Инновационный подход к выбору содержания элективных курсов в общеобразовательных школах

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

Байсалямова Г. А.

Россия, ХМАО, п. Горноправдинск Учитель математики и физики

Инновационный подход к выбору содержания элективных курсов в общеобразовательных школах

 

Введение.

В связи переходом общеобразовательных школ на профильное обучение и возрастающими требованиями к выпускникам, перед  учителями общеобразовательных школ стоит весьма трудная и ответственная задача – выпуск мотивированных, хорошо подготовленных учащихся – абитуриентов. Правильный выбор профессии школьниками обеспечивает их последующее успешное обучение в ВУЗе, а, затем и трудоустройство. Поэтому, кроме психологических тестов на профессиональную пригодность, обучаясь  в школе, дети должны получать представление  о выбранной профессии, или,  хотя бы  получать представление о том, с чем придётся столкнуться  в институтах или университетах. Следовательно,  школам необходимо поддерживать тесную связь с ВУЗами, совместно знакомя  учащихся старших классов с  требованиями, предъявляемых к студентам и стоящими перед ними задачами. Осуществлять это можно как через экскурсии, посещения  Дней открытых дверей ВУЗов и др. Но одноразовое краткое  посещение  не даёт адекватного представления о том, чем занимаются студенты данной специальности, и, зачастую, на первокурсники  не готовы прилагать усилия, чтобы преодолеть возникающие  трудности  при усвоении вузовского материала. Предлагаемый нами инновационный метод заключается в том, чтобы обучаясь ещё в школе,  ребёнок  получил верное представление о своих возможностях и познакомился  в общих чертах с выбранной специальностью. Для этого необходимо вводить  рекомендованные ВУЗами для школ элективные курсы,  практикумы, лабораторные работы  и др., содержащие элементы деятельности, характерные для данной специализации. Таким образом, перед учителями была поставлена следующая задача: разработка элективных курсов, основанных на предложенных ВУЗами задачах.

Одним из практикумов, знакомящих учащихся с задачами,  которые  решают студенты, обучающиеся по космофизическому направлению, является программный пакет «Космофизика-2007» (разработчики УлГУ, НИИЯФ МГУ), интегрирующий в себе ряд задач лабораторного практикума. Некоторые задачи данного практикума («Динамика Солнечных пятен» и «Параметры геоида и гравитационного потенциала Земли») были адаптированы для реализации их в средних школах. В настоящее время разработан полный пакет документов для данного практикума (программа, планы и т д.)

Задачи космического практикума  в школе.

Решая задачи космофизического практикума в школе, реализуется  сразу несколько целей, которые ставит перед собой учитель: 

-учащиеся  получают некоторые астрономические сведения, которые теперь не входят в общеобразовательную программу. Даже если они просто заинтересовались предложенными задачами, а не  выбрали физику в качестве своей будущей специальности,   выполнение  задач практикума  расширяет кругозор учащихся, ЗУН, т. е в любом случае приносит пользу;

- знакомит учащихся со специализированными терминами и некоторыми методами обработки экспериментальных данных. Те учащиеся, которые осознанно сделали выбор в пользу специальности,  связанной с  физикой, пробуют свои силы, тренируют волю и  задумываются над тем, что необходимо  «подтянуть», к примеру,  математику. Т. е. для учащихся  уже не будет  «сюрпризом»  сложный математический аппарат, с которым они сталкиваются уже на первом курсе.

Перед практическим выполнением задач космического практикума  обязательно осуществляется изучение теоретического материала, необходимого для понимания физических процессов и явлений задач, а так же для освоения математического аппарата. При отборе теоретического материала необходимо учитывать:

-  контингент учащихся(т.е. учитель, зная, на что способен класс, регулирует объём и глубину преподаваемого материала.  В слабых классах можно  весь материал  излагать на научно – популярном уровне, включив обязательные конечные формулы, по которым производятся расчёты. В профильных классах излагается  материал более сложного  содержания.);

- количеством времени, которым располагает учитель (учебным планом);

После освоения теории осуществляется практическое выполнение задач. Предлагаемая методика обработки данных, полученных в программе «Космофизика -2007», предполагает владение основными навыками работы в программе Excel. Обработка совсем не представляет собой сложности для учащихся, если их снабдить соответствующими указаниями к выполнению работы). Если ученик слабо владеет навыками работы в Excel, то можно воспользоваться видеоуказаниями к работе.  Видеоуказания имеют простой интерфейс и не требуют дополнительных программ, если на компьютер установлен офисный пакет и необходимые кодеки для проигрывателя.

В качестве примера, ниже представлен фрагмент текстового указания к выполнению задач практикума:

 

Рис.1. Фрагмент текстового указания к выполнению задач практикума.

Практически, возможно, что ученик может самостоятельно  обрабатывать  данные дома, у своего компьютера, если имеет на руках  предлагаемую методику выполнения  задач космического практикума. Таким образом можно восполнить недостаток аудиторного времени.

Выполнив работу, учащиеся оформляют её  в форме отчёта, проекта,  web-страницы или др., а затем выступают на школьных научных конференциях с докладом. После выполнения работы, учащиеся, осваивавшие теоретический материал на популярном уровне, обычно начинают искать более глубоких знаний. Для них возможно возобновление  лекций, содержащих уже более сложный материал. При отсутствии таковой возможности, дальнейшее изучение материала выносится на самостоятельное изучение. Надо сказать, что космический практикум  вызывает у  учащихся неподдельный интерес, т. к. позволяет непосредственно получать и обрабатывать  данные, полученных настоящими спутниками,  прикоснуться к науке, почувствовать себя  настоящими исследователями.

Материал космофизического практикума можно применять  на любом уроке, конечно, не в полном объёме.   Проблемные вопросы, основанные на материале практикума, заинтересовывают, заставляют задуматься, а,  следовательно,  развивают  мышление учащихся. Для того, чтобы привлечь как можно больше учащихся к изучению физики, астрономии можно проводить в школе такие игры как: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Лидер 21 века», в которые можно включать любые вопросы по выбранному разделу, в том числе вопросы по теории космического практикума.

Реализация  задач космофизического практикума

в средней школе п. Горноправдинск.

Задачи космического практикума «Динамика Солнечных пятен»  и «Параметры геоида и гравитационного потенциала Земли» были адаптированы и реализованы в средней школе –интернате п. Горноправдинск Ханты –Мансийского района, Тюменской области. В школе физика  и алгебра изучаются на базовом уровне, т.е  по 2 часа в неделю, профильные классы естественно – математического направления отсутствуют. Все часы школьного компонента отдаются на производственное обучение. Контингент учащихся слабый. Но даже на этой базе  стало возможным выполнение задач практикума. Все занятия проводились  дополнительно, после уроков. Учащимся сообщался материал научно – популярного характера и  сведения, без которых невозможно выполнение задач.

Выполняя задачи космофизического практикума, учащиеся познакомились не только с общими астрономическими сведениями, но и с методами обработки снимков Солнца, позволяющих исследовать один из наиболее важных наблюдаемых элементов солнечной активности - солнечные пятна, получили навык обработки данных систем слежения за спутниками.

Заключение.

Введение космического практикума в школу позволяет выпускать из школы мотивированных, хорошо подготовленных учащихся- абитуриентов  ВУЗов. Таким образом, в процессе работы над задачами практикума:

  1. Учащиеся расширяют свой  кругозор, получают недостающую информацию, а, следовательно, уменьшается  большой отрыв  школьной программы от  науки.
  2. В процессе решения задач практикума возникает побуждение  «подтянуть»  математику, физику.
  3. Данный курс учит школьников самостоятельно работать, прилагать усилия, морально готовит их продолжать обучение  в ВУЗе.
  4. Учащиеся получают представление о  деятельности, которой они будут заниматься, о выбранной профессии.
  5. Приобщаясь к науке, появляется стимул к дальнейшей работе.

В настоящее время некоторые учащиеся выбрали специальность «физика» и являются студентами ВУЗов, что свидетельствует о целесообразности применения данного инновационного подхода к выбору содержания элективных курсов в общеобразовательных школах.  

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

Байсалямова Г. А.

Россия, ХМАО, п. Горноправдинск Учитель математики и физики

Инновационный подход к выбору содержания элективных курсов в общеобразовательных школах.

 

Введение.

В связи переходом общеобразовательных школ на профильное обучение и возрастающими требованиями к выпускникам, перед  учителями общеобразовательных школ стоит весьма трудная и ответственная задача – выпуск мотивированных, хорошо подготовленных учащихся – абитуриентов. Правильный выбор профессии школьниками обеспечивает их последующее успешное обучение в ВУЗе, а, затем и трудоустройство. Поэтому, кроме психологических тестов на профессиональную пригодность, обучаясь  в школе, дети должны получать представление  о выбранной профессии, или,  хотя бы  получать представление о том, с чем придётся столкнуться  в институтах или университетах. Следовательно,  школам необходимо поддерживать тесную связь с ВУЗами, совместно знакомя  учащихся старших классов с  требованиями, предъявляемых к студентам и стоящими перед ними задачами. Осуществлять это можно как через экскурсии, посещения  Дней открытых дверей ВУЗов и др. Но одноразовое краткое  посещение  не даёт адекватного представления о том, чем занимаются студенты данной специальности, и, зачастую, на первокурсники  не готовы прилагать усилия, чтобы преодолеть возникающие  трудности  при усвоении вузовского материала. Предлагаемый нами инновационный метод заключается в том, чтобы обучаясь ещё в школе,  ребёнок  получил верное представление о своих возможностях и познакомился  в общих чертах с выбранной специальностью. Для этого необходимо вводить  рекомендованные ВУЗами для школ элективные курсы,  практикумы, лабораторные работы  и др., содержащие элементы деятельности, характерные для данной специализации. Таким образом, перед учителями была поставлена следующая задача: разработка элективных курсов, основанных на предложенных ВУЗами задачах.

Одним из практикумов, знакомящих учащихся с задачами,  которые  решают студенты, обучающиеся по космофизическому направлению, является программный пакет «Космофизика-2007» (разработчики УлГУ, НИИЯФ МГУ), интегрирующий в себе ряд задач лабораторного практикума. Некоторые задачи данного практикума («Динамика Солнечных пятен» и «Параметры геоида и гравитационного потенциала Земли») были адаптированы для реализации их в средних школах. В настоящее время разработан полный пакет документов для данного практикума (программа, планы и т д.)

Задачи космического практикума  в школе.

Решая задачи космофизического практикума в школе, реализуется  сразу несколько целей, которые ставит перед собой учитель: 

-учащиеся  получают некоторые астрономические сведения, которые теперь не входят в общеобразовательную программу. Даже если они просто заинтересовались предложенными задачами, а не  выбрали физику в качестве своей будущей специальности,   выполнение  задач практикума  расширяет кругозор учащихся, ЗУН, т. е в любом случае приносит пользу;

- знакомит учащихся со специализированными терминами и некоторыми методами обработки экспериментальных данных. Те учащиеся, которые осознанно сделали выбор в пользу специальности,  связанной с  физикой, пробуют свои силы, тренируют волю и  задумываются над тем, что необходимо  «подтянуть», к примеру,  математику. Т. е. для учащихся  уже не будет  «сюрпризом»  сложный математический аппарат, с которым они сталкиваются уже на первом курсе.

Перед практическим выполнением задач космического практикума  обязательно осуществляется изучение теоретического материала, необходимого для понимания физических процессов и явлений задач, а так же для освоения математического аппарата. При отборе теоретического материала необходимо учитывать:

-  контингент учащихся(т.е. учитель, зная, на что способен класс, регулирует объём и глубину преподаваемого материала.  В слабых классах можно  весь материал  излагать на научно – популярном уровне, включив обязательные конечные формулы, по которым производятся расчёты. В профильных классах излагается  материал более сложного  содержания.);

- количеством времени, которым располагает учитель (учебным планом);

После освоения теории осуществляется практическое выполнение задач. Предлагаемая методика обработки данных, полученных в программе «Космофизика -2007», предполагает владение основными навыками работы в программе Excel. Обработка совсем не представляет собой сложности для учащихся, если их снабдить соответствующими указаниями к выполнению работы). Если ученик слабо владеет навыками работы в Excel, то можно воспользоваться видеоуказаниями к работе.  Видеоуказания имеют простой интерфейс и не требуют дополнительных программ, если на компьютер установлен офисный пакет и необходимые кодеки для проигрывателя.

В качестве примера, ниже представлен фрагмент текстового указания к выполнению задач практикума:

 

Рис.1. Фрагмент текстового указания к выполнению задач практикума.

Практически, возможно, что ученик может самостоятельно  обрабатывать  данные дома, у своего компьютера, если имеет на руках  предлагаемую методику выполнения  задач космического практикума. Таким образом можно восполнить недостаток аудиторного времени.

Выполнив работу, учащиеся оформляют её  в форме отчёта, проекта,  web-страницы или др., а затем выступают на школьных научных конференциях с докладом. После выполнения работы, учащиеся, осваивавшие теоретический материал на популярном уровне, обычно начинают искать более глубоких знаний. Для них возможно возобновление  лекций, содержащих уже более сложный материал. При отсутствии таковой возможности, дальнейшее изучение материала выносится на самостоятельное изучение. Надо сказать, что космический практикум  вызывает у  учащихся неподдельный интерес, т. к. позволяет непосредственно получать и обрабатывать  данные, полученных настоящими спутниками,  прикоснуться к науке, почувствовать себя  настоящими исследователями.

Материал космофизического практикума можно применять  на любом уроке, конечно, не в полном объёме.   Проблемные вопросы, основанные на материале практикума, заинтересовывают, заставляют задуматься, а,  следовательно,  развивают  мышление учащихся. Для того, чтобы привлечь как можно больше учащихся к изучению физики, астрономии можно проводить в школе такие игры как: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Лидер 21 века», в которые можно включать любые вопросы по выбранному разделу, в том числе вопросы по теории космического практикума.

Реализация  задач космофизического практикума

в средней школе п. Горноправдинск.

Задачи космического практикума «Динамика Солнечных пятен»  и «Параметры геоида и гравитационного потенциала Земли» были адаптированы и реализованы в средней школе –интернате п. Горноправдинск Ханты –Мансийского района, Тюменской области. В школе физика  и алгебра изучаются на базовом уровне, т.е  по 2 часа в неделю, профильные классы естественно – математического направления отсутствуют. Все часы школьного компонента отдаются на производственное обучение. Контингент учащихся слабый. Но даже на этой базе  стало возможным выполнение задач практикума. Все занятия проводились  дополнительно, после уроков. Учащимся сообщался материал научно – популярного характера и  сведения, без которых невозможно выполнение задач.

Выполняя задачи космофизического практикума, учащиеся познакомились не только с общими астрономическими сведениями, но и с методами обработки снимков Солнца, позволяющих исследовать один из наиболее важных наблюдаемых элементов солнечной активности - солнечные пятна, получили навык обработки данных систем слежения за спутниками.

Заключение.

Введение космического практикума в школу позволяет выпускать из школы мотивированных, хорошо подготовленных учащихся- абитуриентов  ВУЗов. Таким образом, в процессе работы над задачами практикума:

  1. Учащиеся расширяют свой  кругозор, получают недостающую информацию, а, следовательно, уменьшается  большой отрыв  школьной программы от  науки.
  2. В процессе решения задач практикума возникает побуждение  «подтянуть»  математику, физику.
  3. Данный курс учит школьников самостоятельно работать, прилагать усилия, морально готовит их продолжать обучение  в ВУЗе.
  4. Учащиеся получают представление о  деятельности, которой они будут заниматься, о выбранной профессии.
  5. Приобщаясь к науке, появляется стимул к дальнейшей работе.

В настоящее время некоторые учащиеся выбрали специальность «физика» и являются студентами ВУЗов, что свидетельствует о целесообразности применения данного инновационного подхода к выбору содержания элективных курсов в общеобразовательных школах.  

Байсалямова Г. А.

Инновационный подход к выбору содержания элективных курсов в общеобразовательных школах.

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

Байсалямова Г. А.

Россия, ХМАО, п. Горноправдинск Учитель математики и физики

Инновационный подход к выбору содержания элективных курсов в общеобразовательных школах.

 

Введение.

В связи переходом общеобразовательных школ на профильное обучение и возрастающими требованиями к выпускникам, перед  учителями общеобразовательных школ стоит весьма трудная и ответственная задача – выпуск мотивированных, хорошо подготовленных учащихся – абитуриентов. Правильный выбор профессии школьниками обеспечивает их последующее успешное обучение в ВУЗе, а, затем и трудоустройство. Поэтому, кроме психологических тестов на профессиональную пригодность, обучаясь  в школе, дети должны получать представление  о выбранной профессии, или,  хотя бы  получать представление о том, с чем придётся столкнуться  в институтах или университетах. Следовательно,  школам необходимо поддерживать тесную связь с ВУЗами, совместно знакомя  учащихся старших классов с  требованиями, предъявляемых к студентам и стоящими перед ними задачами. Осуществлять это можно как через экскурсии, посещения  Дней открытых дверей ВУЗов и др. Но одноразовое краткое  посещение  не даёт адекватного представления о том, чем занимаются студенты данной специальности, и, зачастую, на первокурсники  не готовы прилагать усилия, чтобы преодолеть возникающие  трудности  при усвоении вузовского материала. Предлагаемый нами инновационный метод заключается в том, чтобы обучаясь ещё в школе,  ребёнок  получил верное представление о своих возможностях и познакомился  в общих чертах с выбранной специальностью. Для этого необходимо вводить  рекомендованные ВУЗами для школ элективные курсы,  практикумы, лабораторные работы  и др., содержащие элементы деятельности, характерные для данной специализации. Таким образом, перед учителями была поставлена следующая задача: разработка элективных курсов, основанных на предложенных ВУЗами задачах.

Одним из практикумов, знакомящих учащихся с задачами,  которые  решают студенты, обучающиеся по космофизическому направлению, является программный пакет «Космофизика-2007» (разработчики УлГУ, НИИЯФ МГУ), интегрирующий в себе ряд задач лабораторного практикума. Некоторые задачи данного практикума («Динамика Солнечных пятен» и «Параметры геоида и гравитационного потенциала Земли») были адаптированы для реализации их в средних школах. В настоящее время разработан полный пакет документов для данного практикума (программа, планы и т д.)

Задачи космического практикума  в школе.

Решая задачи космофизического практикума в школе, реализуется  сразу несколько целей, которые ставит перед собой учитель: 

-учащиеся  получают некоторые астрономические сведения, которые теперь не входят в общеобразовательную программу. Даже если они просто заинтересовались предложенными задачами, а не  выбрали физику в качестве своей будущей специальности,   выполнение  задач практикума  расширяет кругозор учащихся, ЗУН, т. е в любом случае приносит пользу;

- знакомит учащихся со специализированными терминами и некоторыми методами обработки экспериментальных данных. Те учащиеся, которые осознанно сделали выбор в пользу специальности,  связанной с  физикой, пробуют свои силы, тренируют волю и  задумываются над тем, что необходимо  «подтянуть», к примеру,  математику. Т. е. для учащихся  уже не будет  «сюрпризом»  сложный математический аппарат, с которым они сталкиваются уже на первом курсе.

Перед практическим выполнением задач космического практикума  обязательно осуществляется изучение теоретического материала, необходимого для понимания физических процессов и явлений задач, а так же для освоения математического аппарата. При отборе теоретического материала необходимо учитывать:

-  контингент учащихся(т.е. учитель, зная, на что способен класс, регулирует объём и глубину преподаваемого материала.  В слабых классах можно  весь материал  излагать на научно – популярном уровне, включив обязательные конечные формулы, по которым производятся расчёты. В профильных классах излагается  материал более сложного  содержания.);

- количеством времени, которым располагает учитель (учебным планом);

После освоения теории осуществляется практическое выполнение задач. Предлагаемая методика обработки данных, полученных в программе «Космофизика -2007», предполагает владение основными навыками работы в программе Excel. Обработка совсем не представляет собой сложности для учащихся, если их снабдить соответствующими указаниями к выполнению работы). Если ученик слабо владеет навыками работы в Excel, то можно воспользоваться видеоуказаниями к работе.  Видеоуказания имеют простой интерфейс и не требуют дополнительных программ, если на компьютер установлен офисный пакет и необходимые кодеки для проигрывателя.

В качестве примера, ниже представлен фрагмент текстового указания к выполнению задач практикума:

 

Рис.1. Фрагмент текстового указания к выполнению задач практикума.

Практически, возможно, что ученик может самостоятельно  обрабатывать  данные дома, у своего компьютера, если имеет на руках  предлагаемую методику выполнения  задач космического практикума. Таким образом можно восполнить недостаток аудиторного времени.

Выполнив работу, учащиеся оформляют её  в форме отчёта, проекта,  web-страницы или др., а затем выступают на школьных научных конференциях с докладом. После выполнения работы, учащиеся, осваивавшие теоретический материал на популярном уровне, обычно начинают искать более глубоких знаний. Для них возможно возобновление  лекций, содержащих уже более сложный материал. При отсутствии таковой возможности, дальнейшее изучение материала выносится на самостоятельное изучение. Надо сказать, что космический практикум  вызывает у  учащихся неподдельный интерес, т. к. позволяет непосредственно получать и обрабатывать  данные, полученных настоящими спутниками,  прикоснуться к науке, почувствовать себя  настоящими исследователями.

Материал космофизического практикума можно применять  на любом уроке, конечно, не в полном объёме.   Проблемные вопросы, основанные на материале практикума, заинтересовывают, заставляют задуматься, а,  следовательно,  развивают  мышление учащихся. Для того, чтобы привлечь как можно больше учащихся к изучению физики, астрономии можно проводить в школе такие игры как: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Лидер 21 века», в которые можно включать любые вопросы по выбранному разделу, в том числе вопросы по теории космического практикума.

Реализация  задач космофизического практикума

в средней школе п. Горноправдинск.

Задачи космического практикума «Динамика Солнечных пятен»  и «Параметры геоида и гравитационного потенциала Земли» были адаптированы и реализованы в средней школе –интернате п. Горноправдинск Ханты –Мансийского района, Тюменской области. В школе физика  и алгебра изучаются на базовом уровне, т.е  по 2 часа в неделю, профильные классы естественно – математического направления отсутствуют. Все часы школьного компонента отдаются на производственное обучение. Контингент учащихся слабый. Но даже на этой базе  стало возможным выполнение задач практикума. Все занятия проводились  дополнительно, после уроков. Учащимся сообщался материал научно – популярного характера и  сведения, без которых невозможно выполнение задач.

Выполняя задачи космофизического практикума, учащиеся познакомились не только с общими астрономическими сведениями, но и с методами обработки снимков Солнца, позволяющих исследовать один из наиболее важных наблюдаемых элементов солнечной активности - солнечные пятна, получили навык обработки данных систем слежения за спутниками.

Заключение.

Введение космического практикума в школу позволяет выпускать из школы мотивированных, хорошо подготовленных учащихся- абитуриентов  ВУЗов. Таким образом, в процессе работы над задачами практикума:

  1. Учащиеся расширяют свой  кругозор, получают недостающую информацию, а, следовательно, уменьшается  большой отрыв  школьной программы от  науки.
  2. В процессе решения задач практикума возникает побуждение  «подтянуть»  математику, физику.
  3. Данный курс учит школьников самостоятельно работать, прилагать усилия, морально готовит их продолжать обучение  в ВУЗе.
  4. Учащиеся получают представление о  деятельности, которой они будут заниматься, о выбранной профессии.
  5. Приобщаясь к науке, появляется стимул к дальнейшей работе.

В настоящее время некоторые учащиеся выбрали специальность «физика» и являются студентами ВУЗов, что свидетельствует о целесообразности применения данного инновационного подхода к выбору содержания элективных курсов в общеобразовательных школах.