ДВУСТОРОННЯЯ ЖИВОПИСЬ: АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОНИРОВАНИЯ.

 

СЕКЦИЯ 8. Искусствоведение.

ПОД- СЕКЦИЯ 2. Изобразительное искусство.

 

 

Шоколо И.Н.

Студентка 5 курса

Российской академии живописи,ваяния и зодчества Ильи Глазунова,

факультет реставрации,

кафедра реставрации масляной живописи.

 

ДВУСТОРОННЯЯ ЖИВОПИСЬ: АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОНИРОВАНИЯ.

  

Введение.

Картина для зрителя – это некое образное пространство, созданное художником на плоскости. Такое восприятие не предполагает пространственного объемного обхода произведения. При необходимости придать литературность или раскрыть тему более многомерно автор «разворачивает» действия, используя полиптихи, но при этом также «оставляет» зрителя на той же точке восприятия, не требуя «заглядывать» на оборотную сторону. А что происходит, если на той оборотной стороне все же существует изображение? Закладывалось ли художником значение двустороннего восприятия, дополнение значения одной стороны оборотной, или это два самостоятельных произведения, существующих на двух противоположных плоскостях одной основы?

Двусторонняя живопись- феномен в изобразительном искусстве малоразработанный на сегодняшний день. Если двусторонние произведения темперной древнерусской живописи или произведения западного Возрождения на досках исследуемы и изучаемы, то исследовательских материалов по двусторонним произведениям масляной живописи на холстах практически не имеется. Зачастую в музейных каталогах оборотное изображение на холсте не учитывается, и произведение рассматривается и зрителем, и ученым только с одной стороны.

Задачей  данной работы стоит рассмотрение причин возникновения двусторонних произведений в хронологии искусства с целью выявить наличие или отсутствие связи между двусторонними произведениями русского средневековья, западного возрождения и более поздними произведениями конца 19-20веков, выполненных на холсте. Так же будут проанализированы особенности реставрации станковых произведений масляной живописи и проблем их экспонирования.

 

 

Аспекты исторического развития двусторонней масляной живописи.

В историческом аспекте можно сказать, что двусторонняя живопись имеет место в религиозном искусстве Древней Руси и Запада.

 В русском искусстве, можно рассмотреть 3 типа произведений с двусторонней живописью. Первый – это выносные иконы, представляющие собой деревянный щит с изображениями по обеим сторонам, где двустороннее изображение носит функциональный характер, так как икона  участвует в крестных ходах и литургии. Второй тип –хоругвь -можно рассматривать также как атрибут крестных ходов и в качестве православного атрибута-знамени в военных действиях, а так же в роли флага. Третий тип- это, так называемые, иконы-таблетки (то есть небольшие иконки, написанные на туго пролевкашенной паволоке) широко применялись, насколько нам известно, лишь на Руси. Таблетки предназначались для того, чтобы класть их на аналой в дни тех церковных праздников либо в дни поминовения тех святых, которые были изображены на святцах. На аналое они сменяли друг друга соответственно ходу церковного календаря и здесь были доступнее для поклонения, нежели большие иконы, входившие в состав иконостаса и рассчитанные на восприятие издалека[4, с.78].

Говоря об этих трех типах, нужно уточнить, что основой двустороннего изображения здесь является функциональность, которая  и подчиняет себе технологические особенности. Также стоит сказать, что помимо хоругвий, остальные произведения являются примерами темперной живописи.

В западноевропейском искусстве можно найти ряд примеров двусторонней масляной живописи, но основой здесь будет служить древесный щит. Таковы Изеймгейский алтарь немецкого художника эпохи позднего возрождения Грюневальда, Алтарь Паумгартнеров(1503г) Альбрехта Дюрера , Гентский Алтарь(1432г.) Ян Ван Эйка,Алтарь Портинари(1476-14790 гг.) Ван Дер Гуса, Алтарь Страстей(1491г.)Мемлинга Ганса и др.[5, с.63; 7, с.127]. Здесь живопись располагается по обеим сторонам многочисленных створок, и все изображаемое является частью единого алтарного ансамбля. Таким образом, можно сказать, что помимо функциональности, присутствует принцип ансамблевости, подчинения нескольких частей одной идеи.

Также в западноевропейском искусстве эпохи Возрождения встречаются двусторонние произведения с несколько иной целью создания и иной функцией. Такими произведениями являются заказные светские портреты, написанные на досках, имеющие с оборота изображения в виде аллегорических сцен, знаков и родовых гербов портретируемого[3, с.39]. Можно привести в пример работу Леонардо да Винчи «Портрет Джинервы де Бенчи» с оборотной стороной (1478-1480гг)[2, с.347] , произведение Пьеро дела Франческа «Парный портрет четы Федерико де Монтефельтро и Баттисты Сфорца» с оборотной стороной [1, с.54].Таким образом, оборотная сторона несет информацию об изображенном, подчеркивая его статус и значимость. Здесь можно провести параллель с разработкой в 15 веке в Европе темы медалей, с изображением на одной стороне профиля портретируемого (по типу античных камей[6, с.11-45]), а с другой аллегорических изображений.

Двусторонняя масляная станковая живопись на холсте не имеет таких принципов как функциональность и единой смысловой нагрузки. История появления и развития на прямую связана с искусством конца 19века и началом 20 века. Конец 19 века- это время разрушения академических принципов живописи, в том числе и технологических. Художник, чувствуя свободу, порой перестает задумываться о техническом исполнении, и более того, это время технических и технологических экспериментов, которые позже найдут свой оклик и чаще всего отрицательный в сохранности и реставрации подобных произведений.  К тому же начало 20 века- первая половина 20века – это время революций, войн, экономических спадов. Дефицит был ощутим и художником, постоянная нужда в материалах заставляла художников использовать оборотные стороны своих произведений под эскизы, этюды, а также под полноценные произведения. В большей степени это веяние касалось художников-самоучек или художников, работающих вне официального номенклатурного искусства, чье материальное обеспечение сводилось к нулю. Здесь сложно говорить о соблюденности технологии, например , зачастую одна из сторон не имеет грунта, а если он присутствует то авторский и сложно определяемый.

В роли примеров в данной работе приведется ряд произведений отечественного и зарубежного искусства 20века. Среди произведений русского искусства можно привести работу В.В.Лебедева «Натюрморт с зонтом», оборот «Герань»(Ярославский Музей); работу Рождественского «Псковитянка»,оборот «Натюрморт с чайником»(Музей «Царскосельские коллекции») ; Рябов «Женский портрет»,на обороте «Сельский пейзаж»(коллекция музея Эрьзи), неизвестный художник мастерской Кордовского «Обнаженная сидящая»,оборот «Обнаженная стоящая»(собрание РАЖВиЗ), Сычков «Эскиз к портрету», оборот «Пейзаж»(собрание музея Эрьзи), Любошинский «Эскиз панно «Лесной мотив», оборот «Фрагмент натюрморта с подсолнухами»(частная коллекция семьи художника), Полежаев. несколько работ Фалька «Церковь»,оборот «Натурщица»; «Девочка в зеленом кресле», оборот «Девочка в зеленом» кресле»(предшествовавший эскиз) (ГТГ)[8, с.63-65]. Из зарубежных авторов можно привести такие имена как Пикассо «Любительница абсента» с оборотной стороной . Эгон Шиле(1890-1918), с его двусторонним пейзажем Хаузер мит Bergen (лицевая); Монк I (оборотная сторона)(1915г), Эрнст Людвиг Кирхнер Berliner Strassenzene (лицевая); Baume (оборотная сторона) двусторонний холст, масло, 1913-4 г., русский эмигрант Константин Шерк «Мальчик»,оборот «Натюрморт с апельсином». Большинство приведенных произведений авторов 20 века являются примерами таких направлений, как авангард и экспрессионизм.

На сегодняшний день встречаются произведения двусторонней живописи, имеющую новую, ранее не встречающуюся функцию. Это произведения изначально создаваемые с двумя равноценными сторонами и служащие в качестве декора современных интерьеров, в которых обе стороны рассчитаны на постоянное восприятие. Можно  привести в пример работу А.Константинова «Новый год»,оборот «Ночной пейзаж»(коллекция художника).

 

 

Особенности реставрации двусторонней станковой масляной живописи.

Реставрация двусторонних произведений масляной станковой живописи имеет ряд общих особенностей.

 Одним из щепетильных вопросов для реставраторов является вопрос о сохранении обеих живописных сторон на одной авторской основе. Разделение двусторонней живописи даже при успешном его осуществлении не только нарушает первоначальный вид памятника, но и может оказаться причиной будущего его разрушения. Поэтому реставрация  в большинстве случаев ведется с одновременной работой с обеими сторонами. Здесь сложность заключается в том, что нет возможности работать напрямую с основой и все процессы по консервации и реставрации необходимо проводить непосредственно через красочный слой лицевой или оборотной стороны.

Следующей особенностью является то, что помимо разного грунта(или его отсутствия на одной из сторон), толщина, фактурность и плотность красочного слоя также различна, что ведет к разному давлению внутри двух красочных слоев на одной основе, а значит и разному внутреннему напряжению грунто-красочного слоя. Этот фактор ведет к опасным проявлениям во время бытования картины и во время растяжки, перетяжки, натяжки картины в процессе реставрации.

И главным является то, что каждая из сторон находится в разном состоянии сохранности и требует разного подхода и по интенсивности(разные возможные температуры, давление, экспозиции  и т.д.), и по качеству применяемых материалов (например, натуральные или синтетические альдгезивы). К  тому же все процессы должны проводиться с равноценным отношением к оборотной и лицевой сторонам в художественно-эстетическом аспекте.

 

 

Проблемы  экспонирования двусторонней масляной  живописи.

 

Зачастую двусторонняя живопись экспонируется перед зрителем как произведение одностороннее. Таким образом, одна из сторон остается незамеченной и порой зритель не предполагает о ее существовании, а следовательно, происходит полная утрата значения второй оборотной картины. Неприемлемость разделения двусторонней живописи на два произведения поставила задачу создания двустороннего подрамника-рамы, позволяющего равноценно экспонировать произведение с двух сторон. На базе отечественных и зарубежных научных центров было разработано несколько типов двусторонних подрамников.

Технической особенностью всех двусторонних подрамников является их конструктивная многочастность. Разработанные каркасы состоят от 2 до 5 конструктивных частей: непосредственно подрамника, внешней рамы( Г-образной или П-образной), дополнительных декоративных реек. Несущей частью помимо внутренней рамы может являться и внешняя декоративная. Крепление холста может быть гвоздевым и безгвоздевым с помощью металлических зажимов. Крепление  же между частями подрамника происходит с помощью саморезов и декоративных гвоздей. В изготовлении подрамников используется древесина и металлические сплавы. Зарубежные конструкции предполагают наличие системы пружин в соединении внешней и внутренней рамы, что дает возможность создать необходимое плавное давление в растяжении холста в зависимости от климатических условий хранения.

В данный момент на базе кафедры реставрации масляной живописи факультета реставрации живописи Российской академии живописи, ваяния  и зодчества Ильи Глазунова ведется разработка иной конструкции двустороннего подрамника, состоящего из внешней декоративной рамы(пластик/дерево) и внутренней металлической,  в разрезе имеющей не прямоугольную форму, а цилиндрическую. Таким образом натяжение холста  произведения происходит засчет накрутки кромок на цилиндрические планки внутреннего подрамника. Такая система позволяет произвести плавное равномерное натяжение холста, исключает гвоздевые проколы на кромках,  и возможность регулировать силу растяжения, не снимая с подрамника и в зависимости с микроклиматическими условиями.

Проблема экспонирования не исчерпывается созданием двустороннего подрамника. Необходимо создавать выставочное пространство в залах галерей и музеев, что не всегда возможно вследствие ограничения выставочной площади и технического оснащения музеев.

 

Заключение.

История двусторонних произведений дает нам возможность сделать вывод, что единого источника возникновения и единой нити развития не существует между картинами и иконами 15-17 веков и картинами конца19-20 веков. В произведениях Древней Руси и Западноевропейского Возрождения в основу двустороннего изображения легла литургическая функциональность произведения или аллегорическое дополнение на оборотной стороне в соответствии с лицевым изображением. В конце 19-20 веков двусторонняя живопись - это своеобразное  нарушение технологии, обусловленное или экспериментом авангардистов, или дефицитом холста, как материала основы. Таким образом, в этот период каждая сторона самостоятельна и самодостаточна.

Вопросы реставрации и подготовки к экспонированию требуют новых научных разработок и их внедрения в современное музееведение. Также необходима работа по включению оборотной стороны в данные каталогов по коллекциям музеев.

 

Список литературы.

  1. Classici dell,arte l,opera complete d Piero della Francesca. Rizzolli Editore Milano.1981;
  2. Frank Zollner. Leonardo da Vinci. The Complete Paintings and Drawings.GmbH: Taschen, 2006;
  3. The National Gallery London Introduced by Michen Wilson. Charles Letts and Company Limited London, Edinburh, Munchen and New York.1978;
  4. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство 1983.
  5. Мировое искусство.Мастера Северного Возрождения/ Сост. И.Г. Мосин – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г.
  6. Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. — Л., Аврора, 1971.
  7. Отто Бенеш. Искусство северного Возрождения. Его  связь с современными духовными и интеллектуальными знаниями. Москва: Искусство, 1973г.
  8. Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства\ материалы V научной конференции. Под редакцией о.В.Яхонта, Н.В.Мизернюк – М.: Объединение «Магнум Арс», 2000г.