МЕСТО ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

 

Социальные структуры и социальные отношения

Орлова И.С.

аспирант, Белгородский университет кооперации, экономики и права

 

МЕСТО ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ


ХХI век – век высоких технологий, в который наше общество получает совершенно новый уровень развития. В настоящее время мы можем обмениваться информацией, общаться между собой, искать работу не только в реальном мире, но и в виртуальном.

Еще в 1985 году основатель Apple Стив Джобс говорил:  «Компьютер – это самый невероятный инструмент, который мы когда-либо видели. Его можно использовать в качестве текстового процессора, центра коммуникаций, супер-калькулятора, планировщика, художественного инструмента и так далее. Ни один предмет не обладает мощью и универсальностью компьютера.... Сейчас компьютеры делают нашу жизнь проще. Они обрабатывают данные за доли секунды, а у нас это бы заняло множество часов. Они повышают качество жизни и расширяют наши возможности. С каждым годом они будут делать для нас все больше и больше». И его слова оказались пророческими.

Действительно, темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Компьютер, интернет и другие информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. Персональные компьютеры становятся все компактнее, что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был. Уже изобретены поистине гигантские хранилища памяти, вместимость которых измеряется петабайтами. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google».

В настоящее время наблюдается компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека. Помимо количественного роста и высоких темпов проникновения компьютерных технологий во все сферы жизнедеятельности индивидов и социальных групп, с развитием Интернета происходит приумножение числа способов применения персональных компьютеров.

Благодаря распространению и развитию информационных и телекоммуникационных технологий человек получает возможность активно участвовать в политической, государственной, экономической, образовательной, социальной жизни общества.

Как показал проведенный информационным каналом Subscribe.ru онлайн-опрос участников молодежных движений в интернете, состоящих в виртуальных сообществах, почти в половине случаев (46%) подобные сообщества не существуют вне интернета, а большинство их участников (79%) в реальной жизни не знакомы с теми, с кем состоят в сообществе. В 33% случаев имеет место существование сообществ за пределами сети, но интернет все равно остается их основой и питательной средой, хотя 70% их участников знакомы друг с другом в реальном мире. И только в 21% случаев интернет используется, главным образом, как дополнительная коммуникация и рекламный инструмент сообщества, созданного за пределами сети. В таких сообществах около 80% участников знакомы друг с другом лично.

На сегодняшний день наибольшую популярность у молодежи набирают профессиональные сообщества. Необходимо четко понимать, что такое профессиональное сообщество.

Профессиональное сообщество – это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач.

Профессиональное сообщество отличается от сообщества, сформированного по интересам или географического сообщества, наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в повседневной профессиональной деятельности. Члены сообщества объединены совместной активностью (от бесед в обеденный перерыв до решения сложных проблем в специально отведенное время) и знаниями, приобретенными в результате участия в этой активности.

Главной целью существования таких сообществ является профессиональное общение коллег и единомышленников, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между участниками обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование.

Одна из причин, по которой специалисты узнают друг друга всё лучше и лучше, — появление нового мощного средства коммуникации — Интернета. В таких сообществах могут участвовать люди из различных уголков мира и делится своим опытом, а зачастую и помогать в проблемах, связанных с профессиональной деятельностью. Многие ресурсы Всемирной сети позволяют устанавливать профессиональные контакты, вести поиск работы, знакомых, а также единомышленников по интересам.

Профессиональные сообщества  способствуют процессу обмена специализированными знаниями, информацией,  используемой в повседневной деятельности, а также обеспечивают обучение и саморегулирование.  Каждое профессиональное сообщество, в котором человек принимает активное участие, приносит ему ощутимую пользу в профессиональной деятельности.

Благодаря профессиональным сообществам человек может решить конкретную практическую задачу. Он может попросить проконсультировать его людей, более компетентных  в этом вопросе.

В настоящий момент уже трудно представить жизнь без Интернет. Студенты проводят много времени в виртуальной  реальности за поиском информации по предметам. Поэтому стоит рассмотреть другой тип сообществ, формирующийся на основе общей деятельности – образовательные сообщества.

В статье «Феномен виртуальных учебных сообществ» М. В. Моисеева и С. Сойферт пишут: «... главным отличием учебных сообществ от других сообществ Интернета (географических, сообществ практиков, негосударственных организаций и т.п.) является специфическая образовательная среда, которая влияет в равной степени и на преподавателей, и на учащихся, определяет их роли и требует продуманного организационного построения учебного процесса»[1].

Образование не должно ограничиваться виртуальным обучением. Электронное обучение не исчерпывается тем, чтобы получать информацию через сеть, как это свойственно дистанционному обучению, или искать информацию в сети, как это свойственно обучению исследовательскому. Поэтому и создаются сетевые сообщества, в которых могут содержаться отдельные тексты, фотографии, видеофрагменты и базы данных, которые создаются членами сообществ в помощь. Они открывают новые двери для образования, способствуют повышению эффективности обучения. Участие в таких сообществах позволяет общаться с более опытными коллегами и спрашивать у них совета в случае необходимости.

Члены такого сообщества могут вынести на обсуждение свои статьи, наработки. В процессе дискуссии люди могут помочь внести необходимые дополнения и пояснения. В результате чего автор может провести корректировку своих работ. Таким образом, участники сообщества делятся своим опытом и знаниями.

На данный момент в России начинают практиковать и получение образования через  Интернет. Сейчас не нужно ходить на лекции. Студент получает в начале семестра готовый конспект, презентации лекций, электронные учебники по дисциплинам, виртуальные лабораторные комплексы, аудио и видео материалы.

Но возникает вопрос, как же студент будет общаться с преподавателем? Благодаря Интернет преподаватель всегда на связи посредством  форумов, чата, электронной почты. Студент может задать свой вопрос и получить от высококвалифицированного преподавателя быстрый ответ. Также можно общаться и в «живую», это позволит сделать видеоконференция, а электронные виртуальные доски позволяют в режиме реального времени обсудить вопросы то техническим предметам.

Описывая место интернет-сообщества в жизни молодежи, не стоит забывать и о так называемых «развлекательных» сообществах. К ним чаще всего могут относится популярные в наше время социальные сети. В них можно найти практически любой интерес для себя. В настоящий момент в Интернете существует огромное количество блогов, сайтов для поиска и поддержания связи со знакомыми, форумов и других возможностей коммуникации.

Обычно в современной социальной сети обычно существует набор стандартных сервисов:

-     создание и хранение личной карточки с контактными данными, так называемый профайл;

-     онлайновая адресная книга;

-     онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера;

-     хранилище мультимедийных данных пользователя;

-     пользователь может ограничивать общение с нежелательными персонами и т.д.

Социальные сети помогают молодежи общаться между собой, и особенно это важно когда люди находятся на расстоянии друг от друга, и не могут общаться «в живую». Пользователи сети могут найти там новых друзей, а также друзей детства, с которыми они давно потеряли связь. Это позволяет им общаться не тратя денег на телефонные переговоры, быть всегда на связи друг с другом, обмениваясь сообщениями.

Также можно выделить как одну из положительных черт социальных сетей – создание групп. Они создаются по интересам. В группах могут идти различные обсуждения, оповещения. Также могут создаваться студенческие группы, в которых можно обсудить ту или иную тему, связанную с обучением, узнать расписание занятий, прочитать новости из жизни учебного заведения и т.п.

На свои странички в социальных сетях молодежь активно добавляет различные аудо и видео файлы, загружает фотографии, добавляет различные флеш-приложения. Таким образом, в социальной сети можно найти практически все, чем интересуется молодежь.

Также социальные сети прельщают молодежь тем, что они в виртуальном мире могут быть, кем угодно и писать про себя, что им захочется. Таким образом, человек пытается самовыразиться, что в обычной жизни по тем или иным причинам у него не получается.

Сегодня в качестве инструментов цифровых телекоммуникационных технологий выступают персональные компьютеры, сотовые телефоны, смартофоны, персональные органайзеры, планшеты и т.д. Таким образом, место интернет в жизни молодежи занимает значительное место. Молодые люди уже не могут обходиться без него.  Но главное знать меру в таких увлечениях. Ведь оборотной стороной может явится не приспособленность к нормальной жизни, не способность общаться с людьми в реальном мире, может появится чувство отчужденности от реальности. Поэтому стоит ограничивать времяпровождения в сети.

 

 

Литература:

  1. Адамский.А. «Модель сетевого взаимодействия». Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2002. № 4 (00.01). С. 23–24.
  2. Бондаренко С.В. О типизации виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности. / Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. / Под общ. ред. А.Н. Кулика. -М.: Логос, 2003. С. 399-407.
  3. Василевская. Е.В. «Сетевая организация как новый тип отношений идеятельности в современных условиях».
  4. Интернет и российское общество (2007) / Под ред. И.А. Семенова. М.
  5. Моисеева М.В., Сойферт С. Феномен виртуальных учебных сообществ // Информационное общество, 2001, № 4, С. 51-53.
  6. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008. -№ 7. - С. 61-75.
  7. Чураков А. Анализ социальных сетей //Социологические исследования. – 2007 – № 1 – С.109
  8. http://www.soobshestva.ru/wiki/Social%27nyeSetiBudushheeRuneta?v=bj4
  9. http://www.citycat.ru/iq/nn/n52_05.html
  10. http://www.emc.komi.com/02/17/108_01.htm
  11. http://sigla.rsl.ru
  12. http://www.dissercat.com