ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

ПОД-СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования

Аржаных Т.Ф.

кандидат исторических наук, старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» (филиал в г. Иваново)

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

Интерактивное обучение – это обучение через опыт, или обучение, погружённое в процесс общения, т.е. основанное на взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Технология проведения круглого стола представляет собой интерактивную организацию учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством преподавателя проблемных гипотез и организацию активной дискуссионной деятельности по их разрешению. Обычно такая форма дебатов предполагает 10-20 участников, которые рассаживаются за столом по кругу, лицом друг к другу. Необходимое условие – равноправные позиции участников, которые могут быть в том числе дистанционно удалены друг от друга. Особенность технологии круглого стола – непринуждённая атмосфера творческой деятельности, коллективное обсуждение какого-либо вопроса или сопоставление информации, рождение участниками образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста, и.т.д.). При организации круглого стола обычно ставится сразу несколько учебных целей, как познавательных, так и коммуникативных. Во время проведения круглого стола студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Вот примерный вариант проведения открытой дискуссионной площадки в форме «круглого стола» по дисциплине «Правоведение».

Тема: «Проблемы и перспективы современной российской молодёжи». Ход проведения «Круглого стола».

А) Стадия вызова. Цель – актуализация имеющихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме; побуждение (вызов) интереса к теме. «Группа критиков», «группа поддержки» и «группа экспертов» готовят синквейны (темы: «Молодёжь», «Риск», «Перспективы»). Слово «синквейн» происходит от французского слова, обозначающего «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк: первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна; вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна; третья строка – три глагола, раскрывающие действия, свойственные данному явлению (предмету); четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть явления (предмета), усиливающая предыдущие две строки; пятая строка – существительное, выступающее как итог (вывод). Первый синквейн – «молодёжь» (юная, активная; ищет, стремится лидировать; инициатор перемен в обществе; авангард). Второй синквейн – «риск» (неопределённый, неизбежный; заставляет, влияет, ориентирует; оборотная сторона экономической свободы; проблема. Третий синквейн – «перспективы» (вероятные, прогнозируемые; ожидаются, планируются; устремлённость в будущее; программа действий). Преподаватель сообщает тему «Круглого стола» и формулирует задачи перед участниками: выразить в докладе позицию по теме и обосновать её; составить эссе-рефлексию (размышление) по формуле «ПОПС»: Позиция – «Я считаю, что …» Обоснование – «Потому что …» Поддержка – «Я могу это подтвердить …» Следствие – «Следовательно, …..» Ставятся задачи перед «группой критиков», «группой поддержки» и «группой экспертов»: поддерживать дискуссию. «Группа поддержки» высказывает аргументы в защиту позиции основного докладчика. «Группа критиков» оппонирует и может выдвигать контраргументы. «Группа экспертов» фиксирует количество и проблематику вопросов, степень осведомлённости докладчиков, их компетентность в рамках выбранной темы, а также уровень владения материалом и качество эссе по формуле ПОПС.

Б) Стадия осмысления (контакт с новой информацией и новыми идеями). Данную стадию можно назвать основной, поскольку именно на ней предъявляется новый материал по теме. Заслушиваются доклады и презентации выступающих. Технология «дебаты» может с успехом применяться как элемент «круглого стола». Во время дебатов противоборствующие стороны - «группа поддержки» и «группа критиков» высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие представленную тему. Её может подать в виде тезиса преподаватель. Он же выполняет функции тайм-спикера, который следит за регламентом. Дебаты могут закончиться двояко: либо одна из групп признает себя убеждённой, либо стороны сохранят паритет. Может случиться так, что одна из групп фактически смогла переубедить своих соперников, однако последние не хотят в этом признаваться. Тогда преподаватель обращается к помощи «группы экспертов».

В) Стадия размышления (рефлексии). Цель – обеспечить достижение максимально полной осознанности изученной информации; выявление самими обучающимися ошибок и их анализ. Возможно применение технологии «Большой круг». Все участники рассаживаются в большом кругу, преподаватель объясняет задачу – в течение определённого времени (5-7 минут) каждый участник формулирует проблемы и меры для их решения. Остальные молча слушают и голосуют по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Не исключается использование технологии «кластер» как способа обобщения информации по теме. Понятие «кластер» переводится как «гроздь», «пучок». Это способ систематизации информации. Первый этап работы над кластером: участники дискуссии выписывают на отдельные листочки всё то, что запомнилось, показалось важным, относящимся к данной теме. То есть сначала возникает некий хаос различных данных. Второй этап работы над кластером: деятельность аналитика, выделяющего определённые основания, на которых будет происходить систематизация полученных данных (эту функцию может взять на себя преподаватель, либо студент). Анализируя хаотичные записи, аналитик объединяет их в группы. Можно дать кластер для групповой работы.

В целом, технология «Круглого стола» создаёт мотивацию обучения и условия для развития обучающихся, т.к. реализуется исследовательская (поисковая) траектория обучения. Формируется опыт самостоятельного поиска студентами новых знаний и их применения в новых условиях. Учебная деятельность становится более продуктивной. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки гипотез, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений, моделирования.