Ценность игрушки в учебно-воспитательном процессе с учетом гендерной педагогики

 

 

 

Шулика М.В.

Россия, Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород

Ценность игрушки в учебно-воспитательном процессе с учетом гендерной педагогики

 

Ценность – отношение к явлениям природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества в качестве в качестве действительности или идеала.

Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.

Как считает А. Васильева, ценность – это социологическое понятие, которое используется для обозначения всего того, что воплощает в себе общественные идеалы и выступает благодаря этому как эталон должного [1]. Их можно определить как набор стандартов и критериев, которые человек использует в своей жизни для оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей. Соглашаясь с мнением А. Васильевой, которая считает, что индивидуальные ценности зависят от отношения индивидуума к работе и к получаемым за неё вознаграждением. При этом ценности, разделяемые большинством членов организации, определяют её организационную культуру.

Помимо понятия «ценность» в науке существует также понятие «ценностные ориентации». З.И. Файнбург под ценностными ориентациями понимает сложный социально-психологический феномен, характеризующийся направленностью и содержанием активности личности, которая является составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Таким образом, ценностные ориентации рассматриваются с двух точек зрения:

  • во-первых – это идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценки человеком социальных объектов и событий;
  • во-вторых – способ организации человеком своего поведения в соответствии с сознательными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров [3, с. 60].

При этом необходимо отметить, что рассматривая ценностные ориентации в рамках второй точки зрения, мы можем считать, что они выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Формируясь, при освоении социального опыта и проявляясь в целях, идеалах, убеждениях, интересах и реализуются в поведении человека.

Рассматривая понятие «ценностные ориентации» мы можем выделить три основных компонента: когнитивный (элемент знания), эмотивный (эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки) и поведенческий (связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности).

Использования игрушки с точки зрения когнитивного компонента ценностных ориентаций рассматривается в рамках гендерной педагогики.

Мальчики и девочки — это не только куклы и машинки. Необходимо отметить, что период школьного возраста, самый сложный, так как в этот период педагоги и родители должны понять и помочь раскрыть ему уникальные способности. 

В советский период многие врачи и педагоги утверждали, что игрушки должны быть одинаковыми как для девочек, так и для мальчиков. Но известный психолог В.К. Шабельников утверждает обратное. Он справедливо считает, что окружающий ребенка внешний мир сильно психологизирован и символичен, поэтому игрушка  является душой ребенка, развернутой во внешнем мире.

Отсюда следует, что любая игрушка, в том числе и народная, несет в себе определенную символику, которая вполне конкретно воздействует на лабильную психику ребенка. В своих работах В.К. Шабельников рассматривает все игрушки через геометрические формы и их сочетания. Нельзя не согласиться с его мнением по поводу того, что, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли она психофункциональному коду и эмоциональному состоянию ребенка, а также и другим психофизическим характеристикам. Вследствие этого игрушки имеют ярко выраженный половой характер. Так волнистая линия является атрибутом игрушки для девочки, а солярные знаки — игрушки для мальчиков. Не соблюдение данной символики в игрушке может привести к нарушению психического равновесия ребенка, а в результате и к нарушению развития его личности [5, с. 54].

Действительно, игрушка — особая синкретическая форма художественного творчества, вырастающая на стыке разных областей. Именно поэтому игрушка так специфична. С ее помощью ребенок осваивает опыт поколений, а поскольку он велик, то должен быть отражен в игрушке многообразно — для этого недостаточно выразительных средств какого-либо одного вида искусства. Игрушке необходим емкий язык, синтетичный по своей природе.

Выбрать для современного ребенка нужную, полезную, развивающую иг­рушку для родителей достаточно сложно, и при покупке но­вой игрушки большинство родителей,  не задумываются о ее педагогической значимости и ценности. Поэтому педагогам приходится часто наблю­дать, как дети приносят из дома для игр различных монстров, оружие и т.п. В индивидуальных беседах, на консультациях педагоги пытаются убедить родителей, что эти игрушки негативно вли­яют на психику ребенка, вызывая агрессивность, однако большинство родителей не прислушиваются к их мнению.

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Как отмечает Г.Л. Дайн еще в середине ХІХ века в России возникает и постепенно крепнет система общественного воспитания детей дошкольного возраста. Это способствует развитию средств обучения, в том числе и игрушки, которая используется и на учебных занятиях в школах. Начиная с 70-х годов ХІХ века, в России выходило большое количество учебных пособий и обучающих игрушек. Среди них головоломки, пиротехнические забавы, «лабиринты», архитектурные игрушки, тематические наборы. С их помощью ребенок начинал свой первый опыт в различных областях знания. Во многих детских садах шло преподавание по системе предметных уроков: арифметика, письмо, чтение. Там игрушка выступала в роли наглядного пособия [2, с. 104].

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное, информационное и культурное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в содержании и организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.

Использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все — от личностного отношения педагога к  ребенку до содержание программ — направленно на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Введение игрушки в процесс обучения рассматривается с двух сторон: урочной и внеурочной (или неформальной), учебной и воспитательной. В школах предполагается тесная взаимосвязь учебной и воспитательной работы через систему урочной и внеурочной деятельности. Проследить эту взаимосвязь возможно через различные виды образовательной деятельности ученика. Внеклассная работа строится так, что она является как бы естественным продолжением уроков. Важно только перевести ученика из объекта воспитания в субъект воспитания.

Игрушку начинают соотносить с областью мифопоэтической, музыкальной культуры, которая служит составляющей народных обрядов. На многих уроках игрушку используют как наглядное пособие, знакомя с историей края, ремеслами, а также культурно-историческими достижениями. Посредством игрушки происходит знакомство с эстетическими и нравственными нормами, а также с правилами общественной и религиозной жизни.

Раздел школьной программы по художественному образованию для младших классов предполагает не только занятия рисованием, но и лепкой. На таких уроках дети лепят из пластилина, но чаще в качестве материала используют глину. Все это непроизвольно вовлекает детей в культурно-исторический контекст, позволяя глубже изучить эпоху, быт, костюм, художественный стиль в городской и крестьянской среде.

На внеклассных уроках происходит разговор о фольклоре, народных обрядах и праздниках, о религии (христианстве и язычестве), о народном театре. Также, работая в  школьном музее, дети знакомятся с произведениями разных игрушечных центров и с работами наиболее известных мастеров.

По мнению ведущего педагога Л.А. Новиковой, программу по народной игрушке необходимо строить по следующей схеме:

  1. история возникновения промысла;
  2. магическая и обрядовая роль традиционной игрушки;
  3. символика цвета и знака;
  4. сюжетные, пластические и цветовые особенности; 
  5. технические приемы и приемы оформления;
  6. практическая работа на основе конкретных образцов.

Введение игрушки в общеобразовательный процесс сопровождается рядом целевых ориентаций, таких как:

°        преследование дидактической цели, которая проявляется в расширение кругозора, а также развитии общеучебных и трудовых навыков;

°        воспитательная целевая ориентация включает в себя воспитание самостоятельности, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок,  коммуникативность;

°        развивающая ориентация, когда развивается внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять, а также стимулирует развитие воображения, фантазии, творческих способностей;

°        социализирующие целевые ориентации заключаются в  приобщении ребенка к нормам и ценностям общества; адаптируют к условиям среды.

Исходя, из основных положений государственного стандарта и авторских программ игрушку можно применять в различных программах общеобразовательных школ. Так, одним из компонентов такой программы следует назвать здоровьесберегающий фактор образовательной технологии. Этот фактор заключается в следующем: развитие мелкой моторики способствует коррекции речи при ее нарушениях (заикание, нечеткое проговаривание шипящих и рычащих звуков и т.д.). Медиками было установлено, что при непосредственном соприкосновении с глиной происходит очень быстрое заживление незначительных ранок, снятие воспалительного процесса. Опираясь на данные врачей, А.В. Рябчиков отмечает, что: «игра на игрушках-свистульках рекомендуется детям с астматическим компонентом в анамнезе, хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей» [4, с. 3]. В ходе игры происходит не только тренировка дыхания, регулируется длительность  вдоха и выдоха, а также интенсивное обогащение легких кислородом, что в свою очередь ведет к снижению риска заболеваемости.

Использование игрушки на уроках музыки благотворно влияет на развитие музыкальной и тактильной памяти, мелкой моторики пальцев рук. На индивидуальных занятиях происходит знакомство с детским музыкальным фольклором: закличками, веснянками, голосянками.

Игрушку используют на многих предметах гуманитарного цикла. Так, на уроках краеведения и народоведения благодаря игрушке наблюдается быстрое запоминание названий сел, рек, городов. На некоторых уроках истории посредством игрушки дети узнают много нового о петровской эпохе, особенностях первобытного общества.

Комплексное воздействие игрушки на подсознательном уровне оказывает положительное воздействие на формирование личности ребенка в целом. Игрушку используют также в цветотерапии. Яркие, сочные цвета, использовавшиеся в росписи и декоре игрушки вызывают положительные эмоции у детей, тем самым «утоляя» цветовой голод в холодное время года.

 Следует отметить и тот фактор, когда посредством игрушки разыгрывают небольшие спектакли в группах продленного дня, при этом используют «сказкотерапию». 

Таким образом, народная игрушка, как и игрушка, вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как именно через нее ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Бесспорно, что игра для ребенка — способ существования, а игрушки — средство самовыражения.

 

 

Литература

  1. Васильева А. Состав, структура и динамика ценностных отношений // Наука i освiта. – 2005. - №5/6. – С. 22 – 25.
    1. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. —  М.: 1981. —  192 с., ил.
    2. Определение ценностных ориентаций // Менеджер по персоналу. – 2006. – №3. – С. 60 – 65.
      1. Самоучитель игры на игрушках-свистульках / авт. сост. А.В. Рябчиков. —  Белгород, 1999. —  18 с.
      2. Шабельников В. К. Психология души. —  М.: 2003. —  240 с.