ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ

 

Секция 13

Педагогические науки

Подсекция 3

Инновации в области образования                                                                                      

 

 

                     Карибжанова Екатерина Александровна

–  кандидат исторических наук, доцент

  Казахский Национальный Государственный

Педагогический  университет

им. Абая. Кафедра истории Казахстана

Республика Казахстан

 

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ

 

    Наступивший ХХI век станет для человечества веком прогресса, осознанием  новых ценностей, взлета науки и техники.

         Ведущим фактором экономического и социального прорыва станут   люди их энергия, настойчивость и знания.

    Сегодня, общество как никогда, нуждается в интеллектуальном и творческом потенциале, нестандартном мышлении, вносящем новое содержание в производственную и  общественную сферу.

    Как и какие инновационные методы применить в работе с одарённой молодёжью, небесинтересны  ученым всего мира. В таких странах как Япония, Германия, США, Великобритания и др. данная проблема признана общегосударственным делом и нацелена на формирование интеллектуального потенциала общества.

     Казахстан в этом направлении придерживается самых передовых  позиций.

     В современных условиях Республика развивается по пути демократизации и прогресса, построения Открытого общества. Она одной из первых вошла в мировое образовательное пространство, главной целью которого является гуманизация и гуманитаризация всей системы  образования, создание  наиболее  благоприятных условий для формирования высокообразованной,  конкурентноспособной  творческой  личности.

   Проблема  «развития  одаренности» в молодёжной среде имеет  в  республике  государственный  статус,  разработана  и  представлена в долгосрочной, стратегической программе  РК: «Казахстан  2030» [1], а  так  же  в  специальной  программе  «О  государственной  поддержке  молодых  талантов  в Республике Казахстан» [2, с.3-24].

  Особое внимание в данном аспекте руководство страны обращает на поддержку совсем молодых талантов – учащихся школы,  желая увидеть их в будущем интеллектуально развитыми, нестандартно  мыслящими, лидерами ХХI века.

         С целью реализации данной программы в республике был создан Республиканский научно-практический центр «Дарын», Малая Академия наук,  целая сеть учебных заведений для одаренных детей – это школы-интернаты с физико-математической специализацией, углубленным изучением казахского и английского языков, специализированные музыкальные школы-интернаты, художественные студии  и т.д. [3, с.65].

         В Казахстане, уже сегодня, есть многочисленные примеры интересных и творческих подходов различных педагогических коллективов к реализации идей и инноваций в работе с одаренными детьми в условиях гимназии.

    На наш взгляд, прежде всего, учебные заведения в своей работе должны определить приоритетные  направления в работе с одаренной молодёжью: как коммуникативность, креативность, социально-психологическая адаптация  и др. 

   Для достижения  высокой результативности творческим коллективам  необходимо разработать свою методику системного подхода в работе с одаренными детьми, которая  будет включать в себя совокупность и взаимосвязь учебно-воспитательных процессов, максимальное использование внеурочного времени. В основе данной методики должны лежать методы организационной деятельности учащихся, учителей и родителей. Основная цель, которой – поиск и выявление одаренных учащихся, создание благоприятных условий для  развития у них творческих способностей, формирование интеллектуального потенциала республики.

   В работе с одаренными детьми  педагогами должны  использоваться самые различные формы и методы обучении, инновационные  технологии, где ведущее место отводится  психологической службе. Основой дифференциации должен быть личностный подход к каждому ребенку, опора на его возрастные и интеллектуальные возможности.

Критерии выявления разных видов одаренности:                  

Одаренность, ее виды

Критерии

Методы изучения

психомоторная

Скорость, точность, ловкость, зрительно-моторная координация, темп, ритм, координация движений, скорость реакции

Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие

интеллектуальная

Развитие мыслительных операций, видов и качеств мышления, познавательных процессов внимания, памяти, воображения

Гест измерения

интеллекта: вербального и невербального (IQ)

академическая

Успешность обучения

Стандартизированные тесты достижений

социальная

Организаторские, коммуникативные, лидерские способности

Тесты на выявление лидерских способностей, шкала социальной компетентности, шкалы социальной зрелости

творческая

Креативность, скорость продуцирования идей, их разработанность, воображение

Тесты креативности творческого мышления

художественно-исполнительская

Творчество и исполнительское мастерство

Анализ продуктов деятельности и художественного, исполнительского творчества

Принципы выявления одаренных детей

- комплексный    характер    оценивания    различных    сторон поведения деятельности;

- длительность изучения детей;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям;

- использование тренинговых методов;

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития;

- опора на экспериментально важные методы диагностики.

   Комплексная     методика     развития     одаренной     личности предусматривает развитие психомоторной, интеллектуальной, академической, социальной, творческой, художественной одаренности.

   Поиск, развитие, поддержка одаренных учащихся происходит в процессе подготовки и проведении конференций, фестивалей, конкурсов юных дарований и др. мероприятий.

Принципы работы с одарёнными детьми

•      Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).

•      Принцип опережающего обучения.

•      Принцип комфортности в любой деятельности.

•      Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

•      Возрастание роли внеурочной деятельности.

•      Принцип развивающего обучения.

•      Принцип добровольности.

    В качестве примера приводим один из видов работы  с одарёнными детьми школьного НОУ «Олимп» (научного общества учащихся), которое создано для учащихся,  увлеченных наукой в гимназии № 15 г. Алматы.

       НОУ является одним из  инструментов работы с одаренными детьми. Согласно перспективному плану развития, НОУ осуществляет два главных направления: исследовательской  и коммуникативно-дискуссионной работы. Его структура  такова: «Школа исследований» (на русском, казахском и английском языках); «Школа научных проектов» (на русском, казахском и английском языках); «Дебатный клуб» (на русском, казахском и английском языках).

     Основные цели и задачи НОУ – формирование у учащихся интереса к науке,  развитие творческих способностей, обучение методам научных исследований, воспитание активной личности.

    Несмотря на то, что гимназия имеет свою  специфику углубленное изучение языков:  английского, казахского, французского, НОУ работает по гуманитарному и естественному направлениям. Так по гуманитарному направлению созданы следующие секции: истории, языкознания, краеведения, культуры, литературы и этнокультуры, социологии и права. Естественное направление представлено секциями: информатики, физики, биологии, экологии. Учащиеся сотрудничают с высококвалифицированными специалистами, преподавателями ВУЗов.

    Основными принципами работы НОУ являются связь исследований  с жизнью и производством. Требования к научным проектам определяются актуальностью, новизной, практическим применением. Итоги работы НОУ обсуждаются на научно-практической конференции, где проходит защита научных соревнований школьников. Кроме того, гимназисты участвуют в различных международных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Но самое главное, члены НОУ занимают активную жизненную позицию. В их научных проектах не только ставятся актуальные проблемы общества, но и предлагаются пути их решения. Ребят волнует все: «Молодежная политика» в суверенном Казахстане, становление и развитие казахской государственности, проблемы ювенальной юстиции, экологические катастрофы и что необходимо сделать, чтобы Республика стала богатой и процветающей.

   В настоящее время гимназия развивается и осваивает новое направление – «Одаренный учитель – одаренный ученик», которое поможет в дальнейшем повысить творческий потенциал, как педагогов, так и учащихся.

    Благодаря  целенаправленной  и творческой    работе  с одарёнными детьми всего педагогического коллектива, которая осуществляется в нескольких направлениях; методическая, диагностическая, планирующая, организационная, контрольная, информационная, стимулирующая, гимназисты        достигают высоких результатов.

    По итогам последних трёх лет 100% выпускников гимназии поступили в высшие учебные заведения, из которых 58% имеют различные образовательные гранты, более 20% продолжают образование за рубежом.

Литература

1.Назарбаев Н.А. – «Казахстан 2030» Процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны  народу Казахстана – Алматы: Білім. 1998.

2.Концепция выявления поддержки и развития одаренных детей в Республике Казахстан. Информационно-методический сборник № 3. – Алматы: Дарын. 1999.

3. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. – Алматы: Дарын. 2009.