ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

ПОД - СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

Г.К.Балахметова

К.и.н., и.о.доцента кафедры истории Казахстана

 имени академика Т.С.Садыкова КазНПУ имени Абая 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Основой успешная работа высшего учебного заведения невозможна без постоянного совершенствования его деятельности. Однако в условиях стратегического планирования деятельности образовательного учреждения необходимым условием является  применение инновационной деятельности в различных компонентах образовательного процесса.  Инновационный характер содержания образования обеспечивается качественным использованием практических навыков преподавателей, непосредственно связанных с внедрением инноваций.

В самом учебном процессе применимы такие подходы, как инновационное модульное построение программы, связанное с выделением в ней модулей, обеспечивающих формирование основных компонентов профессионально-личностной компетентности. Инновационная активность студентов должна проявляться в проведении анализа содержания учебных дисциплин с точки зрения их места в образовательной программе, выявлении соответствия учебного материала и способов работы с ним задачам профессионально-личностного роста; в осуществлении самоанализа хода учебной деятельности, коллективного анализа качества результатов учебной деятельности и выявлении возникающих затруднений в освоении материала.

По мнению большинства специалистов, развитие инновационной деятельности вуза должно основываться на следующих принципах:

  • единство учебного, научного, воспитательного и инновационного процессов и их связь с экономикой, наукой и социальной сферой;
  • наличие системы управления инновациями, включая коммерциализацию (сбыт) учебной, научной и инновационной продукции как части общей системы управления вузом;
  • вовлечение в инновационный процесс большей части преподавателей, сотрудников, аспирантов, студентов.

Инновационная деятельность учебного заведения, направленная на достижение комплексного результата образовательного процесса, обеспечивает устойчивое развитие заведения на рынке образовательных услуг, позволяет привлечь большее число потребителей образовательных и научных услуг и создает благоприятные условия для развития деятельности института в целом. Важно отметить, что основой инновационной деятельности вуза является внедрение инноваций всеми субъектами образовательной деятельности: студентами и преподавателями-новаторами, передающими свой инновационный опыт.

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [1,124]. 

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые возможности будущего специалиста. На практических занятиях студенты распределяют социально-статусные роли, получают навыки проведения лекций, семинаров, а также основы управленческих навыков в условиях «студенческая группа-преподаватель».

 Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой научный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя. Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий. По мнению студентов, они ощущают себя на таких занятиях участниками социальных действий [2, 240].  

     В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становление общего образовательного пространства высокое качество образования прочно ассоциируется с целями Болонского процесса: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, инвариативные технологии обучения и управления знаниями. Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда [3, 382].

Таким образом, традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

 Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современном Казахстане обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений. Сегодня образование должно стать доступным, качественным, эффективным.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.

Список используемой литературы:

1.Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.

 2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

3. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.