ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ
Секция 13
Педагогические науки
Подсекция 3
Инновации в области образования
Карибжанова Екатерина Александровна
– кандидат исторических наук, доцент
Казахский Национальный Государственный
Педагогический университет
им. Абая. Кафедра истории Казахстана
Республика Казахстан
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ
Наступивший ХХI век станет для человечества веком прогресса, осознанием новых ценностей, взлета науки и техники.
Ведущим фактором экономического и социального прорыва станут люди их энергия, настойчивость и знания.
Сегодня, общество как никогда, нуждается в интеллектуальном и творческом потенциале, нестандартном мышлении, вносящем новое содержание в производственную и общественную сферу.
Как и какие инновационные методы применить в работе с одарённой молодёжью, небесинтересны ученым всего мира. В таких странах как Япония, Германия, США, Великобритания и др. данная проблема признана общегосударственным делом и нацелена на формирование интеллектуального потенциала общества.
Казахстан в этом направлении придерживается самых передовых позиций.
В современных условиях Республика развивается по пути демократизации и прогресса, построения Открытого общества. Она одной из первых вошла в мировое образовательное пространство, главной целью которого является гуманизация и гуманитаризация всей системы образования, создание наиболее благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентноспособной творческой личности.
Проблема «развития одаренности» в молодёжной среде имеет в республике государственный статус, разработана и представлена в долгосрочной, стратегической программе РК: «Казахстан 2030» [1], а так же в специальной программе «О государственной поддержке молодых талантов в Республике Казахстан» [2, с.3-24].
Особое внимание в данном аспекте руководство страны обращает на поддержку совсем молодых талантов – учащихся школы, желая увидеть их в будущем интеллектуально развитыми, нестандартно мыслящими, лидерами ХХI века.
С целью реализации данной программы в республике был создан Республиканский научно-практический центр «Дарын», Малая Академия наук, целая сеть учебных заведений для одаренных детей – это школы-интернаты с физико-математической специализацией, углубленным изучением казахского и английского языков, специализированные музыкальные школы-интернаты, художественные студии и т.д. [3, с.65].
В Казахстане, уже сегодня, есть многочисленные примеры интересных и творческих подходов различных педагогических коллективов к реализации идей и инноваций в работе с одаренными детьми в условиях гимназии.
На наш взгляд, прежде всего, учебные заведения в своей работе должны определить приоритетные направления в работе с одаренной молодёжью: как коммуникативность, креативность, социально-психологическая адаптация и др.
Для достижения высокой результативности творческим коллективам необходимо разработать свою методику системного подхода в работе с одаренными детьми, которая будет включать в себя совокупность и взаимосвязь учебно-воспитательных процессов, максимальное использование внеурочного времени. В основе данной методики должны лежать методы организационной деятельности учащихся, учителей и родителей. Основная цель, которой – поиск и выявление одаренных учащихся, создание благоприятных условий для развития у них творческих способностей, формирование интеллектуального потенциала республики.
В работе с одаренными детьми педагогами должны использоваться самые различные формы и методы обучении, инновационные технологии, где ведущее место отводится психологической службе. Основой дифференциации должен быть личностный подход к каждому ребенку, опора на его возрастные и интеллектуальные возможности.
Критерии выявления разных видов одаренности:
Одаренность, ее виды |
Критерии |
Методы изучения |
психомоторная |
Скорость, точность, ловкость, зрительно-моторная координация, темп, ритм, координация движений, скорость реакции |
Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие |
интеллектуальная |
Развитие мыслительных операций, видов и качеств мышления, познавательных процессов внимания, памяти, воображения |
Гест измерения интеллекта: вербального и невербального (IQ) |
академическая |
Успешность обучения |
Стандартизированные тесты достижений |
социальная |
Организаторские, коммуникативные, лидерские способности |
Тесты на выявление лидерских способностей, шкала социальной компетентности, шкалы социальной зрелости |
творческая |
Креативность, скорость продуцирования идей, их разработанность, воображение |
Тесты креативности творческого мышления |
художественно-исполнительская |
Творчество и исполнительское мастерство |
Анализ продуктов деятельности и художественного, исполнительского творчества |
Принципы выявления одаренных детей
- комплексный характер оценивания различных сторон поведения деятельности;
- длительность изучения детей;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям;
- использование тренинговых методов;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития;
- опора на экспериментально важные методы диагностики.
Комплексная методика развития одаренной личности предусматривает развитие психомоторной, интеллектуальной, академической, социальной, творческой, художественной одаренности.
Поиск, развитие, поддержка одаренных учащихся происходит в процессе подготовки и проведении конференций, фестивалей, конкурсов юных дарований и др. мероприятий.
Принципы работы с одарёнными детьми
• Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
• Принцип опережающего обучения.
• Принцип комфортности в любой деятельности.
• Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
• Возрастание роли внеурочной деятельности.
• Принцип развивающего обучения.
• Принцип добровольности.
В качестве примера приводим один из видов работы с одарёнными детьми школьного НОУ «Олимп» (научного общества учащихся), которое создано для учащихся, увлеченных наукой в гимназии № 15 г. Алматы.
НОУ является одним из инструментов работы с одаренными детьми. Согласно перспективному плану развития, НОУ осуществляет два главных направления: исследовательской и коммуникативно-дискуссионной работы. Его структура такова: «Школа исследований» (на русском, казахском и английском языках); «Школа научных проектов» (на русском, казахском и английском языках); «Дебатный клуб» (на русском, казахском и английском языках).
Основные цели и задачи НОУ – формирование у учащихся интереса к науке, развитие творческих способностей, обучение методам научных исследований, воспитание активной личности.
Несмотря на то, что гимназия имеет свою специфику углубленное изучение языков: английского, казахского, французского, НОУ работает по гуманитарному и естественному направлениям. Так по гуманитарному направлению созданы следующие секции: истории, языкознания, краеведения, культуры, литературы и этнокультуры, социологии и права. Естественное направление представлено секциями: информатики, физики, биологии, экологии. Учащиеся сотрудничают с высококвалифицированными специалистами, преподавателями ВУЗов.
Основными принципами работы НОУ являются связь исследований с жизнью и производством. Требования к научным проектам определяются актуальностью, новизной, практическим применением. Итоги работы НОУ обсуждаются на научно-практической конференции, где проходит защита научных соревнований школьников. Кроме того, гимназисты участвуют в различных международных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Но самое главное, члены НОУ занимают активную жизненную позицию. В их научных проектах не только ставятся актуальные проблемы общества, но и предлагаются пути их решения. Ребят волнует все: «Молодежная политика» в суверенном Казахстане, становление и развитие казахской государственности, проблемы ювенальной юстиции, экологические катастрофы и что необходимо сделать, чтобы Республика стала богатой и процветающей.
В настоящее время гимназия развивается и осваивает новое направление – «Одаренный учитель – одаренный ученик», которое поможет в дальнейшем повысить творческий потенциал, как педагогов, так и учащихся.
Благодаря целенаправленной и творческой работе с одарёнными детьми всего педагогического коллектива, которая осуществляется в нескольких направлениях; методическая, диагностическая, планирующая, организационная, контрольная, информационная, стимулирующая, гимназисты достигают высоких результатов.
По итогам последних трёх лет 100% выпускников гимназии поступили в высшие учебные заведения, из которых 58% имеют различные образовательные гранты, более 20% продолжают образование за рубежом.
Литература
1.Назарбаев Н.А. – «Казахстан 2030» Процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана – Алматы: Білім. 1998.
2.Концепция выявления поддержки и развития одаренных детей в Республике Казахстан. Информационно-методический сборник № 3. – Алматы: Дарын. 1999.
3. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. – Алматы: Дарын. 2009.