ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

 

Под-секция 6. Педагогическая психология

Мачушник Е. Л.

Житомирский государственный университет имени Ивана Франка, Украина

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ


Вопросам мотивации посвящено большое количество публикаций, ведь именно она направляет активность и деятельность человека. Мотивацию учения ученые психолого-педагогического направления рассматривают как фактор, который существенно влияет как на его результаты, так и на сам процесс. В нашем исследовании мы сосредоточили свое внимание на диагностике мотивации учения студентов-психологов. Данный вопрос актуален ввиду значительного оттока молодых кадров из сферы дальнейшей профессиональной деятельности. Целью исследования этого вопроса является изучение мотивации учения будущих психологов; влияние на нее таких факторов как привлекательность будущей специальности, интерес к ней; разработка рекомендаций с целью обеспечения большей эффективности учебного процесса и уточнение данных по этой теме.

Исследование проводилось среди студентов психологических специальностей Национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова (г. Киев, Украина), Житомирского государственного университета имени Ивана Франка и Житомирского института Межрегиональной академии управления персоналом (г. Житомир, Украина). Общее количество участвующих студентов первых-пятых курсов – 300 человек. Среди студентов в предварительном исследовании были выделены две группы согласно их желанию идти работать по осваиваемой специальности. Студенты группы А (184 человека) повторили бы свой профессиональный выбор и хотели бы устроиться после окончания вуза работать по специальности. В группу Б (116 человек) вошли студенты, которые сожалеют о сделанном выборе профессии и не намерены после окончания вуза идти работать по специальности. Для исследования особенностей мотивации студентов, которые получают специальность психолога, были использовали методики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан) [1, с. 382] и «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильиной) [там же, с. 433].

Анализируя результаты методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи», мы выделили особенности мотивации двух студенческих групп. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то считается, что мотивационный полюс не выражен. При этом если у испытуемого 8-9 баллов, то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

У студентов I курса (99 человек) в группе А (69 студентов) преобладает мотивация на успех. Ее и близкую к ней мотивацию диагностировано у 86,8 % опрошенных, у 13,2 % студентов мотивационный полюс не выражен, мотивацию неудачи выявлено не было. В группе Б (31 студент) у 16,1 % опрошенных диагностировано мотивацию на неудачу и близкую к ней, у 25,8 % студентов мотивационный полюс не выражен и у 58,1 % − преобладает мотивация на успех и близкая к ней.

У студентов III курса (110 человек) в группе А (68 студентов) были определены следующие виды мотивации: мотивация на неудачу и близкая к ней – у 11,7 % студентов, мотивационный полюс не выражен – у 14,7 %, мотивация на успех и близкая к ней – у 73,6 %. В группе Б (42 студента) была выявлена следующая мотивация: мотивация на неудачу и близкая к ней – у 19,1 %, мотивационный полюс не выражен – у 9,5 %, мотивация на успех и близкая к ней – у 71,4 %.

У студентов V курса (91 человек) в группе А (48 студент) выявлены следующие виды мотивации: мотивация на неудачу и близкая к ней – у 14,6 %, мотивационный полюс не выражен – у 8,3 %, мотивация на успех и близкая к ней – у 77,1 %. В группе Б (43 студента) результаты исследования мотивации следующие: мотивация на неудачу и близкая к ней выявлена у 23,2 % студентов, мотивационный полюс не выражен – у 16,3 %, мотивация на успех и близкая к ней – у 60,5 %.

В целом по группе А (184 человека) мотивацию на неудачу и близкую к ней имеют 8,1 % опрошенных, мотивационный полюс не выражен у 12,5 %, мотивацию на успех и близкую к ней имеют 79,4 %. По группе Б мы получили следующие результаты: мотивацию на неудачу и близкую к ней имеют 19,8 % опрошенных, мотивационный полюс не выражен у 16,4 %, мотивацию на успех и близкую к ней имеют 63,8 %. Различия между выделенными студенческими группами А и Б подтверждаются при сравнении полученных результатов по t – критерию Стьюдента. Различия значимы (t = 3,713313) на уровне значимости p < 0,000244. Полученные результаты показывают, что студенты, которые уверены в своем профессиональном выборе, мотивированны на успех, в отличие от своих ровесников.

С помощью методики «Мотивация обучения в вузе» Т. Ильиной [4; 433-434] были определены преобладающие мотивы учения будущих психологов. Если мотивы «получение знаний» и «овладение профессией» преобладают над мотивом «получение диплома», то это свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Обобщая полученные результаты по методике, можно сказать, что среди студентов группы А, которые учатся на I курсе у 55,9 % опрошенных преобладающими есть мотивы «получение знаний» и «овладение профессией», мотив «получение диплома» более важен для 44,1 % человек. Среди студентов III курса полученные результаты распределились по 61,8 % и 38,2 % соответственно. Среди выпускников: 68,8 % и 31,2 %. Как следует из полученных результатов для студентов от курса к курсу значение знаний и умений, которыми они овладевают в процессе учебы, существенно повышается. Это прослеживается в возрастании преобладания мотивов «получение знаний» и «овладение профессией» над мотивом «получение диплома». Повышение наблюдается от первого курса к третьему на 5,9 %; от третьего к пятому – на 7 %, от первого курса к пятому оно составляет 12,9 %.

Среди студентов группы Б, которые учатся на I курсе, у 35,5 % выявлено преобладание мотивов «получение знаний» и «овладение профессией», у 64,5 % опрошенных мотивом учебы в вузе является получение диплома; среди третьекурсников распределение мотивов 28,6 % и 71,4 % соответственно; среди студентов V курса – 37,2 и 62,8 %. В этой группе отмечается некоторое снижение значимости мотивов «получение знаний» и «овладение профессией» от первого курса к третьему (на 6,9 %) с последующим возрастанием от третьего к пятому курсу (на 8,6 %). Пятикурсники в отличие от первокурсников лишь на 1,7 % имеют преобладание мотивов «получение знаний» и «овладение профессией». Поэтому можно сделать вывод о некотором постоянстве студентов этой группы в выборах мотивов независимо от курса.

В целом в группах А (184 студента) и Б (116 студентов) студентов, у которых преобладают мотивы «получение знаний» и «овладение профессией», было обнаружено 61,4 % и 33,6 % соответственно. Преобладание мотива «получение диплома» выявлено у 38,6 % студентов группы А и 66,4 % студентов группы Б. При сравнении групп по t – критерию Стьюдента был получен значимый показатель различий по мотивам «получение знаний» (t = 4,12, p <0,000) и «овладение профессией» (t = 6,7, p <0,000), по мотиву «получение диплома» различий между группами выявлено не было. Как следует из результатов, количество студентов, которые сделали адекватный выбор профессии и довольны ею, существенно отличается в выделенных нами группах. Студенты группы А преимущественно мотивированны на успех, они учатся для получения знаний и дальнейшего профессионального становления. У студентов группы Б более выражена мотивация на неудачу и смыслом их учебы в вузе является получение диплома об высшем образовании.

В русле проведенного исследования представляет интерес дальнейшее изучение мотивации, ее связи с познавательной активностью, волевыми качествами и другими личностными особенностями в юношеском возрасте.

Литература:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. − СПб.: Питер, 2002 − 512 с. − (Серия «Мастера психологии»).