ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ О.БОКЕЯ

 

Секция 22. Филологические науки. Подсекция 1. Литературоведение

Кутумбетова Э.К.

старший преподаватель ТарГУ им.М.Х.Дулати Республики

Казахстан

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ О.БОКЕЯ

 

Проблема “человек и природа” занимает очень важное место в нравственно-философских исканиях Бокея О. как мыслителя и как художника. В художественном мире писателя всегда присутствует природа, близость к которой в значительной мере определяет нравственную сущность героев [1,46]. Это особенно привязало его к проблеме соотношения культуры и природы.

 К числу произведений О.Бокея, раскрывающих проблему взаимоотношений человека и природы, относится повесть «Осиротевший верблюжонок». Главный герой повести Тасжан – архитектор. Когда-то, по его проекту строился город Актау. В начале повести мы встрчаемся с главным героем повести, переживающим глубокий кризис. В поисках душевной гармонии через много лет он вновь приезжает в этот город. Во время одной из прогулок он встречается с девушкой по имени Акбота.

Жанузакова К.Т. дает следующую характеристику главному персонажу Тасжану и выявляет функцию образа дочери моря Акботы: «Главный герой повести “Осиротевший верблюжонок” в скоростной атомный век стремится не утратить свое “я”, связывающее его с природой, историей народа, с собственным дарованием. В этом плане ему помогает Акбота, способствующая его духовному возрождению. Акбота - романтический образ” [126,22].

В повести “Осиротевший верблюжонок” налицо функциональная значимость имен. Акбота – дитя природы в переводе означает белый верблюжонок. Тасжан: тас – камень, жан – душа. Первая часть имени указывает на профессию персонажа: он – архитектор. Профессия представителя мира цивилизации. Жан – душа, подчеркивает близость героя к миру природы.

Отношение художника к достижениям цивилизации неоднозначно. С одной стороны, урбанизация явилась вторжением в размеренную степную жизнь, причем не только в материальную среду, но и в духовную сферу, в систему традиционных навыков и установок, этических норм.

Стандартные дома – коробочки приводят к обезличиванию людей, вытравливанию в человеке индивидуального начала. С другой стороны, художник объективно оценивает необходимость научно-технического прогресса. У Бокея О. развенчивается теория “естественного состояния”, теория возврата к природе, к изначальному в человеке, и тогда с еще большей неизбежностью звучит вопрос: “А что такое счастье?” Герои Бокеева – Тасжан, Досым – люди с врожденным инстинктом красоты душевной. Они способны сливаться с природой настолько, что забывают весь окружающий мир и все страдания собственной души. Досым: “Что за колдовство такое! Если не посижу на берегу с удочкой, кусок в горло не лезет…Я люблю Бухтарму, она словно моя вторая жизнь”[104,с.84].

Однако, ни природа, ни личная независимость, ни любовь – ничто само по себе не может составить счастье человека, не дает ему удовлетворения, душевного покоя. Жизнь души требует чего-то большего, и это большее связано не с потребностью природы, а общественными потребностями. Суть человеческая “умирает”, когда человек начинает приспосабливаться к жизни, к обстоятельствам, и если человек согласно законам природы начинает приспосабливаться, покоряться обстоятельствам – это неизбежно приведет к искажению истинной природы человека. Это понимает друг Таса Досым (в переводе – друг мой): “Человек мог бы прожить и на Земле, но он воспарил в небо, летает. Нет, дорогой, человеческую фантазию, мечту не заточишь в тюрьму, его чувства и интуицию тоже…Времена, когда считали, что главное – это мой дом, очаг, теплое гнездо, давно сгинули и никогда не вернутся” [там же, с.85]. Человек, по мысли Бокея О., приходит в мир для какой-то высшей цели и может быть счастлив, только если выполнит свое общественное предназначение. Главное назначение Таса – строительство домов. Город для него – это не просто стандартные дома-коробочки. Город в понимании главного героя – “зеркало эпохи, дающее представление о культуре, духовном богатстве, психологии его жителей”[там же, с.70].

В слиянии первозданного с созидательным началом художник видит идеал. Недаром Тас возвращает себе душу и вновь становится Тасжаном после духовного союза с дочерью моря Акботой. Таким образом, мир – это не просто синхронное современное состояние, мир – это продолжающийся процесс, в котором будущее тесно связано с настоящим и прошлым.

Связь времен выражает неразрывность прошлого, настоящего и будущего в устремлениях главного героя. Выход из творческого кризиса Тасжан видит в синтезе опыта прошлых лет и достижений цивилизации, в сохранении вековечной национальной мысли, слиянии духовной культуры с требованиями времени. “В древности…город и природа дополняли друг друга, гармонировали между собой…Моя ошибка – неглубокое понимание национальной сознательности в архитектуре,…я пошел на поводу страстного влечения к новизне, вместо того, чтобы исследовать корни казахского искусства, которое всегда было на земле казахов, но пало жертвой кровавых сражений и суровых эпох” [104, с.97].

Литература:

1. Жалелова Г.Ж. Проблемы личности в прозе О. Бокеева: Автореф. канд. филол. наук. - Алматы, 1995. - 23 с.

2. Жанұзақова Қ.Т. О. Бөқей прозасындағы романтизм: Филол. ғыл. канд. автореф. - Алматы, 1999. – 27 б.

3. Бокеев О. Человек-олень. - М.: Известия, 1990. - 512 с.