ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Теория, практика и методы обучения

 

 

Тулбасиева Сауле Калидилдаевна-к.и.н.

Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая

Республика Казахстан

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

 

В настоящее время  использование дистанционного обучения в учебном процессе образовательных учреждений становится все более и более популярным. Дистанционное обучение отличается от традиционного,  прежде всего, обособленностью обучающихся и большей  самостоятельности   требуемой от них. Из-за этих особенностей гарантия, что системы дистанционного обучения обеспечат адекватную поддержку и взаимодействие с учащимися,  является очень важной.  Это может быть обеспечено за счет интенсивного использования компьютерных информационных технологий и телекоммуникационных средств.

  Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание и формообразование [1, 3с.]. Общеобразовательная школа с ее традиционной педагогической практикой является государственным учреждением, поэтому цели обучения и воспитания перед педагогами и детьми ставит государство в лице министерства образования. Это означает, что школе предписано сформировать «полезного человека-функцию», и для этого ей вменяются вполне определенные учебные планы, программы, а также формы и методы работы. Сказанное относится и к педагогическому процессу в вузах. В любом государственном учебном заведении нормы и формы педагогической деятельности  стандартизированы.

  А Система дистанционного обучения - это такая форма обучения, которая базируется на преимущественно самостоятельном получении учащимися необходимого объёма и требуемого качества знаний и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий.

Дистанционное обучение имеет более чем 150-тилетнюю историю. Его появление стало возможным благодаря развитию транспорта и средств связи, стимулировавшийся промышленной революцией. Первые заочные школы, так называемые школы по переписке, возникли в Европе (в 1840 году в Великобритании для обучения стенографии и в 1856 году в Германии - для изучения иностранных языков). В США первые дистанционные образовательные курсы были организованы в 1861 году создателем Чикагского Университета - В.Р. Харпером в его бытность ректором теологической семинарии в Чикаго. В Канаде пионером дистанционного образования стал Королевский Университет в Кингстоне, предложивший в 1889 году своим слушателям возможность обучаться по переписке. В последующие годы эта форма обучения получила широкое распространение во многих странах мира. Например, в Китае заочные курсы получили распространение в начале XX века. В Австралии, Канаде и Новой Зеландии в 20-е годы XX века заочные школы, использующие в качестве канала связи почтовые отправления, были взяты на вооружение государственными органами образования для обучения детей, проживающих в отдаленных районах этих стран.

В настоящее время дистанционное обучение, прежде всего, ассоциируется с внедрением в образовательный процесс компьютерных информационных и коммуникационных технологий и развитием электронных средств связи и Интернета.

 Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий выводит дистанционное обучение на совершенно иной качественный уровень развития, что позволяет обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучающимся, всегда являющийся преимуществом и отличительной чертой очного обучения. Новый этап развития дистанционного образования связан с созданием такой формы, которая интегрирует в себе ранее существовавшие системы очного и заочного обучения. В значительной степени именно новые технологические и образовательные возможности инициировали бурное развитие системы дистанционного образования в последние десятилетия [2 ] .

В разработке методологии дистанционного обучения сыграли работы А.А. Ахаяна, B.C. Аванесова,  А.А. Андреева  посвященные вопросам определения сущности дистанционного обучения и способов его реализации [3 ].

Большое значение изучению целей и содержания дистанционного обучения в системе профессионального образования уделяется в трудах М. А. Гайдука,  И С. Алексейчука,  Ш.А. Амонашвили  и др [5 ].

Вопросам организации учебной деятельности при осуществлении дистанционного обучения посвящены труды многих исследователей: Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова  Н. Асеева и др [6 ].

Социальные прогнозы относительно позитивных результатов внедрения дистанционной образовательной технологии для  обучения очевидны. В первую очередь, это положительное влияние на решение комплекса социально-экономических проблем различных регионов (стабилизация и рост населения, искоренение безработицы, преступности, наркомании) средствами дистанционно-виртуального образования. Во-вторых, обучение населения на месте проживания и профессиональной деятельности закономерно приводит к ликвидации отставания периферийных районов от их столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации. Как видим, рассмотренный аспект проблемы дистанционного образования придает этой форме обучения социальную значимость и хорошую перспективу.

Мировоззренческий аспект развития дистанционной формы обучения связан с необходимостью смены стереотипного взгляда на образование как на устоявшуюся неизменную систему. В современной науке мы все чаще слышим призывы к пересмотру прошлых парадигм и утверждению нового, пост неклассического образа научности. Смена парадоксального взгляда на образование и его формы, как и на науку в целом, - процесс очень болезненный.

Мы являемся свидетелями процесса распространения в современной школе идей демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы. Данные принципы для образования уже не плод всенародной фантазии, так как они закреплены в законе об образовании. Эти мировоззренческие идеи четко и однозначно отражают объективные потребности в применении разнообразных форм обучения. Можно с удовлетворением констатировать, что в целом развитие дистанционного образования происходит в русле этих принципов.

 

Литература:

  1. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б.  Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул,  2002,  С3.
  2.  Гончарова З. Педагогические условия использования дистанционного обучения в преподавании математических дисциплин в высшей школе. Автореферат. Барнаул. 2004, 30с.
  3. Ахаян  А.А. Теория и практика становления  дистанцион ного педагогического образования: Дисс.. д-ра пед.наук.- СПб., 2001. - 439 с.,

Аванесов B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Автореф. дисс. на соискание уч. степени д-ра пед.наук. СПб., 1994. – 50с.,  Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дисс. д-ра пед.наук. - М., 1999.-289 с.

4. Гайдук  М. А. Теоретические и методические основы организации профессионального образования в системе дистанционного обучения. Автореферат М., 2006 30 с., Алексейчук И С. Особенности создания систем контроля в высшей школе // Современные проблемыдидактики высшей школы: Сб. избр. тр. Междунар. конф. Донецк: Изд-во ДонГУ, 1997. – 130с., Амонашвили  Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического мастерства. Минск, 1990, 341 с.

5.   Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (учебное пособие). М., 272с.,  Асеев Н., Дудкина Н., Федоров А. Оценка мастерства преподавателя // Высшее образование в России. 2001. № 3. С.41-46.