Украина и Европейский Союз: модель сотрудничества на пути к правовому обеспечению охраны окружающей природной среды

 

ПОД-СЕКЦИЯ 1. Административное право. Административный процесс. 

Казанчук И.Д.

кандидат юридических наук, доцент,

профессор кафедры административной деятельности

ОВД Харьковского национального университета внутренних дел

 

Украина и Европейский Союз: модель сотрудничества на пути к правовому обеспечению охраны окружающей природной среды

 

Одним из важных вопросов на пути преодоления проблем правового и организационного обеспечения охраны окружающей природной среды в мире является улучшение международного сотрудничества между Украиной и странами-членами Европейского Союза в контексте интеграционных процессов в Украине. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, подписанному в 1994 году, указано, что страны должны развивать и укреплять сотрудничество в области управления и правовой защиты окружающей среды, как одного из приоритетных направлений в отношениях между Украиной и ЕС, путем проведения совместных действий.

Отметим, что целью развития такого международного сотрудничества является борьба с ухудшением состояния окружающей среды в мире в целом. Достижение данной цели включает решение таких важных вопросов как: а) восстановление естественного состояния окружающей среды; б) борьба с локальным и региональным загрязнением атмосферного воздуха и воды; в) эффективное и экологически безопасное производство, безопасность предприятий; безопасное использование химических веществ; г) уменьшение объемов, утилизация и безопасное уничтожение отходов; д) защита лесов; е) сохранение биологического разнообразия охраняемых территорий, рациональное использование биологических ресурсов и управление ими; ж) планирование землепользования, включая строительство и городское планирование, а также применение принудительных рычагов [1, с.32-34].

В первую очередь плодотворное сотрудничество между Украиной и Европейским Союзом происходит в направлении гармонизации украинского административного законодательства в области охраны окружающей среды. В этом аспекте Украина в 1999 году ратифицировала Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» [2]. Принятие данной Конвенции определило приоритетность обеспечения права каждого человека на доступ к экологической информации, право своевременного информирования заинтересованной общественности о принятых управленческих решений, обеспечения участия общественности в принятии и реализации решений. Важно, что на европейском континенте, где происходят значительные изменения и преобразования, экологические права человека заняли первостепенное место в процессе проведения реформ европейского масштаба, толчком к чему было возникновение процесса «Окружающая среда для Европы». Именно в рамках данного процесса право человека на благоприятную окружающую среду получило свое реальное развитие и международно-правовое закрепление.

В Украине в этом направлении существуют определенные проблемы. Прежде всего, это касается отношения соответствующих государственных органов к вопросу приведения административного законодательства Украины в сфере обеспечения благоприятной окружающей природной среды и природопользования в соответствии с европейскими нормами и стандартами, что является обязательным условием на пути интеграции Украины в Европейский Союз. Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, или «сближение» административной системы права с современной европейской системой права, предусматривает поэтапное принятие и внедрение нормативно-правовых актов Украины, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза в области охраны здоровья и жизни людей, животных и растений, окружающей среды. Конечно, процесс адаптации является нелегкой задачей для Украины. Главное, что, в последствии, такая стратегия не только ускорит общественную активность, но и сможет обеспечить защиту экологических прав граждан на высоком правовом уровне, экономическое развитие государства в целом в рамках ЕС, а также поспособствует постепенному возрастанию благосостояния граждан, приведению его к уровню, который сложился в государствах-членах ЕС. И хотя основы для сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом в этой сфере уже заложены, тем не менее, такое направление сотрудничества все еще требует повышения уровня и эффективности двустороннего сотрудничества, сосредоточение на конкретных проектах и ​​выполнение ряда организационных мероприятий с целью достижения долгосрочных целей.

Таким образом, определим ряд важных направлений, приоритетных в процессе развития сотрудничества Украины и Европейского Союза в сфере административно-правовой охраны окружающей природной среды:

1)      в аспекте реализации механизма адаптации административного законодательства Украины к европейским нормам есть необходимость в определении и конкретизации терминов, используемых в сфере охраны окружающей природной среды с точки зрения административного права (в частности, понятия «административно-правовая охрана окружающей среды»), правильному их переводу и вопросам, которые требуют адаптации;

2)      внесение соответствующих изменений и дополнений в законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об отходах», «Об экологической экспертизе», «О природно-заповедном фонде», Кодекс законов о недрах, Кодекс Украины об административных правонарушениях, другие нормативные акты; а также принятие Закона Украины «О порядке обнародования информации о состоянии окружающей природной среды», дабы устранить пробелы и противоречия, существующие в национальном законодательстве по вопросам, которые урегулированы международным правом;

3)      применение упрощенного производства в ряде дел об экологических правонарушениях, которое представляет собой нормативно закрепленную совокупность приемов и способов, с помощью которых должностное лицо рассматривает административные дела об экологических правонарушениях в кратчайший срок [3, с.31] непосредственно на месте его совершения с минимальными затратами времени и ресурсов;

4)      определение системы количественных и качественных показателей деятельности правоохранительных органов (природоохранных служб) Украины, которые в пределах своей компетенции применяют систему административно-правовых средств для осуществления профилактики правонарушений в сфере охраны природы и природопользования;

5)      привлечение общественности (представителей средств массовой информации, украинских и международных экологических организаций) к международному сотрудничеству в области охраны окружающей природной среды, уточнения их административно-правового статуса и механизма стимулирования в процессе осуществления природоохранной деятельности.

Литература:

  1. Микієвич М.М., Андрусевич Н.І., Будякова Т.О. Європейське право навколишнього середовища: Навчальний посібник. – Львів: БФ «Екоправо-Львів», 2004. – 254 с.
  2. Алексеева Е. Состояние выполнения Украиной решения Третьей Конференции Сторон Орхусской конвенции [Електронний ресурс] // «Екологія - Право - Людина»,  2009. – Режим доступу: http://bit.ly/1uKF4v.
  3. Рябець К. Питання розвитку законодавства про адміністративну відповідальність за правопорушення в галузі раціонального природокористування і охорони навколишнього природного середовища // Юридична Україна. – 2006. – № 1. – С. 29-32.

ПОД-СЕКЦИЯ 1. Административное право. Административный процесс. 

Казанчук И.Д.

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности ОВД Харьковского национального университета внутренних дел

 

Украина и Европейский Союз: модель сотрудничества на пути к правовому обеспечению охраны окружающей природной среды

 

Одним из важных вопросов на пути преодоления проблем правового и организационного обеспечения охраны окружающей природной среды в мире является улучшение международного сотрудничества между Украиной и странами-членами Европейского Союза в контексте интеграционных процессов в Украине. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, подписанному в 1994 году, указано, что страны должны развивать и укреплять сотрудничество в области управления и правовой защиты окружающей среды, как одного из приоритетных направлений в отношениях между Украиной и ЕС, путем проведения совместных действий.

Отметим, что целью развития такого международного сотрудничества является борьба с ухудшением состояния окружающей среды в мире в целом. Достижение данной цели включает решение таких важных вопросов как: а) восстановление естественного состояния окружающей среды; б) борьба с локальным и региональным загрязнением атмосферного воздуха и воды; в) эффективное и экологически безопасное производство, безопасность предприятий; безопасное использование химических веществ; г) уменьшение объемов, утилизация и безопасное уничтожение отходов; д) защита лесов; е) сохранение биологического разнообразия охраняемых территорий, рациональное использование биологических ресурсов и управление ими; ж) планирование землепользования, включая строительство и городское планирование, а также применение принудительных рычагов [1, с.32-34].

В первую очередь плодотворное сотрудничество между Украиной и Европейским Союзом происходит в направлении гармонизации украинского административного законодательства в области охраны окружающей среды. В этом аспекте Украина в 1999 году ратифицировала Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» [2]. Принятие данной Конвенции определило приоритетность обеспечения права каждого человека на доступ к экологической информации, право своевременного информирования заинтересованной общественности о принятых управленческих решений, обеспечения участия общественности в принятии и реализации решений. Важно, что на европейском континенте, где происходят значительные изменения и преобразования, экологические права человека заняли первостепенное место в процессе проведения реформ европейского масштаба, толчком к чему было возникновение процесса «Окружающая среда для Европы». Именно в рамках данного процесса право человека на благоприятную окружающую среду получило свое реальное развитие и международно-правовое закрепление.

В Украине в этом направлении существуют определенные проблемы. Прежде всего, это касается отношения соответствующих государственных органов к вопросу приведения административного законодательства Украины в сфере обеспечения благоприятной окружающей природной среды и природопользования в соответствии с европейскими нормами и стандартами, что является обязательным условием на пути интеграции Украины в Европейский Союз. Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, или «сближение» административной системы права с современной европейской системой права, предусматривает поэтапное принятие и внедрение нормативно-правовых актов Украины, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза в области охраны здоровья и жизни людей, животных и растений, окружающей среды. Конечно, процесс адаптации является нелегкой задачей для Украины. Главное, что, в последствии, такая стратегия не только ускорит общественную активность, но и сможет обеспечить защиту экологических прав граждан на высоком правовом уровне, экономическое развитие государства в целом в рамках ЕС, а также поспособствует постепенному возрастанию благосостояния граждан, приведению его к уровню, который сложился в государствах-членах ЕС. И хотя основы для сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом в этой сфере уже заложены, тем не менее, такое направление сотрудничества все еще требует повышения уровня и эффективности двустороннего сотрудничества, сосредоточение на конкретных проектах и ​​выполнение ряда организационных мероприятий с целью достижения долгосрочных целей.

Таким образом, определим ряд важных направлений, приоритетных в процессе развития сотрудничества Украины и Европейского Союза в сфере административно-правовой охраны окружающей природной среды:

1)      в аспекте реализации механизма адаптации административного законодательства Украины к европейским нормам есть необходимость в определении и конкретизации терминов, используемых в сфере охраны окружающей природной среды с точки зрения административного права (в частности, понятия «административно-правовая охрана окружающей среды»), правильному их переводу и вопросам, которые требуют адаптации;

2)      внесение соответствующих изменений и дополнений в законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об отходах», «Об экологической экспертизе», «О природно-заповедном фонде», Кодекс законов о недрах, Кодекс Украины об административных правонарушениях, другие нормативные акты; а также принятие Закона Украины «О порядке обнародования информации о состоянии окружающей природной среды», дабы устранить пробелы и противоречия, существующие в национальном законодательстве по вопросам, которые урегулированы международным правом;

3)      применение упрощенного производства в ряде дел об экологических правонарушениях, которое представляет собой нормативно закрепленную совокупность приемов и способов, с помощью которых должностное лицо рассматривает административные дела об экологических правонарушениях в кратчайший срок [3, с.31] непосредственно на месте его совершения с минимальными затратами времени и ресурсов;

4)      определение системы количественных и качественных показателей деятельности правоохранительных органов (природоохранных служб) Украины, которые в пределах своей компетенции применяют систему административно-правовых средств для осуществления профилактики правонарушений в сфере охраны природы и природопользования;

5)      привлечение общественности (представителей средств массовой информации, украинских и международных экологических организаций) к международному сотрудничеству в области охраны окружающей природной среды, уточнения их административно-правового статуса и механизма стимулирования в процессе осуществления природоохранной деятельности.

Литература:

1.     Микієвич М.М., Андрусевич Н.І., Будякова Т.О. Європейське право навколишнього середовища: Навчальний посібник. – Львів: БФ «Екоправо-Львів», 2004. – 254 с.

2.     Алексеева Е. Состояние вы

ПОД-СЕКЦИЯ 1. Административное право. Административный процесс. 

Казанчук И.Д.

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности ОВД Харьковского национального университета внутренних дел

 

Украина и Европейский Союз: модель сотрудничества на пути к правовому обеспечению охраны окружающей природной среды

 

Одним из важных вопросов на пути преодоления проблем правового и организационного обеспечения охраны окружающей природной среды в мире является улучшение международного сотрудничества между Украиной и странами-членами Европейского Союза в контексте интеграционных процессов в Украине. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, подписанному в 1994 году, указано, что страны должны развивать и укреплять сотрудничество в области управления и правовой защиты окружающей среды, как одного из приоритетных направлений в отношениях между Украиной и ЕС, путем проведения совместных действий.

Отметим, что целью развития такого международного сотрудничества является борьба с ухудшением состояния окружающей среды в мире в целом. Достижение данной цели включает решение таких важных вопросов как: а) восстановление естественного состояния окружающей среды; б) борьба с локальным и региональным загрязнением атмосферного воздуха и воды; в) эффективное и экологически безопасное производство, безопасность предприятий; безопасное использование химических веществ; г) уменьшение объемов, утилизация и безопасное уничтожение отходов; д) защита лесов; е) сохранение биологического разнообразия охраняемых территорий, рациональное использование биологических ресурсов и управление ими; ж) планирование землепользования, включая строительство и городское планирование, а также применение принудительных рычагов [1, с.32-34].

В первую очередь плодотворное сотрудничество между Украиной и Европейским Союзом происходит в направлении гармонизации украинского административного законодательства в области охраны окружающей среды. В этом аспекте Украина в 1999 году ратифицировала Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» [2]. Принятие данной Конвенции определило приоритетность обеспечения права каждого человека на доступ к экологической информации, право своевременного информирования заинтересованной общественности о принятых управленческих решений, обеспечения участия общественности в принятии и реализации решений. Важно, что на европейском континенте, где происходят значительные изменения и преобразования, экологические права человека заняли первостепенное место в процессе проведения реформ европейского масштаба, толчком к чему было возникновение процесса «Окружающая среда для Европы». Именно в рамках данного процесса право человека на благоприятную окружающую среду получило свое реальное развитие и международно-правовое закрепление.

В Украине в этом направлении существуют определенные проблемы. Прежде всего, это касается отношения соответствующих государственных органов к вопросу приведения административного законодательства Украины в сфере обеспечения благоприятной окружающей природной среды и природопользования в соответствии с европейскими нормами и стандартами, что является обязательным условием на пути интеграции Украины в Европейский Союз. Адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, или «сближение» административной системы права с современной европейской системой права, предусматривает поэтапное принятие и внедрение нормативно-правовых актов Украины, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза в области охраны здоровья и жизни людей, животных и растений, окружающей среды. Конечно, процесс адаптации является нелегкой задачей для Украины. Главное, что, в последствии, такая стратегия не только ускорит общественную активность, но и сможет обеспечить защиту экологических прав граждан на высоком правовом уровне, экономическое развитие государства в целом в рамках ЕС, а также поспособствует постепенному возрастанию благосостояния граждан, приведению его к уровню, который сложился в государствах-членах ЕС. И хотя основы для сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом в этой сфере уже заложены, тем не менее, такое направление сотрудничества все еще требует повышения уровня и эффективности двустороннего сотрудничества, сосредоточение на конкретных проектах и ​​выполнение ряда организационных мероприятий с целью достижения долгосрочных целей.

Таким образом, определим ряд важных направлений, приоритетных в процессе развития сотрудничества Украины и Европейского Союза в сфере административно-правовой охраны окружающей природной среды:

1)      в аспекте реализации механизма адаптации административного законодательства Украины к европейским нормам есть необходимость в определении и конкретизации терминов, используемых в сфере охраны окружающей природной среды с точки зрения административного права (в частности, понятия «административно-правовая охрана окружающей среды»), правильному их переводу и вопросам, которые требуют адаптации;

2)      внесение соответствующих изменений и дополнений в законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об отходах», «Об экологической экспертизе», «О природно-заповедном фонде», Кодекс законов о недрах, Кодекс Украины об административных правонарушениях, другие нормативные акты; а также принятие Закона Украины «О порядке обнародования информации о состоянии окружающей природной среды», дабы устранить пробелы и противоречия, существующие в национальном законодательстве по вопросам, которые урегулированы международным правом;

3)      применение упрощенного производства в ряде дел об экологических правонарушениях, которое представляет собой нормативно закрепленную совокупность приемов и способов, с помощью которых должностное лицо рассматривает административные дела об экологических правонарушениях в кратчайший срок [3, с.31] непосредственно на месте его совершения с минимальными затратами времени и ресурсов;

4)      определение системы количественных и качественных показателей деятельности правоохранительных органов (природоохранных служб) Украины, которые в пределах своей компетенции применяют систему административно-правовых средств для осуществления профилактики правонарушений в сфере охраны природы и природопользования;

5)      привлечение общественности (представителей средств массовой информации, украинских и международных экологических организаций) к международному сотрудничеству в области охраны окружающей природной среды, уточнения их административно-правового статуса и механизма стимулирования в процессе осуществления природоохранной деятельности.

Литература:

  1. Микієвич М.М., Андрусевич Н.І., Будякова Т.О. Європейське право навколишнього середовища: Навчальний посібник. – Львів: БФ «Екоправо-Львів», 2004. – 254 с.
  2. Алексеева Е. Состояние выполнения Украиной решения Третьей Конференции Сторон Орхусской конвенции [Електронний ресурс] // «Екологія - Право - Людина»,  2009. – Режим доступу: http://bit.ly/1uKF4v.
  3. Рябець К. Питання розвитку законодавства про адміністративну відповідальність за правопорушення в галузі раціонального природокористування і охорони навколишнього природного середовища // Юридична Україна. – 2006. – № 1. – С. 29-32.

полнения Украиной решения Третьей Конференции Сторон Орхусской конвенции [Електронний ресурс] // «Екологія - Право - Людина»,  2009. – Режим доступу: http://bit.ly/1uKF4v.

3.     Рябець К. Питання розвитку законодавства про адміністративну відповідальність за правопорушення в галузі раціонального природокористування і охорони навколишнього природного середовища // Юридична Україна. – 2006. – № 1. – С. 29-32.