СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ФРГ

 

Конституционное право

Павшук Е.А.,

аспирант кафедры конституционного права Украины

Национального университета «Юридическая академия Украины

имени Ярослава Мудрого»

СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ФРГ


Характеризуя демократические основы конституционного строя Украины, нельзя не обратиться к основам организации государств с укоренившимися демократическими устоями. Основной целью является определение системы демократических основ конституционного строя Федеративной Республики Германия, выявление соответствия украинской и немецкой конституционно-правовой теории и практики.

В Основном законе Германии важное место занимает принцип демократии.  «Вся государственная власть исходит от народа», - гласит ст. 20 абз. 2 Основного закона, что характеризует основу конституированной государственности [1, с. 5]. При этом понятие демократии не следует полностью отождествлять с господством народа. Основной закон создает не абстрактную доктрину, а конкретное устройство общества.  Это положение исходит непосредственно от народа как власти, стоящей над прочими органами, конституционные полномочия которых опираются на акты парламента и правительства. Таким же образом все другие полномочия основываются только на конституции, на признании и принятии народом [2, с. 69].

«Демократия» представлена не как завершенная модель, а только в отдельных, основных чертах как необходимая база для регулирования деятельности конституционного строя и обеспечения в соответствии с конституцией основы и структуры этого строя. Вопрос о содержании демократии, так же как и на постсоветском пространстве, уходит в область свободной дискуссии.

Под свободным демократическим строем Основной закон подразумевает такой государственно-правовой способ правления, который основывается на самоопределении народа по волеизъявлению большинства, на свободе и равноправии. Этот строй наделен такими признаками как: приоритет прав человека, народный суверенитет, разделение полномочий, ответственность правительства, независимость судов, принцип многопартийности, а также свобода оппозиционной деятельности. Понятие «основы свободного демократического строя» раскрывается в нормах, охраняющих фундамент конституционного строя. Он не ограничен только демократическим строем в более узком смысле. Правовое государство и демократия в структуре Основного закона находятся в тесной взаимосвязи, так что в действительности свободный демократический строй не может существовать без государственно-правовой основы [2, с. 72].

По Основному закону в рамках демократического строя обосновывается и осуществляется господство человека над другими людьми, но не из собственного права. Политическое господство парламента и правительства ограничено большинством народа, ответственно, срочно и целесообразно. Однако демократическое устройство – это не только легитимация государственной власти, но и право инициатив и альтернатив. Право на власть с самого начала ограничивается, предоставляется только на время, и сам народ, от которого исходит вся государственная власть, связан конституцией [2, с. 75].

Однако Основной закон упоминает также и термин «конституционный строй», который, по мнению Ю.Г. Барабаша, является правовым порядком в формальном смысле, то есть совокупностью предписаний, определенных в нормативно-правовых актах. В то же время свободный демократический строй является материальным аспектом, который определяет качественную характеристику конституционного правопорядка [3, с. 76].

Таким образом, основы свободного демократического строя создают фундамент, прочную основу, которая покоится на двух китах: обществе и государстве. Демократия и правовое государство содержат позитивные принципы построения конституционного строя, различающиеся по характеру и воздействию, но подчиненные внутреннему единству. Конституция как основа правопорядка определяет эти принципы, согласно которым должна организовываться жизнь общества и государства.

Конституционные реалии в Украине приводят к использованию категории конституционного строя в формальном смысле, что является не более чем совокупностью отношений, урегулированных в тексте Конституции Украины. В то время, когда для настоящего народовластия необходимо качественное наполнение, реально отображающее общественные отношения, в основе которых лежат ценности демократии [3, с. 76].

 

Литература:

  1. 1.      Основной Закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс]: основной Закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс] // Гуманітарні науки. № 1 : Зб. на допомогу учб. та наук. роботі студ. [Електронний ресурс]. - Б. м. : Б. в., 2006.
  2. 2.      Хессе К. Основы конституционного права ФРГ: Пер. с нем./ Под ред. и с вступ. ст. Сидоров Н.А. .- М.: Юрид. лит., 1981.- 368 c.
  3. 3.      Барабаш Ю.Г. Установча влада українського народу як конституційний феномен // Право України. – 2009. –11.– С. 73–79