Инновационная воспитательная система как основа формирования духовно-нравственных и ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования

 

Под-секция 1. Воспитание и образование

Марварова А.Р.

ГБОУ СПО «Нефтекамский педагогический колледж»

 

Инновационная воспитательная система как основа формирования духовно-нравственных и ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования

 

Утрата традиций святости, духовного подвижничества, интеллигентности, гуманности, гражданственности, свободомыслия являются следствием деформаций, произошедших в нашем обществе. Именно этим определяется озабоченность государства, общества нравственным падением и потере ценностных ориентиров некоторой части молодежи. В связи с этим,  перед образовательными учреждениями стоит труднореализуемая задача – создать оптимальные условия для активного, заинтересованного освоения личностью духовного наследия, порождающего чувство сопричастности к миру культуры, красоты, но при этом, не оторванного от делового, современного подхода окружающей действительности. Наиболее благоприятные в этом плане возможности дает инновационная воспитательная система, которая будет способствовать молодым людям, найти верный путь в жизни, давать интеллектуальные и нравственные силы в поиске истины, доброты, смысла жизни, которые бы не были задеты распадом тех или иных ценностей. Современная молодежь должна уметь давать нравственную оценку происходящим  в жизни общества событиям. В связи с этим педагогам нужно помочь каждому обучающемуся обрести себя как личность, стать полноценным участником социальной, экономической, политической  и духовной жизни общества. В процессе гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания у студентов должен сформироваться определенный идеал, служащий показателем отношения личности к обществу. Для этого в Нефтекамском педагогическом колледже была создана инновационная воспитательная система, которая охватывает весь жизненный процесс учебного заведения, основу которой составляют отношения, основанные на коллективистской, партнерской, равноправной, творческой деятельности преподавателей, сотрудников и студентов.  

Инновационная воспитательная система призвана формировать нравственные убеждения, чувства, привычки, потребности, ценностные ориентации и устойчивые нравственные качества студентов, а также способствовать получению профессионального образования, формированию профессиональных ценностей, смысловой структуры ее сознания. Система ценностей при этом выступает в роли важнейшего механизма регуляции профессиональной деятельности.

Однако, целенаправленное управление становлением личности невозможно осуществлять без постоянной оперативной информации о качестве организуемой коллективом воспитательной деятельности, без изучения результатов диагностической работы. В соответствии с поставленными задачами было проведено изучение ценностных ориентаций личности студентов ГБОУ СПО «Нефтекамский педагогический колледж» (в эксперименте приняло участие 420 студентов) по методике Шварца для изучения ценностей личности. Первая часть опросника («Обзор ценностей») представлял собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имели ясную мотивационную цель и являлись в той или иной мере значимыми для разных культур: в первом списке содержались терминальные ценности, выраженные в виде существительных; во втором списке содержались инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Испытуемым предлагалось оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Использовалась шкала от -1 до 7. Чем был выше балл в диапазоне -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представлялась ему эта ценность.

Во второй части опросника («Профиль личности») приводился список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей. Испытуемых просили оценить, в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него. Использовалась шкала из 5 позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня». В ходе исследования были получены следующие результаты:

Коэффициенты корреляции между значимостью типов ценностей на уровне нормативных идеалов – 1 и на уровне индивидуальных приоритетов – 2:

12 группа: безопасность 1 – доброта 1 Rs=0,803 существует высокая зависимость;

22 группа: конформность 1 – традиции 1 Rs=0,787 существует высокая зависимость; конформность 1 – доброта 1 Rs=0,780 существует высокая зависимость; конформность 1 – универсализм 1 Rs=0,826 существует высокая зависимость;

23 группа: достижения 1 – власть 1 Rs=0,776 существует высокая зависимость;

32 группа: традиции 1 – доброта 1 Rs=0,814 существует высокая зависимость;

38 группа: конформность 1 – универсализм 1 Rs=0,804 существует высокая зависимость; достижения 1 – самостоятельность 2 Rs=0,754 существует высокая зависимость;

41 группа: конформность 1 – традиции 1 Rs=0,783 существует высокая зависимость;

43 группа: традиции 1 – доброта 1 Rs=0,799 существует высокая зависимость; традиции 1 – универсализм 1 Rs=0,778 существует высокая зависимость; доброта 1 – универсализм 1 Rs=0,769 существует высокая зависимость; гедонизм 1 – гедонизм 2 Rs=0,789 существует высокая зависимость;

51 группа: самостоятельность 2 – гедонизм 2 Rs=0,773 существует высокая зависимость; самостоятельность 2 – власть 2 Rs=0,760 существует высокая зависимость;

52 группа: конформность 1 – доброта 1 Rs=0,758 существует высокая зависимость;

НО-4: Конформность 1 – универсализм 1 Rs=0,779 существует высокая зависимость; традиции 1 – универсализм 1 Rs=0,791 существует высокая зависимость; конформность 1 – безопасность 1 Rs=0,843 существует высокая зависимость; самостоятельность 1 – безопасность 1 Rs=0,769 существует высокая зависимость.

Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей у испытуемых. Таким образом, на уровне нормативных идеалов (т.е. на уровне убеждений) для обследованной выборки в целом наиболее значимыми являются ценности, как конформность, доброта (забота о благополучии близких), безопасность, а также ценность личные достижения. На уровне индивидуальных приоритетов (т.е. в конкретных поступках) в наибольшей степени проявлялись такие ценности, как универсализм, доброта, стимуляция.

Наряду с изучением ценностных ориентаций личности студентов педагогического колледжа проводилось измерение уровня воспитанности студентов, которая выполнила несколько функций:

-     позволила продиагностировать уровень воспитанности студентов;

-     проконтролировать динамику развития студентов в коллективе;

-     помочь каждому студенту определить свои ближайшие задачи, свой нравственный рост;

-     прогнозировать дальнейший ход воспитательной работы;

-     соотнести достигнутые результаты с затратами сил, оценить работу воспитательной системы и определить пути дальнейшей работы всего коллектива.

Результаты работы инновационной воспитательной системы находят свое конкретное выражение на уровне воспитанности студентов, в их социальной зрелости, которая проявляется в сформированности потребностей и готовности к выполнению основных социальных функций: гражданина, патриота, труженика – профессионала, общественного деятеля, семьянина.

Поэтому очень важно организовать целенаправленную, системную работу по духовно-нравственному и ценностному воспитанию молодёжи, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В неё должны включаться не только знания о содержании новых образовательных стандартах, о базовых ценностях, но и задания, направленные на личностный рост и нравственное самосовершенствование. Тем самым активизировать стремление у молодёжи к духовному, нравственному, ценностному развитию, формировать уважение к представителям различных религий и осознание значимости духовно-нравственного развития. Если в эпицентре инновационной воспитательной системы и саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Добро, Истина и Красота, то воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями и подрастающее поколение будет воспитано в мире гуманной педагогики, а сам воспитанник приобщится к общечеловеческим идеалам и ценностям.