ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

СЕКЦИЯ 13. Педагогические науки.

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

А.М. Ашербекова

Магистр Педагогических наук

Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Республика Казахстан

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ


Современное общество переживает важный исторический этап перехода от индустриальной эпохи к новому постиндустриальному обществу, которое принято называть информационным [1, с. 5].

 Информатизация общества, с одной стороны, позволяет удовлетворить информационные потребности отдельной личности, а с другой - означает, что вновь созданная информация становится достоянием всего человечества, способствует демократизации общественной жизни, созданию "открытого" общества.

 В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры..

Профессиональная компетентность – это овладение специалистом необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей знаниями, умениями и навыками. Понятие профессиональная компетентность будущего специалиста связано с понятиями способность и умение (склонность) к выполнению действий.

         Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста – это способность в своей сфере деятельности, умение применять приобретенные теоретические знания в разных обстоятельствах и условиях, умение находить эффективные методы и приемы для решения проблемных вопросов. И одной из главнейших сторон профессиональной компетентности будущего специалиста в высшем учебном заведении является формирование информационной компетенции. Это – требование времени. Будущий  специалист нового формата – это сегодняшний информационно компетентный студент.

         Как отмечает М.В. Буланова-Топоркова, первый этап информатизации – всеобщая компьютеризация общества, второй этап – компьютерная грамотность, а следующий этап – это формирование информационной культуры. Также, опираясь на выводы ученых, она заключает, что Россия перейдет на общественную информатизацию в 2050 г., а США и Япония – в 2020 г. [2, с. 46].

         Мы приходим к мнению, что наша страна находится на первом этапе из названных.

         Целью информатизации образования является направление на создание системы образования нового качества. В настоящее время применение в образовании новых информационных технологий вызвано требованиями времени, необходимыми для повышения качества образования. Изобилие быстроменящегося и быстрообновляющегося информационного потока требует умения и навыков для овладения информацией в короткое время, для их систематизации, хранения и обработки.

         Информатизация  образования – «это процесс, обеспечивающий методологическое, практическое применение и эффективное использование современных информационных технологий, направленных на решение педагогических и психологических задач обучения и воспитания» [3].

         Применяя информационно-коммуникационные технологии, студент учится систематизировать, сравнивать информацию, выбирать главную, необходимую, работать с такими программами, как Word, MS Point Power, Excel, Acces, также приобретает навыки сбора нужной информации.

          Содержание информационной компетенции:

      - овладение компьютером, его дополнительными составными приспособлениями, знание его функций, умение его применять;

      - овладение телекоммуникационными устройствами, знание их функций;

      - формирование умений и навыков самостоятельно находить, систематизировать, собирать и обрабатывать информацию;

      - овладение телекоммуникационным обменом информации в связи с наличием разных электронных приемов, видов и путей, составляющих основу информационных технологий (e-mail – электронная почта, обмен документами в электронном виде; чат – общение двух или нескольких субъектов в реальное время в «текстовом полотне» веб-сервера, веб-квест – сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу, веб-конференция – технология и инструментарий для организации он-лайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет, позволяющие проводить он-лайн презентации, совместно работать с документами и  приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. Веб-конференции могут проводиться в веб-форуме, чате, дистанционной олимпиаде и др. видах).            

      - применение в качестве учебного пособия (тренинг, диагностика, наблюдение, оценивание, создание слайдов  на основе программы MS Power Point и др.);

      - способность к применению своих знаний в неожиданных ситуациях в информационном пространстве, эффективной организации и планированию своей деятельности.

         Телекоммуникация – «эффективное средство обучения и познания»                 [4, с. 199], на основе которой формируется информационная компетентность. Формирование информационной компетентности тесно связано с понятием «информационная учебная деятельность». Информационная учебная деятельность – «деятельность, обеспечивающая информационное взаимоотношение обучающегося и обучаемого, направленная на решение учебных целей и задач, реализуемых посредством новых информационных средств [5, с.110]. Ее содержание составляют регистрация, поиск, сбор информации, хранение, а также общение в интерактивной диалоговой форме, автоматическое наблюдение, тестирование в он-лайн и др. Основными факторами информатизации образования являются новые виды наглядных пособий, как мультимедийная энциклопедия, электронные учебники, учебные пособия, электронная библиотека и др. Электронные учебники дают студентам не только возможность самостоятельной работы, но и возможность получения всесторонней, содержательной, глубокой информации из научного курса. Если компьютер является основным средством информатизации обучения, то интерактивная доска (компания ACTIVboard (Pramethcan)) – это новый вид его побочных приспособлений. Это приспособление действует на основе программы ACTIVstudio. В его состав входят компьютер, мультимедийный проектор, а также интерактивная (актив) ручка для внесения информации.

        Итак, повышение качества образования, эффективность обучения путем внедрения в образовательный процесс новых информационных средств основано на формировании методико-теоретической подготовленности, профессиональной компетенции будущего специалиста.

        Эффективное применение в учебном процессе новых информационных технологий направлено на совершенствование управления образовательной  системы в условиях информатизации общества, формирование разносторонней личности и развитие интеллектуального потенциала общества.

        В период всеобщей информатизации общества перед системой образования стала потребность возрождения дистанционного обучения. Это глобальная проблема, появившаяся в связи с требованиями и потребностями времени. 24 декабря 2007 г. было утверждено Правило организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям. Здесь указано, что «дистанционные образовательные технологии – это обучение путем применения информационных и коммуникационных средств при дистанционной взаимодеятельности обучающегося и педагога».

         Применяя новые информационные технологии, можно образно и наглядно показать студентам разныя явления и события, происходящие в современном мире. Поэтому наглядность (учебная, методическая) является основой качественного обучения.

Принципы проведения занятий в информационном пространстве:

- целевая направленность на творческую и плодотворную деятельность;

- отчетливость взаимоотношений и роли преподавателя и студента (или ученика);

- предусмотрение индивидуальных принципов обучения, которым уделяется особое внимание при участии в дистанционных олимпиадах или научных проектных работах;

- внедрение методологических (предметных) и  телекоммуникационных технологий, также предусмотрение несоответствий при их стечении;

- наглядность: слайды, рисунки, схемы, таблицы, звук, музыка и др; обеспечение анимацией;

- уточнение знаков, дающих возможность наблюдения настроения студента или ученика;

- своеобразное оценивание по уровню качества выполнения заданий.

Таким образом, мы должны уделять особое внимание тому, что информатизация образовательной системы играет значительную роль в подготовке квалифицированного специалиста со сформированными профессиональными компетенциями, в повышении качества образования. Применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий реализует подготовку личностно ориентированной модели образования.   

 

Литература 

 

  1.  Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учебн. пос. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
  2. Ќазаќстан Республикасы Білім жјне Єылым министрініѕ 2007 жылєы 24 желтоќсанда №5054 тіркеуден ґткен Ќашыќтыќтан білім технологиялары бойынша оќу процесін ўйымдастырудыѕ ережесі.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Академия, 2003.
  4. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону. Феникс.2002.
  5. Педагогический энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 2003.