завоевателей, утвердившихся на Пиренейском полуострове. Особенно интенсивный характер эта национально-освободительная война (так называемая реконкиста) приобрела в ХI– ХШ вв., когда испанцам удалось овладеть почти всем полуостровом. Патриотическим порывом были охвачены широкие общественные круги Испании. Успехи реконкисты вдохновляли народных поэтов. Герои реконкисты заняли прочное место в народном испанском эпосе. Героизм и героическое осознавались как связь человека-героя со сферой наличных ценностей, будь то мир богов, трансцендентный абсолют или прогрессивные тенденции общественной жизни. Подвиг или иное деяние, через которое герой осуществляет эту связь и сообщает реальное бытие этим сверхличным ценностям, имеет значение для всего общества, в пределе – для всего хода человеческой истории. Это деяние зачастую связано с чрезвычайным напряжением духовных и физических сил, вплоть до пренебрежения собственной жизнью и самопожертвования. Результат героического действия соответствует его масштабу: мифологический культурный герой участвует в обустройстве мироздания, субъективная воля героев классического эпоса есть источник ценностного упорядочения мира, герои Нового времени – воины, революционеры, мыслители – оказали влияние не только на облик политической карты мира, но и на общественное сознание. Система ценностей, совокупность «всеобщих сил действия» в терминологии Гегеля. Обычно героическое связывается с такими понятиями как «мужество», «стойкость», «самопожертвование» «патриотизм», и сопутствующей им парадигмой ценностей (например, в произведениях с военной тематикой) [см. прилож]. Гегель относил к «всеобщим силам действия» не только семью, родину, государство, церковь и т.д., но и такие ценности, как дружба, достоинство, – т. е. общие духовные и нравственные представления.

              Современной «военной» литературе бывает свойственно символическое замещение всей родной земли образом «малой родины», а всего народа – образом близких персонажу людей.

               Хотя героика чести может быть связана с любыми ценностями (в том числе ложными, что перебрасывает мост в область трагического), система ценностей, как правило, принимается за таковую определенным сообществом людей. «Герой-одиночка» тяготеет скорее к трагизму – его одиночество предполагает «неправильное» устройство мира: окружающие живут неистинными ценностями. Мир героического индивида, напротив, гармоничен, между миром и героем нет дисгармонии. Даже коллизия свободы и необходимости осознается как элемент этой гармонии. Культурный герой мифологии и в западноевропейской литературе является символом национальной идентичности. Большинство современных культур характеризуются в настоящий момент полной или частичной переориентацией на мировоззренческие ценности тех или иных мировых религий. При этом мифологический и фольклорный эпос не только сохраняет базовые мировоззренческие приоритеты этноса, характерные для архаического этапа его развития, но и является способом познания и рефлексии современного мира, человека и человеческих отношений. В  эпоху   раннего   средневековья  (V—XI  вв.) литература в странах Западной Европы развивалась преимущественно на латинском языке, чуждом и непонятном народу. [4, c.215].

          Именно в атмосфере большого патриотического подъема сложился величайший памятник испанского народного героического эпоса “Песнь о моем Сиде” (середина ХП в.), дошедшая до нас в единственной рукописи начала ХIII в. значительно попорченной. В “Песне” изображены подвиги знаменитого испанского воителя (el Campeador) ХI в. - Роя (Родриго) Диаса де Бивара, прозванного Сидом. Исторический Сид (около 1043 – 1099) оставил о себе память как один из наиболее выдающихся деятелей реконкисты. Он отнял у мавров область Валенсии, но его главная заслуга заключалась в том, что ему удалось разбить грозные полчища альморавидов, которые из Африки явились на помощь мавританским царькам Испании и уже нанесли ряд поражений войскам Альфонса [6, c.318] .

          В “Песне” Сид Кампеадор становится воплощением народного нравственно-героического идеала, в связи с чем автор “Песни” кое в чем отходит от исторических фактов. Сид всем обязан только своей личной доблести и храбрости.

          Героический эпос разных народов, в том числе “Песнь о моем Сиде”,  по праву занимает значительное место в истории развития художественных жанров литературы Западной Европы [1]. При этом не следует забывать, что средние века – это: разгул феодально-католической реакции, жестокая эксплуатация крепостного крестьянства, кровопролитные феодальные распри, власть всевозможных суеверий и предрассудков, широкий размах освободительной борьбы. Все лучшие произведения европейской средневековой литературы в той или иной мере, в тех или иных формах отражали ход этих событий [4, c.53].

          Героический эпос – это также и элемент культурной истории Европы.

          Таким образом, изучение и анализ лучших произведений данного жанра, расцвет которого приходится на раннее Средневековье, позволяет нам  более глубоко почувствовать и понять дух и культурные традиции той эпохи, оценить его значимость для дальнейшего развития западно-европейского художественного творчества вообще [3].

Литература

  1. Диалоги с Иосифом Бродским / Вступительная статья Я. Гордина. М.: Издательство Независимая Газета, 1998. — 328 с., ил. (Серия «Литературные биографии»).
  2. Другие средние века / Сост. И.В.Дубровский, С.В. Оболенская.-М., 1972.
  3. Соболева К.А. Мифологические аспекты «Сказания о Берене и Лутиэн» Дж.Р.Р.Толкина» // От Возрождения до постмодернизма: сборник аспирантских статей по истории зарубежной литературы. М., МАКС Пресс, 2005. – 64 с.
  4. Шкунаев С.В. Предания и мифы средневековой Ирландии. – М.: Наука. – 1985. – 496 с.
  5. Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков / Сост. Б.И.Пуришев, Р.О. Шор. - М.: Учпедгиз, 1953.
  6. Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М.: Айрис- Пресс. – 2004. – 544с.
  7. Миф в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2003, с.294.
  8. Мифологический словарь. /Ред. – упоряд. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1998. – 674с.
  9. Уронов Д. М. Английская литература: Литература XVI в. Поэзия // История всемирной литературы. – М.: Наука. – 1985. Т.З. – 299с.