Принципы конструирования подвижных терминологических карт по философии

 

УДК 378 

 

Серебрякова Юлия Вадимовна,

доцент кафедры «Философия» Ижевского Государственного Технического Университета им. М.Т. Калашникова

 

Принципы конструирования

подвижных терминологических карт по философии

 

Аннотация. В статье обосновываются принципы конструирования подвижных терминологических карт для семинаров и самостоятельной работы по философии. Работа со смыслами на занятиях по философии начинается с создания смысловых алгоритмов, затем, через конструирование терминологических карт, переходит к осмыслению философских текстов.

Ключевые слова: смысловой алгоритм, подвижная терминологическая карта, стратегии философствования.

Аbstract. The article explains the design principles of mobile terminology cards for seminars and independent work in philosophy. Working with the meanings in the classroom on the philosophy begins with the creation of semantic algorithms, and then, through the construction of terminology cards, passes to the understanding of philosophical texts.

Keywords: semantic algorithm, the moving map terminology, the strategy of philosophizing.

 

Освоение курса философии в ВУЗе предполагает не только понимание терминологического аппарата дисциплины, но и умения применить теоретические знания на практике (см. общекультурные компетенции специалиста/бакалавра). Однако даже представляя себе систему категорий и понятий, студент, тем не менее, далеко не всегда в состоянии увидеть связи между категориями и понятиями своей специальности и категориями философии.

Поэтому мы предлагаем методику обучения философии не столько по учебникам и словарям, а, образно выражаясь, «с чистого листа»: двигаться от самостоятельного построения смыслового алгоритма как поля смыслов вокруг ключевого слова (категории или понятия) через конструирование подвижной терминологической карты к осмыслению оригинального философского текста.

Целью методики создания смысловых алгоритмов является обучение точности, здравости и самостоятельности мышления. В задачи методики входят: 1) осмысление (и проговаривание) основных философских категорий; 2) сравнительный анализ текстов современных учебников и словарей по философии; 3) создание смысловых алгоритмов первого – третьего уровней сложности. Смысловые алгоритмы выстраиваются как основа для беседы о ценностях: о том, что есть добро и зло, что такое достоинство, честь, справедливость, красота, дом, семья, родина, соревнование, конкуренция и т.д. (см. общекультурные компетенции бакалавра/специалиста).

При разработке методики мы уточнили понятие «концепт», применяемое в современных педагогических, психологических, филологических исследованиях. Для профессионально-педагогического описания концепта значимым оказывается то, что концепты служат обработке субъективного опыта путем подведения информации под определенные выработанные обществом категории понятий. Концепт – это объективное явление, которое становится таковым после осознания личностью  связей и отношений, осуществляемых через практическую коммуникативную деятельность. Мы же в этом своем исследовании пробуем двигаться в «обратную сторону»: от бытия слова в обыденном языке к языку бытия философии.

В отечественных исследованиях наблюдается разнообразие мнений в определении понятий, объясняющих глубинный слой ноосферы, который именуется концептом [1, с. 98]: «понятие», «генотип», «доминанта», «логоэписистема», «лингвокультурема» и т.д. Таким образом, концепт не имеет точной и общепринятой дефиниции. На основе анализа исследований по концептологии (Е. Кубрякова, Ю. Апресян, В. Колесов, Е. Попова, И. Стернин, Д. Лихачев, Ю. Степанов и др.) нами выделены достаточные признаки концепта как единицы обучения, обеспечивающие осознание студентами формы их представления в языке:

  1. Единица структурированного знания, состоящая из понятийного, образного, ценностного компонентов.
  2. Для этой единицы знания характерна особая семантическая плотность (объем) – представленность в плане выражения рядом синонимов, пословиц и поговорок, литературных сюжетов, философских текстов и т.д.
  3. Эта единица знания ориентирована на план выражения, т.е. включенность в ассоциативные парадигматические связи, сложившиеся в лексической системе языка.

Концепты выстраиваются на основе первоначального, исходного слова, вокруг которого сначала с помощью однокоренных слов, а также слов, реконструированных этимологически, моделируется «смысловое гнездо» - ряд слов с синонимическими или контрастными значениями. «Смысловое гнездо» наглядно показывает бытие исходного понятия в языке, его нюансы и возможные смысловые переходы к другим «смысловым гнездам». Таким образом проектируются смысловые алгоритмы первого уровня.

Смысловой алгоритм первого уровня (проработка ядра «смыслового гнезда») включает в себя ключевые понятия, представленные цепочкой однокоренных слов. Например, исходное словосочетание «обретение себя» образует цепочку: обрести→встреча→Сретение Господне→ открытие→ находка→ отыскание→ принятие→ обнова→ промысел. Каждое слово в цепочке может быть развернуто далее.

Смысловые алгоритмы второго уровня выстраиваются в поле противостояния двух понятий, полярных друг другу по смыслу. Эти понятия уточняют друг друга относительно ситуации и заданы в виде вопроса, например: соревнование или война? Разум или чувства? Разум или глупость? Разум или заумь? Призвание или лень? Гуманизм или антигуманизм? И т.д. Смысловые алгоритмы этого уровня выстраиваются в виде таблицы или в виде цепочки ассоциаций. Например:

Соперничество или распря?

Соперничество→соперниксоревнованиепервенствозавистьревность. Распря→раздор, войнаразрушение, смертьотвагадоблесть. Раздор→ упрямствогнев. Раздорбитвапротивостояниестойкость.

Эта небольшая работа, на наш взгляд, удачно демонстрирует как владение смыслами этимологических «корней» слов, так и точность ассоциативной логики: стойкость вырабатывается только там и только тогда, когда есть противостояние (спор, конкуренция, вражда).

Задача построения смысловых алгоритмов третьего уровня – осмысление таких философских категорий, как «время», «пространство», «материя», «сознание», «душа», «общество» и др. Форма алгоритмов этого уровня может варьироваться от ассоциативной цепочки разомкнутого и замкнутого типа до развернутых тезисов в виде перечня. Студентам необходимо построить модель смыслового поля вокруг ключевого слова (центрального понятия или категории), подбирая ассоциации как можно точнее. Поэтому алгоритмы третьего уровня показывают не столько способности студентов к фантазированию, сколько навыки системного логического мышления (навыки собственно культуры мышления, см. общекультурные компетенции). Например:

ВРЕМЯ. ВАРИАНТ 1.

  • Неизбежность: потерянного времени не вернешь, старение организма;
  • Относительность: теория относительности;
  • Необратимость и непрерывность: в одну реку дважды не войдешь;
  • Неравнозначность: один прожитый человеком день является целой прожитой жизнью для комара;
  • Направленность: все движется только из прошлого в будущее, машины времени не существует;
  • Зависимость: все физические величины зависят от времени;
  • Бесконечность: мы умираем – время остается.

Смысловые алгоритмы первого и третьего уровней качественно отличаются, во-первых, абстрактностью ключевых понятий, во-вторых, сложностью и системностью алгоритмов третьего уровня. В большинстве случаев начальный этап создания алгоритма третьего уровня – это осмысление противоположного понятия, для навыка определения которого необходим опыт построения алгоритма второго уровня.

Опыт создания смысловых алгоритмов – это опыт разночтений: начиная с ключевых понятий и категорий философии, студенты в своей самостоятельной работе и на семинарах по философии постепенно переходят к анализу и осмыслению философских текстов (от отрывков – афоризмов, коанов до целостных текстов). При осмыслении основных философских категорий были созданы совместно со студентами первые подвижные терминологические карты (банк терминологических карт). Подвижная терминологическая карта – это свернутая схема понятия/категории, принципиально открытая для последующих дополнений и уточнений (потому и названа подвижной).

Алгоритм создания подвижной терминологической карты таков:

1. Создание смыслового алгоритма на основе слов обыденного языка;

2. Создание смыслового алгоритма на основе определения из философского словаря или учебника;

3. Создание подвижной терминологической карты категории или понятия;

4. Выяснение связей и общих тем между категориальным аппаратом философии и категориями дисциплин гуманитарного направления.

В настоящее время созданы такие подвижные терминологические карты, как «Сознание», «Бытие», «Тело», «Душа», «Фантазм», «Текст» и др. (всего около 70).

Список использованных источников:

1. Колесов В.В. Концепт культуры: образ - понятие – символ  // Вестник СПбГУ. Сер.2. СПб., 1992. Вып. 3., № 16. – 288с.