ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

 

Зак Д.Я.

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье. Трудности, связанные с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии, вызывают качественные изменения в жизнедеятельности семьи, нарушают адаптацию, как семьи в целом, так и отдельных ее членов, приводя к семейному кризису [3].

Не все семьи, имеющие детей-инвалидов, конструктивно совла­дают с переживаниями. В научной литературе описаны случаи не­способности семьи или родителей приспособиться или совладать с тяжестью действующего стрессора. Итогом несовладания является прямое устранение проблемы — отказ от ребенка или косвенное — эмо­циональное отвержение, жестокое обращение с ребенком  [4].

По данным исследований В. В. Ткачевой, функционирование подобной семьи претерпевает ряд качественных изменений проявляющихся на нескольких уровнях. Психологический уровень характеризуется измене­ниями в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей. Социальный уровень проявляется нарушениями супружеских, родительских и экстрасемейных отношений (общение с родствен­никами, друзьями и другими людьми). Соматический уровень затрагивается в связи с превышением уровня переносимых нагру­зок: как результат перенапряжения у родителей могут возникать различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства [3].

По наблюдениям И. Б. Карвасарской, зачастую, очень сложно убедить родителей детей с отклонениями в развитии заниматься психотерапией по той причине, что признание ими необходимости терапии для себя часто рассматривается как повод для того, чтобы испытывать чувство вины. С другой стороны, отказ от терапии может быть вызван потребностью в персональном внимании при обсуждении своих проблем и проблем ребенка, таким образом реализуется потребность в исключительности [1].

Именно поэтому мы считаем необходимой оказание систематической и комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями.  Реализация комплексного подхода к осуществлению психологической помощи таким семьям позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:

  1. Психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
  2. Психологическом консультировании семей;
  3. Психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.

Одним из наиболее важных направлений является консультирование семей. Связано это с тем, что родители не всегда достаточно осведомлены о причинах возникновения отклонения, методах коррекции, взаимодействия с ребенком. Консультирование проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье.

В. В. Ткачева кроме всего выделяет такие направления, как:

  1. Гармонизация семейных взаимоотношений;
  2. Коррекция психологического состояния матери;
  3. Коррекция детско-родительских отношений;
  4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);
  5. Обучение матери специальным коррекционным и мето­дическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Не менее важна и просветительская деятельность, которую возможно реализовать путем повсеместного внедрения стендов для родителей, буклетов, где в занимательной достпной форме будет освещена полезная информация. Большую практичес­кую значимость имеет раздел, где родители,  которые по тем или иным причинам не смогли встре­титься с дефектологом, имеют возможность в письменной фор­ме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.

Кроме того, на стендах необходимо обозначить некоторые правила для достижения наиболее успешного результата в коррекционной психолого-педагогической работе:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние;
  2. Не тратьте время на поиски виновного, ведь отклонение в развитии – это не чья-либо вина, а особенность развития вашего ребенка.

Основываясь на разработках ряда авторов (Е. Л. Гончаро­вой, Б. Г. Дементьевой, О. И. Кукушкиной) возможно ведение дневника «События нашей жизни». Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, пред­метом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления — наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

Большое значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеют базовые положения ряда теорий и исследований:

  • психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин);
  • развитие в условиях дизонтогенеза требует создания  специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.

В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум. В то же время, следует заметить, что отсутствие комплексной системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из которых является потребность в обеспечении здоровья и будущего своего ребенка [2].

Литература:

  1. Карвасарская И. Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.
  2. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Методическое пособие
  3. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитыва­ющих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психо­логия», 2003.
  4. Шипицына А. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обще­стве. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005.