РИСКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

 

ПОД-СЕКЦИЯ 5. Специальная и отраслевая социология.

Щекотин Е.В.

кандидат философских наук, доцент

ФБОУ ВПО «Новосибирска государственная академия

водного транспорта», Россия

 

РИСКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ


Важной научной проблемой является измерение качества жизни населения. Часто показатели качества жизни практически полностью совпадают с показателями уровня жизни. Это ведет к фактическому отождествлению данных категорий, хотя в теории подчеркивается их различие. Чтобы избежать таких затруднений, предлагаем под уровнем жизни понимать степень удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей людей.

Качество жизни характеризует контекст человеческой жизнедеятельности, среду, в которой разворачивается существование человека, и влияет на удовлетворение потребностей (уровень жизни) опосредованно, через факторы, характеризующие состояние окружающей человека среды: экономической, политической, правовой, социокультурной, природной, технической среды и т.д.

Для оценки уровня жизни целесообразно использовать показатели, отражающие удовлетворение духовных и материальных потребностей населения. Показатели качества жизни должны отражать состояние среды, в которой разворачивается жизнедеятельность человека. Исследование качество жизни должно быть направлено на обнаружение и выявление тех событий, явлений и процессов в природной и общественной жизни, которые тем или иным образом препятствуют реализации возможностей человека.

Здесь возможности понимаются в самом широком смысле: физиологические, экономические, социальные, политические, правовые и т.п. Те факторы, которые лишают (депривируют) человека каких то его возможностей, следует понимать как опасности или угрозы человеческому развитию. Поэтому анализ качества жизни на современном этапе общественно-исторического развития мы будем рассматривать в терминах риска.

Японский специалист в области управления качеством Г. Тагучи впервые обратил внимание на такую важную меру качества как потери. Качество жизни с этой точки зрения следует рассматривать как совокупность возможных потерь, которые может понести индивид и общество в процессе своей жизнедеятельности. Количественным выражением величины возможных потерь будет риск.

Такой рискологический подход позволяет нам кардинально изменить «перспективу», «ракурс» взгляда на такое понятие как «качество жизни». Социальная действительность предстает не точки зрения достигнутых результатов, приобретений, а с точки зрения того, что могли бы иметь, что мы могли бы достигнуть или что мы можем потерять.   

Возникающие потери носят крайне разнородный характер, они могут относиться к различным сторонам социальной и природной действительности, поэтому практически сложно свести их к форме единого показателя. Так, потери могут возникать в виде ущерба здоровью и жизни, в виде прямых и косвенных экономических потерь. Особым видом потерь можно назвать социальные «упущенные шансы», которые имеют разнообразное проявление – от неравномерного распределения жизненных шансов для различных категорий граждан  до прямой дискриминации по тем или иным признакам. Для удобства оценки разделим все риски на ряд категорий по сферам их возникновения: финансово-экономические риски; политико-правовые риски; социальные риски; природно-технические риски.

Каждой из обозначенных категорий рисков присущ собственный механизм определения возможности наступления потерь. Видимо, не имеет смысла искать универсальный способ определения риска, так как по сути это будет означать редуцирование всех многообразных его проявлений к какой то одной области (например, как это часто делается к экономике и, как следствие, потери измеряются в денежном выражении). Соответственно, при оценке риска каждая определенная категория риска будет описываться группой независимых показателей.  

Качество жизни с изложенных позиций выступает как функция различных типов рисков. Повышение качества жизни следует рассматривать как результат снижения совокупных рисков. На наш взгляд, предлагаемая «рискологическая» концепция качества жизни в больше степени отвечает реалиям сегодняшнего дня. Эта концепция развивается в рамках постнеклассической научной парадигмы и имеет важное методологическое значение.

В заключение отметим, что востребованность нового взгляда на качество жизни определяется самой социальной реальностью. Концепция социального государства, «государства всеобщего благоденствия», в рамках которой и было возможно оценивать качество жизни по удовлетворенности потребностей, на наших глазах становиться вчерашним днем. Социальные гарантии и социальная защищенность уходят в прошлое.

Кризисные явления в политической, экономической и социальной сферах, происходившие в последние несколько лет в странах Евросоюза, арабском мире, нашей стране, свидетельствуют о нарастании социальной неопределенности, хаотизации социальной системы в целом («новый катастрофизм», по терминологии Дж. Урри).