Создание с детьми седьмого года жизни коллекции рисунков «Мой родной город»

 

ПОДСЕКЦИЯ 4. Общая и дошкольная педагогика.

Калинковская С.Б.

Кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Новикова О.А.

Студентка VI курса заочного дошкольного отделения факультета дошкольного и начального образования

ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

 

Создание с детьми седьмого года жизни

коллекции рисунков «Мой родной город»


Чувство любви к малой родине многогранно по содержанию. Формируется это чувство во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. В последнее время для этого стали использовать коллекционирование. В процессе коллекционирования развиваются способности старшего дошкольника, являющиеся ступеньками к познанию окружающего мира [1].

В программе «Воспитания и обучения в детском саду» говорится о введении в деятельность старших дошкольников коллекционирования, но проблема в том, что литературы по данному вопросу недостаточно, методика организации коллекционирования не разработана.

Коллекция – это систематизированное собрание, каких-либо, предметов, представляющее обычно научный, художественный, исторический интерес [2]. Коллекционирование – это деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую ценность [2]. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями дошкольников. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству (дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придают направленность творческим интересам) [2].

Разумеется, процессом коллекционирования старших дошкольников необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.

Основная цель нашей практической части заключалась в том, чтобы вызвать интерес к созданию коллекции рисунков «Мой родной город» у детей седьмого года жизни.

Изучив особенности развития детей подготовительной к школе группы, мы составили план работы, в который входили следующие пункты:

- знакомство с разными видами коллекций;

- путешествие по родному городу во время досуговых мероприятий;

- экскурсии;

- игры для закрепления полученных знаний и впечатлений;

- совместная работа воспитателя и детей в художественной деятельности;

- участие в сборе коллекции рисунков «Мой родной город»;

- беседы с родителями о создании коллекции рисунков «Мой родной город» в группе.

В процессе формирования у старших дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. Поэтому мы старались быть внимательными к интересам детей, т.к. иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, вызвать интерес к созданию собственной коллекции.

Работу с детьми мы начали с беседы о коллекционировании. Мы рассказывали детям о том, что такое коллекция, какие бывают виды коллекций, показывали некоторые из них. Для закрепления полученных знаний играли в игру «Что лишнее в коллекции?». В ходе данной игры дети узнавали коллекцию, называли и устраняли элемент, который не входил в заданную систему.

Перед организацией экскурсий и прогулок, чтобы они были доступны и понятыми детям, мы проводили предварительную работу, например, беседу: «Что такое музей?».

Очень понравилась детям экскурсия в городской Дворец Культуры на выставку картин, дети с удовольствием рассматривали картины с изображением города, впоследствии они захотели сделать мини музей в своей группе.

После проведения экскурсий и целевых прогулок, путешествий, наблюдений, бесед с детьми нами была проведена серия занятий по изодеятельности: «Мой детский сад», «Родная улица моя», «Достопримечательности города», «Моя будущая школа», «Природа родного края».

Из лучших работ детей была собрана выставка рисунков «Мой родной город» и помещена в фойе детского сада, где остальные воспитанники и их родители, а также сотрудники смогли посмотреть её.

 

Литература:

  1. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
  2. Прохорова Л.Н., Моделкина Р.Н., Кулешова Н.П. Воспитываем коллекционеров. Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников. – М.: «5 за знания», 2006. – 64 с.