ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

 

Земш Марина Борисовна

 кандидат педагогических наук, доцент кафедры

 социальной педагогики и психологии ,

Московский государственный областной гуманитарный институт

г. Орехово-Зуево, Россия

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

 

 

Перед современной высшей школой стоит сегодня ряд серьезных задач, в том числе, одной из важнейших является необходимость развития у студентов навыков творческого саморазвития в условиях подготовки к будущим профессиональным ролям. В тоже время на этом пути профессиональное образование сталкивается сегодня с рядом серьезных проблем: во-первых, пассивный характер учебной деятельности студента в условиях традиционной лекционно-семинарской системы приводит к ослаблению познавательной мотивации и утрате интереса к профессиональной подготовке. В тоже время приходится констатировать, что обилие информации, которую студент может получить из разнообразных источников, отнюдь не гарантирует системности знаний в области будущей его профессии, что подтверждает наш опыт обучения студентов факультета социальной педагогики и психологии. Во – вторых, у значительной части современной учащейся молодежи возникают коммуникативные трудности, такие как страх публичных выступлений, слабый навык аргументации и доказательности выступлений. Все это подтверждает необходимость постоянного поиска наиболее оптимальных учебно-воспитательных форм и педагогических технологий профессионального  и творческого саморазвития студентов.

         Так родилась авторская технология студенческого  педагогического театра. Театр – одна из наиболее древних и ярких, эмоционально насыщенных форм воздействия на сознание и чувства зрителей, мощная эмоциональная форма освоения окружающей действительности.[5]

Театр, где играют учащиеся, в России имеет свою историю. Приобщил Россию к театральному искусству Алексей Михайлович. Именно он пригласил в Россию Семиона Полоцкого, поручив ему воспитание собственных детей и организацию театральных представлений. Общедоступным театр становится при Петре I. Он строит на Красной площади «Комедиальную храмину» и приглашает руководить театром немцев. В качестве актеров туда набирают подростков из мещан и подьячих. Быстро подрастающие юноши берут на себя руководство театром и пытаются самостоятельно организовывать спектакли и «перелагать» на русские нравы зарубежные тексты. Первый студенческий театр появляется в этот период в Медийинской академии на Яузе. Здесь сочиняются оригинальные пьесы, написанные на русском языке, рассказывающие об истории и современности русского государства. Их авторы- преподаватели Дмитрий Ростовский, Феофан Прокопович. Играют в пьесах студенты. Начало XX века период активного развития детско-юношеского театрального движения. Массовым становится студийное театральное движение, физкультурные парады и массовые праздники. А театр, где играют учащиеся, становится явлением педагогического порядка. Такой подход остается актуальным по сей день. При этом, удивительно, что ни театроведческая, ни педагогическая литература специально не рассматривала феномен театра как образовательной или педагогической технологии. [2]

Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности личности будущего социального педагога. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникального потенциала личности как профессионала (рис.1)

 

Рис 1. Постановка «С.Т.Шацкий - бодрая жизнь»

Важнейшим условием творческой деятельности студентов выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить, креативно преобразовать. Наша практика показала, что студенческий педагогический театр несет в себе значительную образовательно-воспитательную силу для формирования творческого начала у будущих социальных педагогов. Образовательную составляющую данной технологии отражает содержание театральных постановок, в основе которых исторические портреты великих гуманистов прошлого, творческие зарисовки по теории различных социально-педагогических явлений, актуальных проблем педагогического общения, конфликтных ситуаций в подростковой среде и их анализ, осуществляемый средствами художественного воплощения. Преобразующий характер познавательной деятельности студента в процессе подготовки к педагогическому спектаклю, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни духовной культуры.[3]

         Идея создания педагогического театра подразумевает глубокое по силе эмоционального воздействия осмысление информации о педагогических процессах, истории педагогики и психологии, сюжетов из опыта студентов и педагогов. Объектом изучения и постановки становятся для студентов- актеров сцены из педагогических и психологических первоисточников, переосмысленные ими общие представления о специфике будущей профессии, сюжеты из сказок и легенд, рассказывающих о силе учения и об учителе, сцены из обыденной жизни. По силе воздействия педагогический театр занимает особое место в ряду педагогических и дидактических технологий. Чувства, которые вызывает к жизни театральная постановка - есть чувства социально обусловленные. [1]

Зритель, в качестве которого выступают студенты и педагоги, соприкасаясь с живым театральным действом, активизируется на выдвигаемых проблемах, заостряет внимание на представленном материале, тем самым заинтересованно осваивая необходимую информацию, представленную в артистичной и зрелищной форме.

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности. Педагогический театр является активной формой развития у студентов навыков творческой самореализации, умений планировать и анализировать результаты своего труда, конкретного творческого дела, которым является театральная постановка. Кроме того, приемы и формы театральной работы, применяемые в воспитании актера педагогического театра, несут в себе мощный социализирующий эффект, учат студентов пониманию психологии персонажа, совместной деятельности, чувству партнера по общению и игре на сцене, помогают преодолеть робость и страх перед аудиторией, избавляют от косноязычия [3].

Спектакль педагогического театра уже в силу сиюминутности процесса актерского творчества студентов-участников становится уникальной формой.[4] Главным действующим лицом в нем выступают студенты – актеры, постигающие и передающие глубинный смысл идей, вложенных авторами первоисточников в свои научные произведения. Актеры, погружаясь в атмосферу произведений, передают зрителям видение авторами тех или иных психолого-педагогических императив. Что делает процесс изучения истории и теории профессии животрепещущим и близким для каждого участника такого театрального действия, будь то актер или зритель. Следует отметить, что овладение в ходе постановки педагогического театра актерскими навыками не является самоцелью. Прежде всего, важно развивать у студентов инициативность, отзывчивость, обязательность, творческое отношение к делу.

В рамках ежегодного «Дня Науки» в Московском государственном гуманитарном институте г. Орехово-Зуево студентами социально-педагогического факультета ежегодно готовятся постановки студенческого педагогического театра, которые пользуются неизменным успехом как у профессорско-преподавательского состава, студентов, так и у представителей детско-родительской общественности города.

Опыт студенческого педагогического театра доказывает, что цели искусства и педагогики зачастую едины. Педагогический спектакль позволяет совмещать образовательные задачи с эстетическими. Здесь в единстве встречаются «наука», «творчество», «игра» и «свобода». Педагогический театр не требует, не обличает, он констатирует, побуждает размышлять и переживать над вопросами прошлого и современной социальной действительности, он учит, но не назидательно, а образно (рис 2).

 

Рис.2. Постановка «Школа непослушания»

Потенциал педагогического театра как образовательной и воспитывающей технологии еще требует своего научного изучения, однако очевидно одно, что потенциал этот таится в самом замысле, в форме, в природе такого явления как театральное искусство и в его соединении с науками о человеке.

Литература:

1.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1969.

2.Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра: от истоков до середины XX века [Текст] / В.И. Березкин. - М., 1997.

3. Кнебель, М. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьессы и роли [Текст] / М.Кнебель.- М.: ГИТИС, 2010.

4.Станиславский, К.С.Учебник актерского мастерства. Работа над собой в творческом процессе воплощени [Текст] / К.С. Станистлавский. – М.: АСТ, 2011.

5. Цукасова, Л.В. Театральная педагогика. Принципы. Заповеди. Советы [Текст] / Л.В. Цукасрва, Л.А. Волков.- М.: Либком, 2009.