Роль психологической компетентности в профессиональном саморазвитии специалистов социономической сферы

 

ПОД-СЕКЦИЯ 5.  Психология труда

 Гаранина Ж.Г.

кандидат психол. наук, доцент

Мордовский государственный университет

им.Н.П.Огарева,

г. Саранск,  Россия

 

Роль психологической компетентности в профессиональном саморазвитии специалистов социономической сферы

 

Проблема профессионального саморазвития специалистов является в настоящее время весьма актуальной в связи с повышением требований к таким профессиональным  качествам как  самостоятельность, компетентность, творческая самореализация. В связи с этим возникает необходимость исследования особенностей процесса профессионального саморазвития, структуры и механизмов, лежащих в основе данного феномена.

Исследования проблемы профессионального саморазвития, проводившиеся отечественными психологами, позволили выделить ряд методологических подходов к данной проблеме. Так, субъектный подход, разрабатываемый  Л.И.Анциферовой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, рассматривает человека как субъекта профессиональной деятельности, способного творчески самосовершенствоваться,  стремиться к саморазвитию, самоактуализации в своей профессиональной сфере. Л.М. Митина определяет взаимосвязь профессионального и личностного развития через принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации [4, с.123]. Важнейшим условием развития интегральных характеристик личности профессионала, по мнению Л.М.Митиной,  является осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде, а также запуск механизмов саморазвития - саморегуляции и самообразования. Л.И. Анцыферова под личностно-профессиональным развитием понимает процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессиональных достижений [1, c.431].

С точки зрения  синергетического подхода профессиональное развитие рассматривается как открытая, нелинейная и неравновесная система. Данный подход получил свое отражение  в работах Э.Ф.Зеера, И.А. Шаршова и др. Под профессиональным развитием Э.Ф.Зеер понимает процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [3, с.20]. Профессиональное становление, по его мнению, обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.

В рамках акмеологического подхода личностно-профессиональное саморазвитие рассматривается  как достижение высших стандартов в профессиональном развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач,  В.Г.Зазыкин и др.).  Под профессионально-личностным саморазвитием А.А. Деркач и  В.Г. Зазыкин  понимают  процесс развития личности, ориентированный  на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [2, с.66].

Обобщение теоретических подходов к проблеме саморазвития позволяет сформулировать ряд положений, отражающих особенности данного  процесса.  Мы считаем, что наиболее точно его сущность раскрывает  синергетический подход, рассматривающий профессиональное саморазвитие как интегративную   саморазвивающуюся систему, основанную на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемую потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющуюся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей.

Профессиональное и личностное саморазвитие являются взаимосвязанными процессами, реализующимися в ходе профессионального становления специалистов и детерминирующимися  потребностями в профессиональном и личностном самосовершенствовании и самоактуализации.

 Для исследования особенностей профессионального саморазвития нами проводилось эмпирическое исследование специалистов социономического профиля, получающих  дополнительное образование по  специальности «Психология» в ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.Н.П. Огарева».  Объем выборки составил 90 человек. Средний возраст испытуемых - 27 лет.

 Для изучения особенностей и структуры  профессионального саморазвития были использованы следующие методы: опросник «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамовой, опросник личностной ориентации А. Шострома (краткая форма, разработанная А. Джоунсом и Р. Крэндаллом), тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест коммуникативной компетентности  В. М. Снеткова, а также авторская анкета, направленная на выявление структуры и факторов личностного и профессионального саморазвития.  Обработка полученных данных проводилась методом корреляционного  и факторного анализа.

Результаты исследования процесса саморазвития специалистов показали, что  93 % испытуемых  регулярно занимаются саморазвитием. Оценка показателей уровня саморазвития по методике И. В. Зверевой (средний уровень = 37,7) позволяет  сделать вывод о том, что у большинства испытуемых   преобладает  активное саморазвитие,  которое происходит осознанно и целенаправленно. Причем готовность к самопознанию  в среднем выражена сильнее (5,3), чем готовность к саморазвитию (4,4).

Исследование мотивационных факторов саморазвития показало, что в качестве мотива получения дополнительного образования были названы  потребность в саморазвитии (36 %), потребность в получении образования для дальнейшего трудоустройства (32 %),  интерес к психологии (30 %).

Исследование коммуникативной компетентности как профессионально важного качества работников социономической сферы выявило практически у всех испытуемых выявлен высокий уровень коммуникативной компетентности (средний уровень = 72), необходимый для успешного выполнения профессиональных задач.

Результаты  корреляционного анализа показали, что существуют значимые корреляционные связи (при p= 0,01) между  уровнем саморазвития и  показателем осмысленности жизни (r = 0,47), между уровнем осмысленности жизни и готовностью к саморазвитию (r = 0,52), между  уровнем саморазвития и самоактулизацией  (r =  0,414).  Выявлены также значимые взаимосвязи  между  уровнем осмысленности жизни и уровнем самоактуализации (r = 0,61)  и между  уровнем осмысленности жизни  и коммуникативной компетентностью   (r = 0,413).

Проведенный факторный анализ позволил выделить два фактора. В первый фактор, который можно определить как «Саморазвитие» (с дисперсией  39,28) вошли такие показатели как уровень саморазвития (0,779), показатели осмысленности жизни (0,748),  уровень самоактуализации (0,723), а также готовность к саморазвитию (0,81).  Полученные результаты можно объяснить тем, что  процесс саморазвития тесно связан с такими личностными и профессиональными особенностями как уровень осмысленности жизни и самоактуализация, которые определяют ценности и самореализацию специалистов социономической сферы.

Во втором факторе с дисперсией 25,64  наибольший вес имеет показатель   коммуникативной компетентности (0,763), вокруг которого группируются  такие качества как готовность к самопознанию (0,762), к саморазвитию (0,443)  и  уровень осмысленности жизни (0,413).  Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность  определяет готовность к самопознанию и саморазвитию, т.е. обеспечивает когнитивные и практические основания для  профессионального саморазвития специалистов.

Таким образом, нами установлено, что процесс профессионального саморазвития  определяется мотивационными, когнитивными и  практическими факторами,  в том числе уровнем осмысленности жизни,  стремлением к самоактуализации и коммуникативной компетентностью, являющейся профессионально важным качеством специалистов социономической сферы.  Дальнейшее изучение данного процесса позволит  разработать практические способы формирования   умений  и навыков личностного и профессионального саморазвития, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности специалистов социономического профиля.

 

Литература

1.  Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. -  С. 426-433.

2.  Деркач А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., 2003. - 364с.

3.  Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития - М.: Изд-во «Академия», 2006 - 240с.

  1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: «Академия», 2004. - 320с.