ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

 

 

ДЮСЕБАЕВА Г.К. к.и.н, ст. преподаватель

кафедры история Казахстана им. академика Т.С. Садыкова

КазНПУ им. Абая. Республика Казахстан, г. Алматы


 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА


 

Современный уровень развития требует специалистов с активным мышлением, способных принимать быстрые самостоятельные решения в своей области. Этому будущие специалисты должны учиться в стенах своих учебных заведений. С учетом достижений современной педагогики мы говорим о различных методах обучения. Ученые-педагоги предлагают широкий спектр интерактивных методов обучения, некоторые из них за последние пару десятилетий перешли в разряд классических. Рассмотрим некоторые из них, используемые в основном на практических занятиях.

При этом следует отметить, что в процессе обучения при использовании некоторых приемов обучения согласно таблице Н. Сандерса по идеям А.Маслоу  запоминание материала выглядит следующим образом:

  1. Лекция дает уровень запоминаемости  -  5%
  2. Чтение материала по теме -  10%
  3. Использование аудио- и видео средств – 15%
  4. Демонстрация схем, таблиц, диаграмм, карт и т.п. – 30%
  5. Дискуссия – 50%
  6. Практические действия, т.е. выполнение какого-либо задания по теме – 75%
  7. Немедленное использование знаний, обучение других – 90%.

Из этого следует, что студент получает знания на 10% когда читает, 30%  знаний он получает, когда видит, 50% знаний – когда видит и слушает, 70% - когда дискутирует, 80 % - когда экспериментирует и 95% - когда учит других.

Какие же техники обучения сегодня широко используются на практических занятиях? Это презентации, дискуссии, кейс-стадии, работа  в группах,  метод мозгового штурма,  метод критического мышления, викторины, мини-исследования, эссе, метод блиц-опроса, деловые  и  ролевые игры.  Однако на этом приемы активизации студенческой аудитории не ограничиваются.

Для проведения интерактивного обучения аудиторию необходимо подготовить, в ней должны быть технические средства, например компьютер, интерактивная доска и вспомогательный материал, как мел, маркеры бумага и т.п. На семинарских занятиях группу желательно разделить на мини группы по 4-6 человек, которым будет дано конкретное задание. Учащихся при этом надо менять в группах, чтобы они вырабатывали умение работать с разными людьми.

Обязательным условием является определение целей и обозначение ожидаемых результатов. По выполнению задания надо спросить мнение студента о достигнутых целях.

Для выполнения задания должны быть оговорены правила работы, регламент, принципы, этика.

Все участники мини групп должны работать над выполнением задания, причем студенты должны учиться слушать  других. Все должны высказаться. Такой метод работы на семинарах формирует доверительную, рабочую обстановку, формируется сопричастность в достижении целей.

Проведя занятие, преподаватель обязательно должен использовать метод обратной связи, т.е. узнать мнение студентов о проведенном занятии, достигнута ли цель, удовлетворены ли они, какие знания получили и т.п.

История Казахстана, изучаемая как обязательный предмет, и как гуманитарная дисциплина дает широкие возможности для использования самых разных методов интерактивного обучения. Семинарское занятие по истории требует подготовки студента по программе курса и чтения специальной литературы:  монографических исследований,  первоисточников, научных статей, периодической литературы, просмотра телепередач, использования интернет ресурсов и т.п.

При этом студентов с 1 курса надо приучать выполнять такую работу (а история Казахстана изучается на 1 курсе).  Курс истории вообще и истории Казахстана в частности, формирует у студента кругозор, учит размышлять, анализировать, обобщать, излагать свои мысли, дискутировать, отстаивать свое мнение… Для этого студент должен выполнять научно-поисковую работу, находить необходимый материал по темам курса и уметь это использовать.

На наш взгляд, одним из методов приобщения студента к такой работе является подготовка портфолио. Что это такое? Это своего рода копилка студента, куда он собирает   материал по темам курса,  к каким-то конкретным заданиям, складывает свои рефераты, конспекты, разработки. Это может быть не только печатный  материал, но и аудио, видео материалы.  В итоге,  накопленный таким образом материал дает возможность студенту видеть свой рост и развитие, а использование собранного материала на семинарах обогатит знаниями не только конкретного студента, но и его товарищей. Материал портфолио других студентов также даст дополнительные знания данному учащемуся.

Задача преподавателя дать установку студентам на подготовку портфолио в начале учебного года и уметь грамотно использовать собираемый студентами материал на занятиях. К примеру, студент или группа студентов могут подготовить презентацию по  теме  «Культура казахского народа: традиции и обычаи». Что они покажут в своей презентации? И какого характера материал может быть в презентации?

  1. Реферат – письменное изложение темы.
  2. Эссе – изложение по теме со своим  анализом,  выводами и мнением.
  3. Слайды – национальная одежда, украшения, жилище, его убранство, предметы быта, оружие и т.п.
  4. Иллюстративный материал.
  5. Аудио или видео музыкальные записи.
  6. Небольшие кино фрагменты.

Раз речь идет о культуре казахского народа, то на занятии могут быть представлены выступления студентов на национальных музыкальных инструментах, как домбра или кобыз, чтение стихов или исполнение какой-либо народной песни или танца. В зависимости от ситуации и состава группы преподаватель заранее должен обдумать задание и помочь студентам в подготовке  такой презентации. Выступления студентов, если таковые будут можно записать на видео носителе и приобщить к портфолио. Такую презентацию целесообразно дать группе студентов и подготовленный материал войдет на равных правах в копилку каждого из них.

Что дает этот метод студентам? В конкретном случае он консолидирует группу, вырабатывает общий интерес, активизирует каждого из членов группы, приучает с интересом готовиться к занятию, приобщает к культуре казахского народа, вызывает интерес к истории страны,  раскрывает таланты среди студентов, формирует патриотизм …

В конце занятия необходимо обменяться мнениями, оценить студентов и само занятие.

Главное в использовании интерактивного обучения – привлечь всех студентов к работе, чтобы вызвать интерес к предмету и дать им знания.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Газизова Г.М. Использование методов интерактивного обучения, как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями. – Электронное научное издание. – Труды МЭМИ: Электронный журнал.
  2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. - Минск. - 2011. - 223 с.
  3. Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. – Сумы: СумДПУ. – 2009. – 122 с.