ПСИХИОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ОСНОВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ

 

СЕКЦИЯ 13. Педагогические науки.

ПОД-СЕКЦИЯ 6. Теория, практика и методы обучения.

Федулова Т.М.

магистр педагогических наук,

Беларусь,

г. Новополоцк,

УО Полоцкий государственный университет, преподаватель кафедры технологии и методики преподавания

 

ПСИХИОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ОСНОВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ

 

В настоящее время одним из важнейших вопросов, стоящих перед педагогической наукой, является вопрос об улучшении трудового обучения школьников и подготовки их к труду. В условиях коренных социально-экономических преобразований, происходящих в нашем обществе, требуется качественное изменение содержания образования и воспитания людей, подготовки их к труду. Однако, ииспользуемая в настоящее время методика проведения занятий по дисциплине «Трудовое обучение», как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях профессионального образования за многие годы не претерпела практически никаких качественных изменений.

Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей необходимо для выявления резервов развития младших подростков. Знание и пользование в педагогической практике резервов развития младших подростков позволяет более успешно обучать и воспитывать детей. Перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить [3, c.131].

К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. Для учащихся, имеющих затруднения при выполнении самостоятельной работы, нужно принимать меры, соответствующие каждому конкретному случаю. Это может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении плана ответа. Учитель стремится к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять наиболее главное и т.п. [4, c.346].

Индивид значительно охотнее контактирует в группе людей, равных ему по возрасту, социальному статусу, физическим возможностям. Если говорить о занятиях по трудовом обучению, то ученик наиболее комфортно чувствует себя в группе сверстников, схожих в плане психофизиологического развития. Такие ученики, одновременно начав сходную по уровню сложности работу, одновременно ее и заканчивают. И выполняют, соответственно, все технологические операции сообща, что способствует воспитанию личности школьника в коллективе.

Основой проведения уроков по профессиональной подготовке является, как правило, учебное задание, сложность выполнения которого и условия реализации с использованием технических средств для выполнения которого аналогичны для всей группы учащихся. При этом не учитываются особенности возрастного развития учащихся данного класса или группы учащихся, которые в большинстве случаев имеются и достигают значительного диапазона. Достаточно простые исследования показывают, что в возрастной группе учащихся 11-13 лет особенности физиологического развития (рост, масса тела) характеризуются диапазоном изменений в 30-50% и более [1, c.102]. Влияние указанного фактора в большинстве случаев не учитывается учителем при выполнении работ по трудовому обучению, оценкой выполнения которой во многих случаях является интенсивность, скорость и продолжительность ее выполнения. Отсутствие учета фактора дифференцированного развития составляющих группу учащихся, в особенности применительно к группам с задержкой в развитии той или иной функции, может привести к ситуации неадекватного поведения учащихся, выполнивших задание раньше или позже основной группы. В результате возможны те или иные отклонения в поведении, приводящие к не регламентируемым действиям, вплоть до потери контроля над поведением учащихся, что недопустимо.

При подведении итогов практической деятельности на уроках технологии учителю достаточно трудно выразить в виде детерминированной оценки технологические умения учащихся, обладающих различной степенью развития. С этой целью необходимо вводить некоторые приведенные критерии оценки, в настоящее время используемые весьма ограниченно.

Как правило, на уроках трудового обучения при использовании бригадной формы работы учащиеся объединяются в коллектив спонтанно, либо по выбору учителя. Однако в такой группе могут оказаться ученики с разной степенью физического развития. Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в социальных группах показывают, что личности, находясь в окружении близких им по статусу людей, чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства [5, c.43]. Применительно к трудовому обучению можно говорить о том, что ребенок будет наиболее комфортно чувствовать себя в группе учащихся, которые тратят на выполнение одной и той же технологической операции одно и то же количество времени.

Основываясь на вышесказанном, можно говорить о том, что проведение фронтальных занятий по техническому труду рационально организовать таким образом, чтобы, независимо от уровня развития учащихся, составляющих учебную группу, начало и завершение выполнения аттестационной работы производилось всеми учащимися одновременно или с весьма незначительными временными отклонениями [2, c.137].

Нами сформулированы основные задачи исследований, выполнение которых позволит предложить объективные методы эффективной организации трудовой деятельности групп учащихся на уроках технологии, а именно:

1)               выявить основные легко фиксируемые факторы, оказывающие непосредственное и прямое влияние на эффективность выполнения типовых технологических операций;

2)               разработать методику оценки влияния указанных факторов на эффективность выполнения типовых технологических операций для учащихся одной и различных возрастных групп, в т.ч. с учетом влияния возрастного фактора;

3)               предложить методику формирования подгрупп учащихся по единству критерия близости уровня технологического развития;

4)               организовать проведение учебных занятий по обучению основам технологии на базе скорректированных учебных групп [5, c.347].

Основной методологической базой исследований является тезис о том, что структура технологического задания зависит от уровня развития каждого учащегося. Поэтому к назначению указанного задания учитель должен подходить дифференцированно с учетом особенностей развития каждого учащегося. Методически верно будет не строгая индивидуализация обучения, а проведение учебных занятий в устойчивых группах учащихся, выявленных на основе предлагаемой методики [7, 347].

Работа с учащимися 11-15 лет (5-9 класс), в процессе обучения которых происходит максимальное насыщение учебного процесса знаниями и умениями использования типовых технологических операций, свидетельствует о том, что для данной возрастной группы, численностью (n) наблюдается четко выраженная пропорциональная зависимость между возрастными особенностями (ВО) и технологическими способностями (Тсп).

TСП = f (ВО)

На предварительном этапе исследования в качестве возрастных особенностей развития учащихся рассматривались показатели: рост, масса тела и возраст.

Для проведения данного эксперимента нами была задействована опытно-экспериментальная группа из 137 учеников различных школьных возрастов. Была предпринята попытка оценки влияния возрастных особенностей и объективных параметров развития учащихся на эффективность выполнения типовых технологических операций пиления и сверления древесины. В качестве критерия выполнения технологического задания принята продолжительность времени ее выполнения.

В ходе проводимого нами эксперимента рассматривались различные возрастные группы учащихся. Для каждого участника брали основные легко фиксируемые антропометрические показатели, такие как рост и вес. Проводимый эксперимент заключался в следующем – каждому ученику было предложено распилить доску размерами 90×15 мм. Время, затраченное на каждую технологическую операцию, фиксировалось при помощи секундомера.

Графическая интерпретация методики исследований позволяет однозначно выделить 3 подгруппы, отличающихся между собой по показателю продолжительности выполнения технологических операций. Указанные группы выявляются на основании анализа узлов пересечения экспериментальных графиков. Наиболее обширной является 2 подгруппа, характеризуемая контингентом учащихся, обладающих «средними статистическими психолого-физиологическими способностями». Подгруппы 1 и 3 характеризуются контингентом учащихся с высоким и низким показателем развития соответственно. Таким образом, по известной величине показателя развития можно объективно разделить произвольную группу учащихся на стабильные подгруппы с эквивалентными показателями развития. На этом завершается первый этап исследований.

 

Рисунок 1 – Графическая интерпретация методики группирования учащихся по величине показателя развития

 

В результате проведенных исследований получены экспериментальные данные, адекватно оценивающие влияние указанных факторов на эффективность выполнения технологических операций. Сравнение результатов группирования с психолого-физиологическим состоянием включенных в указанные группы учащихся, позволяет, на основе анализа относительно простых и легкодоступных данных, получать объективную информацию для предварительного формирования учебных подгрупп на этапе выдачи учебного задания с гарантией эффективного его выполнения всей группой в целом. Это способствует повышению эффективности технологической подготовки учащихся на этапе формирования устойчивых навыков при выполнении технологических операций.

Методика, разработанная на основе анализа эффективности технологической подготовки учащихся может быть использована для обеспечения эффективного обучения широкому кругу дисциплин в детских дошкольных учреждениях, учреждениях образования с коррекционной направленностью обучения, при проведении учебных занятий по физической культуре, при формировании «групп здоровья», групп спортивного совершенства и мастерства и т.п.

 

Литература:

 

  1. Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М., 2000. – 584с.
  2. Карабанов, И.А. Технология обработки древесины, 5-9: учебник / И.А. Карабанов. – 6-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
  3. Педагогика: большая совремная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.
  4. Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. — Москва: Academia, LVS, 2005. - 588 с.
  5. Ткачук В.Г., Хапко В.Е. Психофизиология труда: Конспект лекций. - К.: МАУП, 1999. - 88 с.
  6. Федулова, Т.М. Учет психофизиологических особенностей учащихся при овладении основными технологическими операциями на уроках трудового обучения / Т.М. Федулова // Образование ХХI века: материалы XI (56) региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 24-25 марта 20011г. / Вит. гос. университет; ред. кол.: А.П. Солодков (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: «УО ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – С. 346-348.