ПОНЯТИЕ О САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Педагогическая психология

Шкрябина М.А.

ассистент, Гуманитарный институт

«С(А)ФУ» им. М.В. Ломоносова, г. Северодвинск 

 

ПОНЯТИЕ О САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ


Статья посвящена вопросу о самореализации личности в современном профессиональном мире. Целью является рассмотрение проблемы с точки зрения отечественных психологов. Необходимо отметить существование ряда терминов, используемых для определения понятия: «жизненный путь», «жизненный цикл», «жизненная стратегия», «субъект жизни», «субъект познания и деятельности». Жизненный цикл личности, или жизненный путь личности является тем понятием, которое отражает особенности самореализации человека на протяжении его жизни. Понятие жизненного пути личности в отечественной психологии неразрывно связано с понятием субъекта. Именно категория «субъект» означает высший уровень развития личности. В нашей работе для описания особенностей самореализации личности мы будем опираться на концепцию «субъекта» и «жизненного пути», представленную в работах Б.Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна и др.

Проблема самореализации личности была рассмотрена представителями отечественной психологии в русле субъектной парадигмы и концепции жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский,  П.П. Горностай, С.И. Кудинов, Д.А. Леонтьев,  С.Л. Рубинштейн и др.). Исходя из этой точки зрения, одни ученые полагают, что самореализация – это процесс, характеризующийся определенной продолжительностью, направленностью и спецификой. Этот процесс не является суммой жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества, а представляет собой целостное, непрерывное явление. Многие отечественные исследователи рассматривают личность в процессе самореализации и жизненного пути как субъект собственной жизни, субъект жизненного пути, познания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская и др.). Другие ученые полагают, что самореализация – это результат, высший уровень развития личности, достигаемый в процессе продвижения по хронологическим стадиям (Горностай П.П.  и др.). Третьи исследователи понимают самореализацию как совокупность определенных характеристик личности обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза (Кудинов С.И. и др.).

С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская рассматривают самореализацию как сознательный, целенаправленный процесс роста и развития, раскрытия собственного потенциала личности в ее разнообразной практической и творческой деятельности. Самореализация – это процесс, в ходе которого личность может стать субъектом собственной жизни, изменять направления жизненного пути,  решать свои проблемы и отвечать за свои поступки, за счет ответственности в отношениях с другими людьми. Личность, рассматриваемая как субъект жизненного пути,  способна к активности, самодетерминации, самодеятельности, самоопределению и саморазвитию. По мнению отечественных ученых, уточняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению реализовывать свои возможности и достигать жизненные цели. Стремление к реализации своих возможностей является важнейшим качеством, необходимым атрибутом жизнедеятельности здоровой, зрелой личности адаптированной в социуме. Обратимся к анализу идей С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской.

Проблема самореализации была рассмотрена С.Л. Рубинштейном в русле субъектной парадигмы и концепции жизненного пути личности. Самореализация осуществляется человеком в процессе его жизненного пути, который понимается С.Л. Рубинштейном как некая целостность, состоящая из ряда этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. При этом жизненный путь не может сводиться только лишь к сумме жизненных событий, отдельных действий или продуктов творчества – это целостное, непрерывное явление, позволяющее человеку создать собственную историю жизни. По мнению ученого, человек становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю [3, с.643]. Характеризуя жизненный путь человека, важно не просто выделить определенные возрастные этапы, но также  учесть, как каждый из них подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью[3, с.642]. Понятие жизненного пути неразрывно связано с понятием субъекта жизни. Основная проблема личной жизни, выделенная ученым, – это сможет ли личность стать субъектом собственной жизни: индивидуально активным человеком, строящим свою собственную жизнь и свое к ней отношение. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится самореализующимся субъектом жизни в  зависимости от того, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения. Человек как субъект должен обладать определенной совокупностью характеристик, позволяющих ему реализовать потенциал каждого этапа жизненного пути. Для описания человека как субъекта жизни  С.Л. Рубинштейном предлагается структура склада личности. Субъект жизни рассматривается в следующих аспектах: психический склад – индивидуальные особенности психических процессов и состояний; личностный склад – мотивация, характер и способности, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы; жизненный склад – способность использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта. Именно категория «субъекта» означает высший уровень развития личности. Личность становится индивидуальностью, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня развития своей человечности, этичности [4]. Итак, личность как субъект жизни у Рубинштейна – это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен, по мнению Рубинштейна, заканчиваться стремлением вверх – к нравственным, этическим ценностям.

Б. Г. Ананьев, развивая концепцию С.Л. Рубинштейна,  рассматривал самореализацию как процесс, осуществляемый на протяжении всего жизненного пути человека. Б.Г. Ананьев выдвигал идею о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта идея легла в основу онтопсихологии, предметом которой являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. Разрабатывая теорию жизненного пути, Б.Г. Ананьев акцентировал внимание на том, что жизненный цикл строится по определенным социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями. По мнению ученого, жизненный путь человека в обществе и  его социальная биография есть основная форма развития человека как субъекта, обладающего личностными свойствами. Поддерживая концепцию «субъекта» в отечественной психологии, Б.Г. Ананьев отмечал, что именно в ходе жизненного пути личность становится целостным субъектом познания, деятельности и общественного развития.  Рассматривая личность как субъект,  Б.Г. Ананьев обращал внимание на его специфику, характерную для процесса познания и деятельности. Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности, человек в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) – способности и талант. Как и С.Л Рубинштейн, Б.Г. Ананьев отмечал, что человек, являясь субъектом, должен иметь ряд качеств личности, которые станут условием для становления его как субъекта.  Исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе (экономические, политические и правовые, идеологические и т. д. положения в обществе), равно как статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. Расширяя идеи своих соотечественников, Б.Г. Ананьев выделил несколько видов зрелости, которой должен достичь человек в процессе своего жизненного пути: как индивида («физическая» зрелость), как личности («гражданская»), как субъекта познания («умственная» зрелость) и труда («трудоспособность»). Наступление зрелости человека во времени не совпадает, и подобная гетерохронность сохраняется во всех формациях. Специфической чертой концепции Б.Г. Ананьева является описание финала человеческой жизни. Таким финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная форма существования которого оказывается реальной силой общественного развития [2, с.265 - 274]. Таким образом, Б.Г. Ананьев раскрывал концепцию жизненного пути как целостного процесса; становление личности как целостного субъекта познания и общественной жизни.

 

Развивая идеи С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева, К. А. Абульханова-Славская рассматривала проблему самореализации личности в парадигме понятий «личность – жизненный путь». Жизненный путь личности, в ее понимании, заключается в целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Термин «жизненная стратегия», предложенный К.А. Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Стратегия имеет три основных признака: выбор основного для человека направления, способа жизни (определение главных ее целей, этапов их достижения); разрешение противоречий жизни, достижение своих жизненных планов и целей; творчество, созидание ценностей своей жизни. Жизненная стратегия – это выбор, определение и реализация ценностей жизни. Жизненный путь, его направление и способ осуществления, а также стратегия жизни определяются самим субъектом жизни. Личность, способная удержать себя в качестве субъекта собственной жизни и реализовать ее ценности, обладает определенными характеристиками. Одной из основных характеристик называется активность личности – способность к деятельности и самовыражению (объективации) в жизни. Понятие активности связывалось с определением личности как субъекта жизни и с мерой ее становления субъектом. Для более конкретного определения активности были выделены две основные формы активности – инициативу и ответственность. Также К. А. Абульханова-Славская указывала на необходимость исследования взрослой развивающейся личности. Проблемы самоопределения, развития, самоактуализации личности должны быть рассмотрены с точки зрения критериев и качеств взрослости, зрелости. Первое становление – это становление личности ребенка, которого, как и взрослого (даже рядового), нельзя лишить "звания" личности. Второе становление связано с выработкой личностью определенного способа жизни, с объективацией, самовыражением, но не только в деятельности, в другом человеке, но во всех формах жизни (не только социальной, но и личной). Наконец, третье становление – это достижение личностью вершин, однако не обязательно социально-полезных и приемлемых, но вершин реализации своих возможностей, критериями которых является оптимальность самореализации личностью своих потенциалов. Таким образом, проблема определения понятия личности необходимо включает еще один аспект ее рассмотрения – «личность в развитии» с учетом, как возрастных периодов, так и конструктивных и деструктивных форм развития и его уровней [1]. Итак, К. А. Абульханова-Славская определила путь самореализации личности как жизненную стратегию, имеющую основные направления и характеристики; подчеркивала роль характеристик личности как условия для становления личности субъектом жизни.

В настоящей статье была предпринята попытка представить результаты теоретического анализа взглядов отечественных психологов на проблему самореализации. Анализ идей С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской позволяет нам сделать следующие выводы. Проблема самореализации рассматривалась отечественными исследователями в русле субъектно-деятельностного подхода и единой концепции жизненного пути личности. Приверженность данной концепции является объединяющим началом для формирования субъективной точки зрения каждого из представленных авторов. Рассматривая самореализацию как жизненный путь, они отмечали его непрерывность, целостность и сознательность. Особое внимание ученые уделяли условиям, в которых происходит оптимальная реализация каждого из этапов пути. Основным условием, по мнению авторов, является наличие определенных качеств, обеспечивающих разнообразную практическую и творческую деятельность на пути становления человека как субъекта жизни.

Однако каждая из представленных теорий отечественных исследователей имеет специфические особенности, определяя индивидуальность подходов авторов к проблеме самореализации. В работах С.Л. Рубинштейна понятие жизненного пути и его субъектности вводится и предлагается для обсуждения особенностей процесса реализации собственного потенциала личности. Описывая структуру субъекта жизни, ученый отмечает качества, необходимые человеку для достижения высшего уровня развития личности. С.Л. Рубинштейн подчеркивает роль ответственного, нравственного, определяемого этическими ценностями, отношения к собственной жизни человека и жизни других людей. Б.Г. Ананьев, в своих работах опирается на основные положения возрастной и дифференциальной психологии, для того чтобы наиболее полно описать идею целостности жизненного пути. При этом ученый делает акцент на социальную обусловленность личности обращая внимание на роль статуса в обществе и социальной биографии на качество прохождения жизненного пути человеком. Развивая идеи соотечественников Б.Г. Ананьев отмечает роль технических средств труда, знаний и умений, творчества в процессе становления личности целостным субъектом познания и общественной деятельности.  А. Абульханова-Славская, расширяя концепцию жизненного пути, подчеркивает его специфику, вводя термин, жизненная стратегия. Особое внимание в своих работах автор делает на описании качеств личности, критериев зрелости личности с учетом возрастных периодов.

Таким образом, современное профессиональное образование предполагает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности. Для создания всесторонних условий важно выявить круг вопросов, который позволит дать теоретическое обоснование проблеме самореализации и станет содержанием теоретической части исследования. Если понимать самореализацию как процесс, то необходимо описать его специфические особенности: возможный результат процесса самореализации, подходы к описанию этапов самореализации, качественную характеристику процесса самореализации (движущие силы, новообразования этапов, факторы, способствующие эффективным изменениям), механизмы количественных и качественных изменений, средства самореализации.  

 

Литература:

1.     Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: Мысль, 1991, - 299 с.

2.     Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977, - 380 с.

3.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 678 с.

4.     Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997, - 190с.