НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ

 

ПОД-СЕКЦИЯ 17. Международное публичное право

 

Алжанкулова С.А.

кандидат юридических наук,

заведующий кафедрой частного права

Академии экономики и права

имени У.А. Джолдасбекова

 

НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ


Рабство и работорговля являются наследием рабовладельческого общества. Международное сотрудничество в борьбе с этим явлением стало складываться в начале ХIХ в. после отмены рабства в США. В 1815 г. на Венском конгрессе был принят Акт об отмене торговли неграми, в 1841 г. – Договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. Однако эти первые международные договоры лишь осуждали рабство, запрещали работорговлю и рекомендовали государствам установить ответственность за эти деяния. Только в 1926 г. принимается Конвенция о рабстве. Конвенция ООН 1926 года определяет рабство как «статус или состояние человека, по отношению к которому применяются все или любой из видов власти, определяемых правом владения» [1, c. 504]. Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содействие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены рекомендации о постепенном искоренении принудительного труда.

Однако ни международные соглашения, ни наступивший после второй мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 г. в мире насчитывалось 9 млн. рабов. Не случайно в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. особо подчеркнуто: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» [2].

В 1956 г. принимается Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Впервые здесь предусмотрены не запреты и формы борьбы с конкретными преступлениями, а предписание об их упразднении. Как преступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г. дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются:

1. Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам.

2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.

3. Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.

4. Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.

5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе [3]. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако в Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда.

Содержание понятия торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами содержит Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 г. В ней, в частности, говорится, что под этим понимаются действия, когда кто-либо:  сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо даже с согласия этого лица; эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица; содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости; сдает в аренду или снимает здание или другое место или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами [4].

Пекинская декларация и Платформа действий 1995 г. установили, что в настоящее время понятие торговли людьми расширилось и стало включать в себя все другие виды эксплуатации женщин. В соответствии с положениями этих документов, в сферу торговли людьми входит, помимо вовлечения женщин в занятие проституцией, принудительный труд и браки по принуждению.

В январе 1999 г. были опубликованы Стандартные принципы прав человека по отношению к лицам, которые пострадали от международной торговли людьми, разработанные Фондом против торговли женщинами (Нидерланды), Международной юридической группой по правам человека (США), Глобальным альянсом против торговли женщинами (Таиланд).

Документ  определяет торговлю людьми как «совокупность действий, связанных с вербовкой, перевозкой в пределах одной или нескольких стран, куплей, продажей, перемещением, передачей из рук в руки или удержанием лица или группы лиц: a) обманным путем, принуждением лица (включая применение насилия или угрозу его применения, злоупотребления служебным положением) или вовлечением этого лица в долговую кабалу. б) с целью содержания этого лица, независимо от того оплачивается его труд или нет, в подневольном состоянии (домашнем, сексуальном или репродуктивном) или в условиях тождественных рабству» [5. c. 17].

Данное определение торговли людьми следует в русле общепринятых международных стандартов по правам человека.

В декабре 2000 г. на 55 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми. Этот документ на высшем международном уровне определил обязанности государств по противодействию торговле людьми.

Протокол призван скоординировать общую и уголовную политику стран-участниц в отношении торговли. Целью документа провозглашается содействие сотрудничеству стран-участниц в профилактике, расследовании и судебном преследовании международного незаконного перемещения людей, в особенности с целью принудительного труда и сексуальной эксплуатации, при особом внимании защите женщин и детей как наиболее частым жертвам таких действий. Протокол по торговле людьми обязывает страны-участницы принять меры по расследованию и судебному преследованию торговли людьми, придавая особое значение международному сотрудничеству, а также по защите и содействию жертвам торговли людьми, и принимать превентивные меры. Конвенция предусматривает общие меры по борьбе с организованной преступностью, включая меры по конфискации средств и обеспечению защиты жертв и свидетелей организованной преступности, и распространяется также на борьбу с торговлей людьми.

Согласно Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее:

- «торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции, других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов [6].

Признаками торговли людьми являются действия, нарушающие права человека, совершение которых приводит к получению выгоды (материальной или иного характера) для другого лица: применение физического и психического насилия или угрозы; изъятие у человека, ставшего жертвой торговли людьми, документов, удостоверяющих его личность; вовлечение в долговую кабалу; принуждение к труду; ограничение свободы передвижения; обман или злоупотребление доверием.

Согласие жертвы торговли людьми выполнять те или иные действия или работу не принимаются во внимание, согласно международному законодательству, при отнесении конкретного действия к торговле людьми в случае, если была применена любая из перечисленных форм эксплуатации.

Форма торговли людьми определяется в зависимости от вида криминальной эксплуатации, примененной к жертве торговли людьми. В зависимости от способа принуждения криминальная эксплуатация подразделяется на:

а) физическое принуждение с применением насилия и/или с применением сильнодействующих наркотических средств, алкоголя, медицинских препаратов;

б) экономическое принуждение в форме долговой кабалы или иной материальной зависимости;

в) психическое принуждение путем шантажа, обмана, введения в заблуждение или угрозы применения насилия;

г) юридическая зависимость в связи с усыновлением или опекунством, либо в связи с вступлением в брак без цели создания семьи;

д) рабство или условия, сходные с рабством.

По содержанию деятельности жертв торговли людьми криминальная эксплуатация подразделяется на следующие виды:

а) эксплуатация труда в сфере быта (домашнего и бытового обслуживания);

б) эксплуатация труда в сфере производства, на сельскохозяйственных работах;

в) эксплуатация в сфере преступного бизнеса (участия в вооруженных формированиях, в сфере производства незаконной продукции);

г) эксплуатация лица в целях совершения действий сексуального характера;

д) использование физиологических параметров человека для трансплантации органов и тканей,

е) использование женщин в качестве суррогатных матерей.

Торговля людьми составляет повышенную общественную опасность, когда совершаемые действия:

а) путем обмана, насилия, угрозы применения физического воздействия на территории  государства назначения, используя беспомощное состояние человека (нелегальное положение, недееспособность, инвалидность или зависимое положение) принуждают к сексуальным действиям;

б) организованы, т.е. когда они совершаются человеком, который владеет в стране назначения борделем или другим предприятием, где вывезенные на работу люди находятся в личной или экономической зависимости;

в) принуждают несовершеннолетних, т.е. людей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, заниматься проституцией;

г) направлены на вовлечение детей в занятие проституцией или совершение иных действий сексуального характера;

д) имеют целью извлечение органов и тканей из организма человека;

е) совершаются в отношении лица, являющегося недееспособным в силу своего психического или физического состояния.

Успешное противодействие торговле людьми зависит от правового обеспечения решения этой проблемы как на уровне международного, так и внутригосударственного права.

На пленарном заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ 16 июля 2003 г. была принята резолюция, призывающая к соблюдению государствами прав человека в условиях расширения НАТО и ЕС. В резолюции содержатся два призыва: к членам ОБСЕ – «обеспечить, чтобы в их национальном законодательстве предусматривались средства и институты борьбы с незаконной торговлей людьми» [7], и к ЕС и НАТО - при приеме новых членов «поддерживать высокие требования в отношении демократии, прав человека и верховенства закона» в этих странах.

Проблема торговли людьми особенно актуализировалась в прошлом десятилетии и на сегодняшний момент по своим количественным параметрам и качественным особенностям представляет серьезную угрозу нормальному развитию различных сфер общественного организма, вызывая озабоченность мирового сообщества.

В Платформе действий, как итоговом документе 23 специальной сессии Экономического и Социального Совета Генеральной Ассамблеи ООН (март, 2005 г.) обозначены существующие сегодня стратегии, приоритетные направления и проблемные области в создании эффективного социального контроля над сферой торговли людьми, и, прежде всего, женщинами и детьми.

В борьбе с этим явлением уже достигнут существенный прогресс, и многие государства уделяют ей достаточно серьезное значение и приоритетное внимание. 72 государства-члена Совета сообщили о мерах по борьбе с незаконной торговлей и рабством. В подавляющем большинстве случаев – это меры борьбы с незаконной торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, хотя некоторые страны также указали на незаконную торговлю в целях принудительного труда и извлечения органов.

Поскольку торговля людьми тесно связана с принудительным трудом, а также с отказом государств защищать интересы трудящихся, как своих граждан, так и иностранцев, неудивительно, что МОТ борется с этим явлением почти с самого начала своего создания в 1919 г. Обязательство МОТ бороться с принудительным трудом и торговлей людьми берет свое начало от социальных движений ХХ столетия, участники которых боролись за улучшение ситуации с занятостью в колониях и против принудительного перемещения людей в целях использования их труда.

Кроме того, конвенции МОТ налагают на страны-участницы обязательства защищать иностранных трудящихся от несправедливых методов работы, включая такие методы, как нелегальные перемещения и незаконное трудоустройство трудящихся-мигрантов, включая торговлю людьми.

С ростом количества случаев торговли людьми в 80-е годы и особенно в 90-е годы стало очевидно, что принудительный труд, торговля людьми и другие проблемы глобализации требуют согласованных действий и возобновления прежних обязательств. Одним из главных результатов такого переосмысления стала Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятая в 1998 г., обеспечивающая прочную основу для работы Организации в этом направлении.

Рамочное решение ЕС «О борьбе с торговлей людьми», принятое 19 июля 2002 г. является очередным шагом в процессе унификации уголовно-правовыx стандартов на территории ЕС. Его основная цель состоит в усилении борьбы с торговлей людьми. Как и любой другой специальный акт Евросоюза, Решение вобрало в себя положительный опыт глобальных международных документов и, в общем и целом, представляет собой доработанный и расширенный вариант отдельных положений Протокола 2000 г., касающихся оснований, мер и порядка уголовного преследования за совершение деяний, признаваемых в соответствии с рассматриваемым документом преступными. В частности, ст. 3 требует, чтобы за совершение указанных преступлений назначалось наказание, связанное с лишением свободы с верхним пределом не меньше 8 лет, тем самым, расширяя положение ст. 5 Протокола 2000 г., говорящей лишь о необходимости криминализации соответствующих действий.

Безусловным прогрессом можно считать введение ответственности юридических лиц. Отметим, что наказание легальных организаций, которые в большинстве случаев задействованы в преступных схемах перемещения и последующей продаже необходимо, и является одним из важнейших составляющих системы мер противодействия торговле.

В рамках Содружества Независимых Государств вопросы взаимодействия в обеспечении всесторонней безопасности, также являются одними из самых востребованных.

Расширение рынка торговли людьми – гражданами государств – участников СНГ – обусловливается прежде всего социально-экономическими проблемами, высокой прибыльностью этого бизнеса и низким уровнем риска по сравнению с другими видами преступной деятельности. На фоне отсутствия надлежащего контроля за посреднической деятельностью частных структур в области туризма, трудоустройства граждан за границей и усыновления детей иностранными гражданами активизируется деятельность вербовщиков для выезда женщин за границу под прикрытием брачных, туристических и модельных агентств, продажи людей, в первую очередь, детей для трансплантации внутренних органов.

Сегодня в СНГ по этому актуальному направлению совместного противодействия организованной преступности создана комплексная правовая база. Среди международных договоров можно упомянуть: Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 года; Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного пребывания от 7 октября 2002 года; Соглашение о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года.

28 ноября 2006 года главы восьми стран СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина) приняли Программу сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы.

На сегодняшний день действует Программа сотрудничества стран-участниц Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011-2013 годы.

Целью программы, разработанной секретариатом и научно-методическим центром Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ, является активизация взаимодействия стран Содружества, совершенствование деятельности уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с торговлей людьми.

Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 2008 году на 30-м пленарном заседании были приняты модельные законодательные акты о борьбе с торговлей людьми, об оказании помощи жертвам торговли людьми и рекомендаций по унификации и гармонизации законодательства стран СНГ в данной сфере.

Модельный закон «О противодействии торговле людьми» регулирует общественные отношения в данной сфере, устанавливает основы юридической ответственности физических и юридических лиц, в том числе определяет принципы уголовной ответственности за совершение соответствующих преступлений, регламентирует организационные основы противодействия торговле людьми и компетенцию в указанной сфере государственных органов и должностных лиц, формы и методы их взаимодействия, сотрудничества с негосударственными организациями, общественными объединениями, другими институтами гражданского общества, средствами массовой информации, международными организациями [8].

Модельный закон «Об оказании помощи жертвам торговли людьми» направлен на регулирование правовых и организационных основ государственной политики и международного сотрудничества государств в сфере защиты и оказания помощи пострадавшим лицам [9].

Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств-участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми устанавливает принципы унификации и гармонизации, включая соблюдение норм международного права, признание торговли людьми общественно опасным видом деятельности, в том числе осуществляемой под контролем транснациональной организованной преступности, обеспечение криминализации всех форм и способов торговли людьми, установление за их совершение уголовной и административной ответственности.

Следует отметить, что в уголовных кодексах большинства государств-участников Содружества диспозиции норм, предусматривающих ответственность за торговлю людьми, имеют сходную конструкцию. Они связывают ужесточение ответственности с совершением торговли неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, с применением или угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья. Подобная схожесть уголовно-правовых норм государств СНГ является основой для сотрудничества, позволяет вырабатывать общие принципы борьбы с таким явлением.

Упомянутой Программой, которая разработана с учетом положений универсальных документов ООН в этой сфере, рекомендуется государствам-участникам СНГ принять дополнительные правовые акты, направленные на защиту интересов жертв торговли людьми, их физическую, психологическую и социальную реабилитацию, предусматривающие лицензирование международной брачной посреднической деятельности, модельного бизнеса, агентств по туризму и трудоустройству граждан за рубежом.

Обобщая все вышесказанное, мы с удовлетворением отмечаем, что на настоящее время международный законодательный фундамент включает большое количество нормативных актов, содержание которых на данном этапе противодействия торговли видится нам прогрессивным и достаточным. На наш взгляд, они содержат ряд норм, имплементация которых в казахстанское национальное законодательство позволила бы властям страны пересмотреть стратегию борьбы с торговлей людьми, усилив некоторые ключевые позиции. Их можно разделить на две группы – уголовно-правовые и организационные.

Однако основной ареной борьбы с торговлей сегодня продолжают оставаться суверенные территории государств и от того, насколько они хотят и могут преследовать торговлю людьми, в том числе и имплементируя нормы международного права в национальную систему и самостоятельно её развивая, настолько зависит исход этого противостояния.

 

 

 

 

Список использованных источников: 

1. Конвенция о рабстве от 25 сентября 1926 г. // Международные акты о правах человека: сборник документов. – М.: НОРМА – ИНФРА ∙ М, 1998. – С.504-507.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.//www.un.org/ru /documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml

3. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством  //www.un.org/ru/documents /decl_conv/conventions/supplementconvention_slavery.shtml

4. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949 г. //www.busel.org/texts/cat9uw/id5cwvydt

5. Стандартные правозащитные принципы обращения с лицами, пострадавшим от торговли людьми / под ред. Ф.Л. Синицына. – Пермь: ИД «Типография купца Тарасова», 2002. – 32 с.

6. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности //www.un.org/ru/documents/decl_conventions /protocol1.shtml

7. Роттердамская декларация парламентской ассамблеи ОБСЕ  и резолюции ассамблеи, принятые на двенадцатой ежегодной сессию. Резолюция. Роттердам, 5 - 9 июля 2003 года //www.legislationline. org/ru/ documents/action/popup/id/14577

8. Модельный закон «О противодействии торговле людьми»//www.licasoft. com.ua/component/ lica/ ?href

9. Модельный закон «Об оказании помощи жертвам торговли людьми» //www.bankzakonov.com/republic _pravo_by_2010/blockh