СЕРТИФИКАЦИЯ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

Никишина И. Н.

Российский Государственный Социальный Университет

 

СЕРТИФИКАЦИЯ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


Система повышения квалификации работников образования, как самостоятельная отрасль профессиональной образовательной деятельности, обладающая богатым опытом работы с педагогами школ и являющаяся одной из составляющих единой системы образования в России, осуществляет в настоящее время решение существенной задачи подготовки учителей школ в области информационной компетентности как в общеобразовательном, так и в профессиональном аспектах.

Рассмотрение роли и места системы повышения квалификации в общей структуре образования позволяет утверждать, что решение задач информатизации образования невозможно без рассмотрения комплекса проблем отечественной системы образования с ее сложной структурой, многообразием функций и непростой диалектикой развития. Все они находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами жизни.

В связи с переходом на новые федеральные образовательные стандарты в системе повышения квалификации была введена подготовка и переподготовка учителей информатики. На протяжении ряда лет система подготовки учителей информатики развивалась и совершенствовалась. На базе институтов повышения квалификации были созданы и действуют в настоящее время кафедры информатики, взявшие на себя научное и методическое обеспечение процесса подготовки учителей школ в области информационной компетентности.

К числу характерных особенностей действующей федеральной системы повышения квалификации, которые определяют ее развитие, можно отнести:

  • устойчивость системы повышения квалификации педагогических кадров в различных социально-экономических условиях;
  • гибкость и оперативность системы образования взрослых, быстрое реагирование на динамично меняющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию;
  • оперативную экспертную оценку результатов научных исследований и передового опыта педагогов-практиков, возможность быстрой коррекции в процессе внедрения их на практике;
  • накопленный теоретический и практический опыт работы с педагогами всех специальностей, основанный на особенностях процесса образования взрослых людей.

Наряду с этим имеются и определенные недостатки подготовки педагогических кадров в области современной информатики и владения средствами ИКТ, основанные на специфике функционирования системы повышения квалификации. Уровень технической и программной оснащенности учреждений системы повышения квалификации (центры, факультеты, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и т.д.) значительно отстает от современных достижений в этой области, что отрицательно сказывается на формировании информационной компетентности педагогов; научно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации учителей в области информатики и ИКТ разработано недостаточно и не обеспечивает как организацию дифференцированного обучения педагогов в соответствии с их профессиональными и личными потребностями, так и необходимый уровень их информационной компетентности.

Под ИКТ - компетентностью  учителя информатики будем понимать его способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Наиболее распространенной программой сертификации                                    ИКТ – компетентности в РФ является The European Computer Driving Licence (ECDL - Европейские компьютерные права, также известная под названием ICDL - Международные компьютерные права) - ведущая мировая программа повышения компьютерной грамотности и сертификации навыков владения персональным компьютером.[4, с. 10]

Сертификат ECDL является общепринятым в Европе и США стандартом, подтверждающим, что его обладатель знаком с основными концепциями информационных технологий, умеет пользоваться персональным компьютером и базовыми приложениями.

Уникальность Учебного плана ECDL заключается в том, что он абсолютно независим от поставщиков программного обеспечения. Это дает обладателям сертификата мобильность и свободу выбора, позволяя применить полученные навыки в той программной среде, которая потребуется им в дальнейшей работе.

Сертификация ECDL состоит из 7 модулей. Модуль 1 тестирует теоретические знания персонального компьютера и информационных технологий. Модули 2-7 призваны проверить практические навыки обращения с компьютерными программами.[3, с. 11]

ЮНЕСКО в партнерстве с мировыми лидерами в области создания информационных технологий и ведущими экспертами в сфере информатизации школы разработала международные рекомендации, которые фиксируют  требования к ИКТ-компетентности учителей (или педагогических работников) – UNESCO’s ICT Competency Framework for Teachers (далее – UNESCO ICT-CFT, или Рекомендации). Учителя, которые соответствуют этим требованиям (обладают соответствующими компетенциями), способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы.[5, c. 11]

Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников.

Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными гражданами и работниками. Таким образом, рекомендации по вопросам внедрения международных стандартов ИКТ-компетентности затрагивают все стороны (аспекты) работы учителей. Среди них: понимание роли ИКТ в образовании; учебная программа и оценивание; педагогические практики; технические и программные средства ИКТ; организация и управление образовательным процессом; профессиональное развитие.[5]

Рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации школы, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Первый подход – «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы. Второй – «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире. Третий – «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества. Каждый из трех подходов содержит 6 модулей.

Вопросами разработки методической системы обучения информатике в различных типах учебных заведений активно занимались Брановский Ю.С., Бешенков С.А., Босова Л.Л., Бубнов В.А., Ваграменко Я.А., Григорьев СТ., Гейн А.Г., Добудько Т.В., Жданов С.А., Лапчик М.П., Лесневский А.С., Роберт И.В., Пугач В.И., Кузнецов Э.И., Кузнецов А.А., Швецкий М.В., и др., рассматривающие информатику как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования. Активно развиваются исследования по информатизации образования и внедрению ИКТ в учебный процесс (Дашниц Н.Л., Кравцова А.Ю., Лавина Т.А., Панюкова СВ., Софронова И.В., Шухман А.Е., и др.).

Развитие профессионального потенциала личности педагогов -основная задача системы повышения квалификации. Однако следует помнить, что учителя - взрослые люди, реализовавшие себя в той или иной степени в системе социально-профессиональных отношений, которые определяют их статус и формируют потребности во все более высоких профессиональных достижениях и в развитии своих компетенций, определяющих успешность педагогической деятельности.

При этом целевые функции образования взрослых людей в системе повышения квалификации работников образования становятся чрезвычайно многообразны: компенсация пробелов, имеющихся в предшествующей педагогической деятельности; оперативная адаптация к нововведениям в теории и методике; рост профессионального мастерства; обогащение социальной и духовной культуры и т.д. В конечном счете, каждая из этих функций влияет на общее развитие потенциала личности учителя, необходимого для повышения качества социальной, культурной и профессиональной жизни педагога как активного субъекта общественных отношений и профессиональной деятельности в современных условиях развития общества.

Система повышения квалификации в области информатики и ИКТ имеет свои специфические особенности, а именно:

1) повышение квалификации, как компонент профессионального роста учителя школы, является обязательным с частотой не реже одного раза в пять лет, что приводит к проблемам «отставания» и «несоответствия» уровня подготовки педагога современным требованиям информатизации образования и соответственно не адекватному требованиям информационного общества уровню его информационной компетентности;

2) уровень подготовки учителей по теоретическим и практическим аспектам информатики и ИКТ существенно зависит от педагогического стажа, опыта работы, уровня оснащенности вычислительной техникой и т.д., что обуславливает необходимость дифференциации обучения для повышения эффективности подготовки в области информационной компетентности;

3) повышение квалификации, как процесс совершенствования профессиональных качеств учителя, опирается на уже сформировавшуюся (или сформировавшуюся) готовность развития профессиональной образовательной активности педагога в области информатики и ИКТ. Следствием этого является обучение и продвижение по индивидуальной образовательной траектории во время повышения квалификации на основе развития самообразовательной деятельности в период курсовой подготовки и в послекурсовой период.

Возникает противоречие между необходимостью обеспечения современной школы специалистами, обладающими информационной компетентностью в области использования средств и методов информатики и ИКТ как в общеобразовательном, так и в профессиональном аспектах, и недостаточным уровнем научно-методических разработок применительно к подготовке учителей школ в системе повышения квалификации работников образования.

Сертификаты вручаются учителям, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения сертификационных программ; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Литература:

  1. Хесуса Лау Информационная грамотность: Международные перспективы. М.: 2010, 177 с.
  2. Стандарты ИКТ – компетентности для учителей. Стратегические основы. М. -2009 – 17 с.
  3. Модули Стандартов ИКТ – компетентности для учителей. М. -2009 – 17 с.
  4. Стандарты ИКТ – компетентности для учителей. Руководство по внедрению. М.: 2009 г.
  5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Рекомендации 2.0. Русский перевод. с. 116 UNESCO 2011