РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

 

Инновации в области образования

Филимонов А.С.

аспирант кафедры информационно-коммуникационные технологии в образовании,

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

г. Самара, Россия

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

Проблема профессиональной компетентности современного учителя в сфере информационно-коммуникационных технологий на рубеже веков является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. По словам, академика РАО А.А. Кузнецова, в последние годы понятие информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентность) часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом. В то же время содержание названного понятия остается дискуссионным, поскольку практические следствия различных теоретических подходов к определению этого понятия качественно различны [3, с. 55]

Поначалу ИКТ-компетентность рассматривалась как составляющая грамотности обучающегося, выражающаяся в наличии технических знаний, умений и навыков пользования компьютером. С развитием страны, широкомасштабной информатизацией всех сфер жизни общества, в том числе и профессионального образования, пришло понимание, что понятие ИКТ-компетентности требует более детального и глубокого рассмотрения. На современном этапе это реализуется на всех уровнях системы образования, на основе компетентностного подхода.

Дополнительная проблема состоит в том, что в массовом педагогическом сознании понимание ИКТ-компетентности свелось к функциональной грамотности субъектов образования, другими словами – к умению пользоваться компьютером и другим современным оборудованием. Необходимо зафиксировать, что формирование ИКТ-компетентности будущих учителей естественно-научного цикла заключается не только и не столько в овладении ими навыками оперирования средствами информационных технологий, сколько в формировании опыта применения ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного педагогического средства, необходимого для становления и развития новой информационно-образовательной среды, ориентированной на современные образовательные результаты.

Таким образом, можно утверждать, что ИКТ-компетентность будущего учителя естественно-научного цикла – комплексное понятие, которое в теоретическом аспекте рассматривается как определенный способ жизнедеятельности, а в методологическом – включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной деятельности. ИКТ-компетентность учителя соответствует общему понятию компетентности, обладая при этом специфическими характеристиками. Выделим три основные аспекта названной компетентности:

  • Ø наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
  • Ø эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;
  • Ø понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

Требования к ИКТ-компетентности учителей, формируемой в педагогических вузах хорошо прослеживается в ФГОС, рассмотрим основное, включающее в себя [1, с. 78] :

  1. Продолжение начатого в школе и полученного путем самообразования формирования функциональной («компьютерной») грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ
  2. Специальную подготовку по программе:
  • Ø «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
  • Ø Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и техноло-гических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информаци-онных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
  • Ø Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.
  • Ø Интерактивные технологии обучения».

В заключении хотелось бы представить Вашему вниманию выписку из государственных квалификационных требований [2, с. 88]:

«Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.»

Литература

  1. Государственные образовательные стандарты. Высшее педагогическое образование (год утверждения – 2005). http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm   
  2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593. 38 с. http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940
  3. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. / Под редакцией И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с.