Технологический подход преподавания трудового обучения будущими учителями начальных классов: историко-педагогический аспект

 

ПОД- СЕКЦИЯ. Инновации в области образования.

        

Колесник Н.Е.,

доцент, кандидат педагогических наук,

(Житомирский государственный университет имени Ивана Франко)

 

Технологический подход преподавания трудового обучения будущими учителями начальных классов: историко-педагогический аспект


Одним из заданий, которые стоят перед современным образованием, является подготовка людей высокой образованности и культуры, квалифицированных специалистов, способных к творческому труду, профессиональному развитию, мобильности в освоении и внедрении современных технологий обучения. Реальная потребность общества в интенсивном развитии творческого потенциала каждого человека предопределяет повышение роли в этом процессе учителя. Особое место в системе формирования творческой личности занимает начальная школа, где закладывается фундамент всей системы познания. Именно учитель начальных классов должен научить каждого ученика самостоятельно мыслить, раскрывать возможности для развития творческого потенциала, фантазии, интуиции, ощущения, восприятия искусства, художественно технической творчеству.

Технологический аспект проблемы подготовки будущих учителей разработан в трудах педагогов В. Беспалько, М. Жолдака, Ю. Майбица, Н. Ничкало, О. Пехоти, Г. Селевка, Ю. Татур и других. Значительный взнос в разработку теоретических и практических вопросов технологии трудового обучения (художественного и технического труда) сделали П. Блонский, М. Гончаров, О. Калашников, О. Коберник, В. Тименко и другие. Изучению подходов к определению содержания художественно техническому творчеству посвященные работы П. Атутова, С. Батищева, О. Калигаевой, В. Мадзигона, В. Сидоренко, Д. Тхоржевского и других.

Целью этой статьи, которая есть одной из составляющих нашего исследования, является определение сущности и содержания технологического подхода в процессе преподавания трудового обучения в историко-педагогическом аспекте.

Одним из путей реформирования подготовки будущих учителей начальных классов есть использование новых педагогических технологий, направленных не только на усвоение учениками знаний и умений, характерное для традиционного обучения, но и на всестороннее личностное развитие учеников.

В педагогическую практику понятие «технология» (от греч. значит «знание о мастерстве»), вошел вместе с возникновением необходимости научного обоснования закономерностей поиска оптимальной совокупности методов и средств организации учебно-воспитательного процессу, целеустремленного влияния на личность ученика, что характеризуют мастерство педагога, подобное художественной деятельности (от «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение, наука) [2, c. 69].

В Большом толковом словаре современного украинского языка отмечено, что технология – это совокупность знаний, сведений о последовательности отдельных производственных операций в процессе производства почему-либо [1].

Возникновение технологического подхода связано с тем, чтобы внедрить в учебный процесс технические средства обучения.

В 1950-1960-х г. г. проблема использования технических средств учебы приобретала актуальность и рассматривалась в контексте технологического подхода. Ученые заинтересованно исследовали возможности новых информационных технологий. В определенный период педагогическая технология развивалась в направлении решения дидактичных проблем из позиций управления учебным процессом.  Смысловую основу подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной педагогической деятельности составляют нововведения, которые применяются на современном этапе в процессе трудовой подготовки школьников.

Одной из педагогических технологий, которая направлена на улучшение и развитие трудового обучения, является метод творческих проектов или проектно-технологический метод. Теория и практика проектного подхода к учебе берет свое начало с конца ХІХ – начала ХХ века благодаря научным поискам отечественных и зарубежных ученых-педагогов.

На современном этапе проблемы исследование происходит возрождение метода проектов в учебных программах. В Российской федерации метод проектов был предложен в 1993 году в связи с включением образовательной отрасли «Технология» к базовым учебным планам общеобразовательных учебных заведений. Элементы метода проектов вошли и к программе из трудового образования общеобразовательных учебных заведений Украины, которая была утверждена в 2001 году [3, c. 40-45]. Следует отметить, что наиболее оптимальные условия для обучения проектно-технологической деятельности и использования проектно-технологических методов можно создать на уроках «Трудового обучения: технического и  художественного труда», где обеспечивается единство развития мысли, чувств и действия младшего школьника. Уроки такой структуры имеют определенные преимущества, потому что позволяют эффективно работать в условиях дифференциации учебы. Однако, такие уроки более сложны для управления, их проведения нуждается в высоком мастерстве учителя.

В системе высшего образования, в частности в учебно-научном институте педагогики Житомирского государственного университета имени Ивана Франко, обеспечивается комплексная подготовка учителей начальных классов к проведению уроков трудовой учебы: технического и художественного труда. Процесс преподавания дисциплин «Трудовое обучение с практикумом», «Технологии преподавания трудового обучения» сориентированный на проектно-технологический подход. Комплексная система включает: методическую и практическую подготовку студентов; педагогическую практику; разные организационные формы внеурочной работы со студентами.

Теоретическую основу подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности составляют такие направления инновационной деятельности специалистов в отрасли трудового обучения, как: создание авторских программ (внесение изменений в содержание школьного предмета); внедрение в процесс трудовой подготовки младших школьников разнообразных типов, форм, методов обучения; эффективное сочетание традиционных и инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса (индивидуализация учебы, робота с одаренными детьми, интерактивные методики, нестандартные уроки, метод проектов, теория решения изобретательских задач, дидактические игры); отбор и создание средств обучения; организация работы учеников начальных классов с учебной информацией на занятиях труда; поиск эффективных форм взаимодействия учителя и учеников, видов поддержки и помощи школьникам во время выполнения практических заданий.

На лабораторно-практических занятиях преподаватели пытаются создать соответствующие условия для художественно-техническому творчеству, реализации творческих способностей и интересов будущих учителей начальных классов, потому что именно они будут развивать творческую активность младшего школьника, координировать всю систему педагогического влияния для формирования позитивного отношения к любой творческой деятельности, в том числе и к художественному и техническому труду. Будущие учителя начальных классов выполняют задания, которые предусматривают постепенный переход от репродуктивной к репродуктивно творческой, а дальше и к художественно творческой деятельности, которая дает возможность обеспечить единство информационного, чувственно эмоционального, деятельностного компонентов эстетичной культуры. Будущие педагоги знакомятся с принципами современного дизайна, гармонизацией цветов и построением композиций, а также получают знание и навыки относительно изготовления изделий, тематических композиций.

Следует отметить, что будущий специалист – основной фактор в реформировании образования. Он должен не только владеть своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в соответствующей отрасли знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин, строить учебные планы, формировать у учеников начальных классов навыка самообразования. Все это по силам педагогу – творческой индивидуальности. Учитель такого уровня профессионализма видит высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности.

В последнее время в практику шире внедряются интерактивные методики (учеба во взаимодействии), использование которых возможно при условии парных и групповых форм организации начально-трудовой деятельности. Во время организации такой работы появляются вопросы оптимального комплектования гомогенных и гетерогенных групп школьников с учетом особенностей развития личностных качеств, которые проявляются на уроках трудовой учебы в начальных классах и выбора групповой формы работы учеников (индивидуальной, дифференцированной, общей). Проектирование как составная часть проектно-технологической деятельности имеет четко определенные этапы:

1. Этап проектно-технологической деятельности.

 2. Этап технически творческого конструирование.

 3. Этап технологического процесса.

 4. Заключительный этап.

По содержанию этапы организации и подготовки и технически творческого конструирование имеют такие стадии проектно-технологической деятельности: поиск проблемы, выбор объекта, определения проблемы, выработки идей и вариантов относительно решения проблемы, анализ и синтез идей, выбор оптимального и рационального варианта и обоснования проекта, анализ будущей деятельности, прогнозирования будущих результатов, разработка конструкторско-технологической документации, составление эскизов, выбор материалов и оборудования, выбор технологии обработки составных деталей их соединения, отделки изделия, организация рабочего места.

Следовательно, важным заданием профессионально педагогической подготовки будущих учителей к художественно технической деятельности есть подготовка творческих педагогов, способных самостоятельно мыслить, анализировать разнообразные методические и практические материалы, альтернативные учебники, программы, осуществлять их отбор и строить собственную работу в соответствии с современными требованиями развития системы образования; самостоятельно оценивать и творчески применять любые традиционные или новые подходы в трудовой учебе. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой толковый словарь современного украинского языка (из дод., допол. на CD) / Уклад. и главн. редактор В.Т. Бусел. – К.; Ирпинь: ПТФ «Перун», 2009. – 1736 с.: ил.
  2. Масол Л.М. Методика обучения искусства в начальной школе: Пособие для учителей / Л.М. Масол, О.В. Гайдамака, Е.В. Белкина, О.В. Калиниченко, И.В. Руденко. – Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2006. – 256 с.
  3. Учебные программы для 4-летней начальной школы. Трудовое обучение // Начальная школа. – 2001. –  № 8. – С. 40-45.