Организация и развитие бизнес- инкубаторов в России в инновационной экономике

 

ПОД- СЕКЦИЯ 4. Инновационная экономика.

Филатов В.В., к.т.н., доц.

каф. «Менеджмента»

ФБГОУ ВПО Московский государственный

университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского,

Москва, Россия

filatov_vl@mail.ru 

 

Организация и развитие бизнес- инкубаторов в России в инновационной экономике

 

С начала 1990-х в России стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно- технологические центры. Позднее развитие сети подобных объектов инфраструктуры стало непременным элементом всех государственных программ поддержки малого предпринимательства, как федеральных, так и подавляющего большинства региональных. Согласно сложившейся классификации, технопарки, также как и бизнес-инкубаторы, относятся к элементам инфраструктуры, обеспечивающим комплексную поддержку малого предпринимательства. При этом если бизнес-инкубаторы ассоциируются прежде всего с поддержкой малого бизнеса вообще, то технопарки, в первую очередь, – инновационного [1].

Первые бизнес-инкубаторы возникли еще в начале 90-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Они облегчают начальные стадии развития новых предприятий, представляя им физическое пространство для работы, помещения и сооружения на основе совместного пользования, доступ к большому набору услуг и хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки. Последний включает постоянную помощь в управлении предприятием, доступ к финансированию, предоставление существенных ценовых льгот, специализированные программы обучения и пр. Подразумевается, что нахождение в бизнес-инкубаторе рассчитано только на несколько первых лет (обычно 2-3 года), достаточных для становления малого предприятия. Таким образом, основная цель программ бизнес-инкубирования – производство успешных "выпускников".

В 1997 году по инициативе 22-х действующих бизнес-инкубаторов и организаций, содействующих поддержке и развитию малого предпринимательства, было учреждено "Национальное содружество бизнес-инкубаторов" (НСБИ) с целью координации и управления процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. Предполагалось наладить тиражирование опыта создания и успешного развития региональных бизнес-инкубаторов. Сегодня основными направлениями деятельности НСБИ являются такие, как [2]:

- обеспечение поддержки уже действующих и начинающих свою деятельность бизнес-инкубаторов с помощью передачи обобщенного и систематизированного опыта по организации и деятельности наиболее успешных российских и зарубежных объектов инфраструктуры;

- организация обучения и методическая поддержка; содействие в финансировании;

- формирование информационной базы для обеспечения активного взаимодействия региональных бизнес-инкубаторов и обслуживаемых ими предприятий, а также оказание консультационных, юридических и организационных услуг и проведение аналитических исследований.

В конце 90-х годов в рамках НСБИ было проведено маркетинговое исследование работы основных российских инкубаторов малого бизнеса. На основании проведенных исследований была выявлена "усредненная" функциональная модель российского бизнес-инкубатора, которая характеризуется следующим:

- по значимости основные функции в деятельности бизнес-инкубаторов были оценены так: 43% – сервисное обслуживание, 24% – учебно-методическое, 17% – финансовое и 16% – психологическая поддержка;

- среди клиентов бизнес-инкубаторов большинство составляют производственные предприятия (38%) и предприятия сферы услуг (23%), далее идут научно-технические компании (15%), торговые (14%), строительные (3%) и другие (7%);

- среди обследованных бизнес-инкубаторов 61,5% составили инкубаторы универсального типа, а 38,5% имели определенную отраслевую или социальную специфику (производство товаров и услуг, социально-значимые программы, радиоприборостроение и т.д.). 72,7% опрошенных показали, что предельный срок нахождения предприятий в бизнес-инкубаторе устанавливается, а 27,3% предпочитают не вводить ограничений по срокам. При этом согласно результатам опроса более 45% тех, кто ограничивает время пребывания предприятий периодом их становления, добиваются этого путем понуждения – увеличением размера арендных платежей. Сегодня НСБИ, по данным информационного сайта содружества, объединяет уже 85 бизнес-инкубаторов из различных регионов России. Следует отметить, что бизнес-инкубаторы существуют не только в чистом виде. Часто, в зависимости от особенностей конкретного региона, специфики возлагаемых задач, характера партнерских отношений и т.д., создаваемая структура обладает набором признаков, присущих различным структурам поддержки. Бизнес-инкубаторы могут существовать в структуре технопарков. Кроме того, в своей эволюции, структура, первоначально созданная как бизнес-инкубатор, со временем за счет расширения партнерских отношений может выполнять функции, присущие инновационным центрам, промышленным паркам или каким-то иным элементам инфраструктуры. Именно так происходил процесс развития инфраструктуры в России, когда структуры поддержки, созданные первоначально как, например, учебно-деловые центры в рамках совместных проектов с зарубежными партнерами, смогли продемонстрировать высокий рыночный потенциал и качество команды менеджеров. На следующих этапах, например, в рамках реализации федеральных и региональных программ создания инфраструктуры поддержки, именно эти факторы стали определяющими для того, чтобы на базе этих центров формировались новые структуры – агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки и центры поддержки инноваций и так далее. Таким образом,, бизнес-инкубаторы являют собой лишь часть достаточно разветвленной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В области поддержки инновационной активности малого бизнеса помимо них большую роль играют федеральные и региональные фонды, формируемые за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования и осуществляющие отбор и финансирование на возвратной основе инновационных проектов. Крупнейшими из них являются Российский фонд технологического развития (РФТР) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданные по инициативе и при непосредственном участии Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в начале 90-х годов [3].

Для формирования национальной инновационной системы, поддержки малых предприятий осуществляется реализация нового этапа Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере (на 2007-2009 годы). Первая программа реализовывалась в период с 1999 по 2000 гг.

За прошедшее с начала действия Программы время, при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств, в 24 регионах России создано 50 инновационно-технологических центров, в которые входят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России, обладающих высоким научно-технологическим потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний Новгород Владимир), создано 18 федеральных инновационно-технологических центров, в которых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностью работающих около 7 тыс. человек. Работа этих центров содействует эффективной реализации имеющегося в регионах интеллектуального продукта в конкурентоспособные товары, стимулирует реальное инвестирование российского частного капитала в инновационную деятельность, способствует повышению экспортного потенциала отечественной высокотехнологичной, наукоемкой продукции [4].

Инновационный процесс ускоряется в 2-3 раза и примерно в 2 раза сокращаются затраты на инновации; возрастает годовой объем реализации продукции на одного работающего (на 40-80 процентов); возрастает эффективность использования ресурсов.

Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации создается многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере России. В рамках этой системы уже прошли обучение и переподготовку сотни специалистов малых инновационных предприятий. Важным звеном этой системы является Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, имеющий 12 своих филиалов в регионах Российской Федерации.

Одной из актуальных задач является создание условий, при которых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федерального уровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства [5].

Продолжается развитие поддержки малых инновационных предприятий в области маркетинга и рекламы путем стимулирования и поддержки систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок, на которых малые предприятия инновационной сферы из различных регионов России получают возможности не только реализовать конкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов.

Решению этой проблемы способствует также введение в опытную эксплуатацию первой очереди системы информационного обеспечения инновационно-технологических центров. Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованных экспертизой к реализации. В сети "Интернет" открыт информационно-консультационный центр по вопросам коммерциализации технологий, включая правовые аспекты, охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности.

Решение задачи развития конкурентоспособного технологического потенциала страны требует привлечения внебюджетных финансовых ресурсов на цели разработки и реализации наукоемких инновационных проектов, и том числе в форме венчурного инвестирования, эффективность которого подтверждена мировой практикой. В этой связи необходимо отмстить активную деятельность Венчурного инвестиционного фонда, созданного под эгидой Минпромнауки России, а также Российской ассоциации венчурного инвестирования, объединяющей основные институты, действующие на данном рынке.

 

Список использованной литературы

1. Филатов В.В., Кобулов Б.А. и др.// Инновационный менеджмент – Учебное пособие с тестовыми заданиями, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г. - 479 с.

2. Филатов В.В.// Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем. – Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2008 г. - 481 с.

3. Филатов В.В.// Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических системах РФ. – Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009 г. - 510 с.

4. Филатов В.В.// Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности – Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010 г. - 481 с.

5. Филатов В.В.// Управление государственной инновационной политикой РФ с учетом влияния глобализации на структурную экономику России на современном этапе– Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г. - 392 с.

 

Данное исследование проведено по хоз.- доворной тематике НИР: «Разработка стратегической программы управления инновационным проектом предприятия ООО «Научно- производственная компания  «Инновационные технологии» для его новых организационных форм в сфере малого и среднего бизнеса», осуществляемой на каф. «Менеджмента», договор №20/2011 от «01»  июля  2011 г.