ФОРМИРОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 4. Социальные структуры и социальные отношения

Бабич И.Н.

Кандидат педагогических наук,

Межрегиональная общественная организация

«Женщины в науке и образовании»,  г. Москва

 

ФОРМИРОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНОГО МЫШЛЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

На совместной конференции российских и украинских философов, состоявшейся в Киеве, предметом рассмотрения были вопросы единства мира и многообразия культур в изменяющемся мире. Изменения, связанные с глобализацией, с возникновением общества знания, с новыми технологиями затрагивают все основные принципы организации динамичного общества. Такое общество, утверждающее ценности и оспаривающее их универсальность, требующее согласования интересов и терпения, постоянно озабочено своим будущим. Оно ищет баланс между динамикой и стабильностью, которая строится не на абсолютных и универсальных культурных принципах, но «предполагает свободу принятия решений на этот счет и ответственность за риски, с ними связанные» [1].

Необходимость современного общества постоянно адаптировать применительно к различным контекстам свои ценностные ориентиры предполагает постоянную рефлексию над его структурами и саморефлексию его членов. Отмечая большое значение, которое придает социология рефлексивности, П. Штомпка пишет о стремлении к пониманию и истолкованию социальных явлений, подвергающихся фундаментальным изменениям. Как замечает социолог, нормативная культура, основательно преображаясь в границах жизни одного поколения, изменяет стиль жизни: обычаи, мораль, право [2, с. 23, 290].

Суть эпохи современности формулируется исследователями как переход от господства традиций к господству инноваций с вытекающими коренными переменами в жизни общества. Характеризуя происходящие в современном мире трансформации, эксперты обращают внимание на следующие изменения: переход от рациональной унитарной культуры к креолизации глобальной культуры; от политической эмансипации к политике «жизненного стиля»; от равенства к различиям; от организации и иерархии к реорганизации и сетям; от рациональности к рациональностям; от фиксированной идентичности к ее флуктуации и плюрализации; от гарантированной репрезентации к проблематизации репрезентаций, к миру ad hoc; от конца идеологий к вариации жизненных стилей и убеждений; от прагматизма к фундаментализму в политике [3]. Пройдя научные и технологические революции, наука и техника увеличили свое влияние на производство социальных инноваций, понимаемые как результат творческой деятельности, применение которого дает ожидаемое решение проблем. Сознательно организуемым нововведением, вносящим планируемые изменения, социальной инновацией является конструирование образовательной среды, в которой формируется нелинейное мышление.

Термин нелинейности пришел из математики. В конце XIX века французский математик и физик Анри Пуанкаре заложил фундамент методов нелинейной динамики и теории дифференциальных уравнений, которые стали основой механики, теории электричества, баллистики, строительного дела. Основные свойства таких уравнений - однозначность и единственность решений - соответствуют представлениям о детерминизме и однозначности причинно-следственных связей. Во второй половине ХХ века выяснилось, что достаточно простые, но нелинейные математические объекты могут обладать несколькими решениями в зависимости от начальных условий, демонстрировать колебания и хаотическое поведение. Такие свойства систем ежедневно присутствуют в жизни. Стало понятным, что процесс перехода системы от одной структуры к другой вариативен, нелинеен, необратим во времени. Раньше у науки для исследования феноменов, обладающих такими качествами, не было инструментов. Возможность описывать неопределенность, колебания, хаос во времени и пространстве сделали нелинейную науку эффективным аппаратом для исследования процессов в биологии, экологии, психологии, социологии.

Человеческие отношения также имеют нелинейный характер: вблизи границы чувств, эмоций поведение становится «неадекватным», а коллективные действия не сводятся к простой сумме индивидуальных независимых действий. Задача принятия решения, выбора всегда нелинейна [4]. Для мировоззрения и обыденного сознания нелинейность означает, что нет единственно правильного решения, религиозной догмы, типа поведения, социального устройства. Такое понимание создает основу для диалога естественнонаучного и гуманитарного знания, дает надежду на трансформацию системы человеческих ценностей: преодоление идеализации общества потребления.

Дальнейшее развитие науки и техники способствовало изменению алгоритмов познавательной деятельности, становлению концепции самоорганизации, синергетического миропонимания. Развивая универсальные подходы своих предшественниц: тектологии, теории систем, кибернетики, синергетика рассматривает процессы развития и самоорганизации сложных систем разной природы. Ее язык и методы опираются на математику и точное естествознание научных дисциплин, изучающих эволюцию сложных систем. Сегодня синергетика трактуется как область исследований на пересечении предметного знания, математического моделирования и философии.

Наше понимание мира на каждом этапе развития человечества состоит из тех смыслов, которые предлагает современная наука. Важнейшим следствием современной революции в естествознании профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко И.С. Добронравова полагает формирование нового стиля научного мышления [5]. Пришедший из математической теории нелинейных дифференциальных уравнений термин нелинейность приобрел важное значение для понимания мира [6]. Такие термины как вероятность, неопределенность, относительность пришли из обыденного языка. Став строгими научными понятиями, они рационально объясняют мир. Другие термины, например, экология, гены, вошли в обыденный язык из науки. Утратив строгость, их смысл приобрел многозначность.

Отталкиваясь от методологической гипотезы о том, что синергетика является первой общенаучной исследовательской программой, И.С. Добронравова очерчивает круг методологических принципов, являющихся результатом мировоззренческого и категориального осмысления исходных теоретических принципов абстрактных базисных теорий синергетической программы [5, с. 133, 135]. Становясь принципами реализации исследовательской программы, они одновременно являются ядром нового стиля мышления - нелинейного мышления. Ученые и практики, основываясь на собственном опыте, определяют способ погружения нелинейных методов в конкретный материал. На уровне научного дискурса и высшей школы – это принципы, разрабатываемые В.И. Аршиновым, В.Г. Будановым, В.С. Степиным и др. На уровне общеобразовательной школы – это принципы научности, доступности и креативности.

Современный общецивилизационный кризис, угроза глобальной экологической катастрофы как никогда остро ставят вопрос взаимоотношений человека и окружающего его мира: вопрос взаимопонимания человека и других людей, коэволюции человека с природой и обществом, вопрос взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания, взаимосвязи науки и искусства. В кризисных ситуациях востребованы именно нелинейные методы и нелинейное мышление, включающее линейные стратегии, но лишь как частный случай. Как междисциплинарная наука синергетика синтезирует самые разнообразные знания. Носителями этих знаний являются специалисты из разных областей, говорящие на разных языках, осознающие, что нелинейная наука предлагает методы поиска решений в нашем сложном меняющемся мире.

Идеи о роли самоорганизации, нелинейного развития с каждым годом все шире распространяются в российском и мировом научно-образовательном сообществе. Становится все более очевидной важность этих идей для развития математики, физики, химии, биологии, геологии, а также экономистов, философов, историков, социологов – людей, деятельность которых связана с выработкой идеологии и стратегии экономического и социального развития информационного общества. Организуя несколько междисциплинарных научно-образовательных конференций в год, Межрегиональная общественная организация «Женщины в науке и образовании» (http://www.awse.ru/) собирает вместе ученых и практиков по тематике, состояние которой определяет уровень развития науки и образования в стране в целом: математическое моделирование и информационные и коммуникационные технологии, синергетический подход в образовании, методология синергетики в междисциплинарных исследованиях.

Результаты научного знания проверяются только практикой. Здесь на первый план выходят те, кто, не дожидаясь окончания дискуссий и не боясь ошибиться, делают «совершенно практические вещи» [7, с. 27]. Учителями совместно с учеными в инновационных гимназиях и лицеях разработаны методики на основе фундаментальных идей науки о сложном. Методики апробированы в образовательных учреждениях: в Дубне, Ижевске, Королеве, Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Твери, Юбилейном Московской области и др.

Ярким примером применения на практике инновационных научных исследований в области постнеклассического знания является пятнадцатилетний эксперимент «Синергетический подход в обучении и воспитании», проводимый с 1997 года организацией «Женщины в науке и образовании». В качестве результатов междисциплинарных исследований взаимовлияния теории самоорганизации и социально-экономических процессов в образовании выделим следующие: победа экспериментальной гимназии (2008 год) в приоритетном Национальном проекте «Образование» среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; проведение двенадцати межрегиональных семинаров в Ижевске, Московском регионе, Волгоградской области, Якутии «Синергетический подход в обучении и воспитании», цель которых – осмысление основных положений синергетики и их применимости в исследовании образовательных процессов; создание учебных программ и электронных пособий для всех ступеней общеобразовательной школы, обеспечивающих возможность эффективно находить, оценивать, создавать информацию для достижения личных, профессиональных и образовательных целей, формирующих нелинейное мышление; осуществление цикла из двадцати семи междисциплинарных научно-практических «Синергетических семинаров для школьников», формирующих новую образовательную культуру через активную самостоятельную деятельность учащихся и взаимодействие с учеными и учителями-предметниками; организация курсов повышения квалификации педагогических кадров в области информатизации предметных областей на базе синергетической парадигмы.

Представляя самую созидательную профессию в мире, учитель третьего тысячелетия должен отчетливо понимать сам и суметь донести до своих учеников, что выработка системы ценностей - это не линейно однонаправленный процесс, как в освоении наук, а нелинейный синергетический процесс свободного выбора смысложизненных установок, «моделей потребного будущего», предметов «веры, надежды, любви» [8, с. 224]. Для достижения цели - выработки нравственных идеалов и ценностей - требуется иная технология педагогической деятельности, чем преподавание основ наук: рефлексия, рискология, постоянное самообразование. Синергетический взгляд на самообразование позволяет увидеть многоаспектное, нелинейное развитие личности учащегося: развитие как интеллекта, так и личности в целом. Синергетика, по мысли М. Кагана, позволяет понять, что каждая стадия биографии человека отличается определенным типом самоорганизации, позволяет увидеть особенности нелинейного развития ученика и определить правильность сделанного выбора в процессе самопознания и самооценки [8, с. 242].

Сегодня мы понимаем, что живем в сложном и нелинейном мире. В неустойчивом, нелинейном мире изменяются задачи образования, важнейшая из которых состоит в том, «чтобы не только передавать знания предков, но и открывать ум к восприятию нового» [9, с. 62]. Использование идей синергетики в учебно-воспитательном процессе, ее понятий, математических моделей, метафорических образов направлены на формирование нелинейного мышления - способности рассуждать, сопоставлять, предвидеть и принимать ответственные решения. Исходя из того, что базисная теория синергетики преемственно связана, прежде всего, с развитием физики, на синергетических семинарах для школьников «На пути к научной картине мира», «Красота фракталов», объединивших различные школьные дисциплины: физику, информатику, математику, русский и английский языки, - знакомство с основаниями сложной науки происходило под руководством учителей физики и информатики с использованием компьютерных моделей.

Задаче формирования нелинейного стиля мышления подчинено проведение нелинейных дней в школе. На уроке информатики, предваряющем необыкновенное событие в жизни школы, были даны предпосылки становления нелинейного мышления. Нелинейность в математике раскрывалась учителем математики на лекции «Геометрия Евклида - геометрия Лобачевского - геометрия фракталов – путь познания мироздания». Задачами проекта «Нелинейность и лингвистика», разрабатываемого под руководством учителя английского языка, являлось рассмотрение следующих аспектов: компрессия текста; сжатость, четкость, лаконичность; последовательность изложения; использование техники письма e-mail с последующим закреплением употребления слов-связок; обучение написанию заключения в форме тезиса. Исследуя вместе с учителем словесности нелинейность в литературе, школьники обращались к произведениям Андерсена «Истинная правда», А. Аверченко «Люди, близкие к населению»,  А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне», отношениям Онегина и Татьяны.

Нелинейные образы литературы и искусства стали средством эмоционального и образного введения молодой аудитории в пушкинский мир. По выражению Ю.М. Лотмана: «Жизнь Пушкина – это одно из его произведений» [10, с. 249]. На синергетическом семинаре для школьников «Нелинейность, неустойчивость и непредсказуемость в художественных произведениях А.С. Пушкина» используется язык синергетики для анализа творчества и жизненного пути поэта. Для развития нелинейного стиля мышления, раскрытия способностей и побуждения  к творчеству обучение ведется языком художественных образов с использованием интегрированных мультимедиа сред, органично соединяя поэзию, с изобразительными полотнами художников, с театральными постановками, с музыкой Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина.

Развивая синергетическую идею преодоления разобщенности естественных и гуманитарных наук, участники синергетических семинаров для школьников: «Основные закономерности биологической эволюции», «Модели взаимосвязи сфер Земли», «Взаимодействие океана, атмосферы и суши», - обосновывают положение о том, что адекватное понимание животрепещущих проблем современности возможно лишь с учетом единых тенденций, пронизывающих историю биосферы, человечества и ноосферы. Нелинейное мышление, позволяющее анализировать альтернативные траектории и долговременные последствия принимаемых решений, возможно, позволит молодому поколению избежать повторения ошибок прошлых поколений.

В настоящее время невозможно построить полную картину следствий, вытекающих из нелинейного мышления, поскольку наши представления о нелинейном мире находятся в процессе становления. Возглавляющая общественную организацию  «Женщины в науке и образовании» профессор кафедры Биофизики Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор физико-математических наук Г.Ю. Ризниченко формулирует следующие «общечеловеческие» выводы нелинейной парадигмы: невозможность найти единственно верное решение, невозможность однозначного предсказания в случае полностью известной структуры системы, законов взаимодействия ее компонентов и начальных условий; попытки перекраивания природы в угоду человеку приводят к системам, энергетическая эффективность которых ниже природной; невежество линейного мышления ведет современный мир к глобальному экологическому кризису; важность понимания существенности малых усилий, способных вывести систему в критических ситуациях на более благоприятную возможность из того спектра возможностей, которым обладает сложная система [6, с. 231].

Таким образом, выход из цивилизационного кризиса может быть преодолен, если человечество приложит усилия к объединению человеческого капитала с технологиями общества знания и инновациями. Только осознав проблемы сосуществования, взаимодействия и сохранения национальных культур, диалог науки и искусства, экологическое образование и нелинейное мышление в совокупности, мы получим шанс на будущую жизнь.

 

Литература

  1. Единство мира и многообразие культур (материалы «круглого стола» украинских и российских философов) / Вопросы философии № 9, 2011 г. - 3-33 с.
  2. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М.Червонной. – М.: Логос, 2008. – 664 с.
  3. Федотова В.Г. Социальные инновации как основа процесса модернизации общества / Вопросы философии № 10, 2010 г. - 3 – 16 с.
  4. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3, доп. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 г. - 240 с.
  5. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. - К.: Лыбидь, 1990. - 152 с.
  6. Ризниченко Г.Ю. Лекции по математическим моделям в биологии. Часть I. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002. - 232 с.
  7. Морен Эдгар. Образование в будущем: семь неотложных задач / Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 24-96.
  8. Информационное общество – это мы! / Т.В. Ершова. – М.: Институт развития информационного общества, 2008. 512 с.
  9. Каган М.С. Формирование личности и синергетический процесс // Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 537 с.
  10. Лотман Ю.М. Воспитание души. – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2005. - 624 с.