ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦМЕНЬШИНСТВ КАК ЭЛЕМЕНТ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» (НА ПРИМЕРЕ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ).

 

                                                  

Островская И.В.

соискатель, Севастопольский Национальный

технический университет. Украина.

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦМЕНЬШИНСТВ  КАК ЭЛЕМЕНТ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА»

(НА ПРИМЕРЕ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ).

 

 Актуальной задачей развития стран на постсоветском пространстве  является становление современного демократического общества. Базисом для развития такого общества должны стать общественные организации — так называемый «третий сектор». На практике данные организации реализуют две важнейшие задачи неразрывно связанные между собой, с одной стороны они призваны оказывать помощь тем социальным группам, для которых создавались, с другой защищать и отстаивать права и интересы этих групп.

Важнейшим критерием деятельности общественных организации является их социальная значимость, уровень оказания услуг определенным социальным группам, авторитет в этих группах и эффективное взаимодействие с  властью.

Организации, созданные непосредственно по инициативе самих граждан представляют самую многочисленную, перспективную группу. Люди самостоятельно объединяются для артикуляции их интересов в  решении актуальных проблем публичной жизни, таких как защита прав человека, участие в местном самоуправлении, развитии и сохранении культуры, для решения проблем связанных с  социальной реабилитацией        и др.

Обратим внимание на многообразие общественных организаций национальных меньшинств. Их формы различны: это  общества, фонды, союзы, конгрессы, ассоциации, в основном все моноэтничные. В зависимости от уровня функционирования их можно разделить на государственные, региональные, местные. В зависимости от характера расселения этнических групп  - общественные организации дисперсно расселенных этнических групп и компактно проживающих.   По состоянию на 1 января 2011года органами юстиции Украины зарегистрировано 1458 общественных организаций представителей национальных меньшинств, из которых 44 имеют всеукраинский статус [1]. По данным государственных органов активно работают 1268.. Высокий уровень самоорганизации среди национальных меньшинств наблюдается в Автономной Республике Крым, Закарпатской, Донецкой, Запорожской, Днепропетровской, Одесской, Николаевской, Харьковской областях. Официально оформили свои национально – культурные объединения представители 38 этносов. Только на территории Крымского полуострова  с целью реализации права на национально-культурную автономию представителями 30 этносов образовано более 40 республиканских национально-культурных обществ [2].

Анализ уставных документов, результаты анкетирования руководителей общественных организаций национальных меньшинств свидетельствуют, что все они имеют схожие цели и задачи. По организационной форме, целям и задачам своей деятельности большинство этих организаций является моноэтническим национально-культурными обществами, или, другими словами, общественными организациями национально-культурного направления.

 Деятельность таких организаций   регламентируется Законами Украины «О культуре», «О национальных меньшинствах в Украине», «Об объединениях». Первые общественные организации нацменьшинств появились в конце 1980-х годов и со  временем доказали свою жизнестойкость и право не только на существование, но и способность отстаивать интересы своих этнических групп. Существующая практики деятельности этнокультурных объединений показала, что в основе их функционирования лежит инициатива этнонациональных сообществ, что позволяет сегодня рассматривать этнокультурные объединения как важнейший инструмент формирования гражданского общества.

Общественные организации национальных меньшинств, при взаимодействии с государственными институтами стремятся  расширить свои возможности  по использованию и обучению родным языкам, популяризации и развитию национальных культурных традиций, по подготовке национальных культурно-образовательных кадров, по организации национальных учебных заведений, стремятся к содействию в развитии издательского дела, телерадиовещании на национальных языках и т.д.

По инициативе и непосредственном участии общественных организаций национальных меньшинств сегодня в Украине работает около 300 воскресных школ, где изучаются языки, литература, история, культура, традиции разных народов [3, c.71]. Важным фактором в сохранении языковой палитры общества можно считать учреждение по инициативе национально-культурных обществ газет на языках национальных меньшинств. В 2011 году на средства обществ  в Украине для представителей нацменьшинств выходило  15 газет. Периодические издания являются важным фактором  в сохранении и раскрытии этнокультурной самобытности разных этносов, способствуют обогащению современной украинской культуры.

С момента образования общественных организаций нацменьшинств одним из направлений их работы является возрождение и развитие историко – культурного наследия: памятников, исторических мест. По их инициативе на территории  Крымского полуострова под охрану государства взяты десятки достопримечательностей крымских татар, армян, греков и немцев. Сегодня  проведены реставрационные работы  в мечетях Джума-Джами в Евпатории, Муфти-Джами в Феодосии, «Юсуповской» в селе Соколиное Бахчисарайского района, Кебир-Джами в Симферополе, армянской церкви в Феодосии, армянского монастыря «Суб - Хач» в Старом Крыму, греческой церкви св. Константина и Елены в с. Чернополье, торговых рядов и турецкой бани в Евпатории, мемориального комплекса на месте захоронения               И.Гаспринского, а также других достопримечательностей истории и культуры [4].

Общества ведут значительную работу по удовлетворению культурно – художественных потребностей. По их инициативе и непосредственном участии по всей Украине   создано и работает более 2700 аматорских  театральных, музыкальных, фольклорных коллективов  представителей разных национальных меньшинств. Однако сегодня особенно остро  сказывается недостаток средств для решения ряда проблем связанных с обеспечением их плодотворной деятельности.

Большая работа ведется обществами по решению социальных проблем, что особенно важно в экономически нестабильный период. Патронажные службы, помощь больным, престарелым, инвалидам организованные с помощью женсоветов  обществ являются как никогда социально значимыми.

Трудно переоценить вклад общественных организаций национальных меньшинств Крыма в решение вопросов связанных с восстановлением прав депортированных лиц и их потомков. Вопрос их гражданских прав, статуса «депортированных лиц» является вопросом исключительной государственной важности в полиэтничном, приграничном регионе. Для решения вопросов по обустройству репатриантов ежегодно принимается  Программа по обустройству и социально-культурному развитию депортированных и обеспечению межнационального согласия в Автономной Республике Крым. Активное участие в ее разработке и реализации принимают общественные организации нацменьшинств полуострова, которые входят в   Межнациональный Совет при Совете Министров Автономной Республики Крым. Общества выполняют не только  координирующую роль между органами исполнительной власти и репатриантами, но и контролирующую, отслеживая результаты реализации заявленных положений в программе. 

В связи с разработкой государственного законодательства по вопросам депортированных граждан  национальные общественные организации Крыма принимают активное участие в обсуждении проекта закона Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку». Представители национальных обществ выражают надежду, что его принятие создаст правовые основания для реализации государственной политики в сфере обустройства и восстановления прав лиц, депортированных по национальному признаку, будет способствовать процессу их адаптации и интеграции в украинское общество, обеспечит соответствующие условия приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами.

Украина в 2003 году ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. Согласно положениям Хартии одни языки получили статус региональных, другие – языков меньшинств    [5, c.20]. В 2007 году общественные организации нацменьшинств, правозащитные организации подали первый общественный отчет относительно исполнения Хартии, выразив тем самым мнение о процессе выполнения принятых Украиной  международных обязательств. А в 2011г.  совместно с общественными организациями  36 – ти национальных меньшинств подали второй периодический общественный отчет по исполнению в Украине положений Европейской Хартии  региональных языков или языков меньшинств [6, с.11]. Как в первом, так и во втором отчетах констатируется нарушение прав человека, а именно представителей нацменьшинств,  на воспитание и обучение на родном языке, использования его в судах, при общении с органами государственной исполнительной властью, в сфере телевидения и радиовещания  и др. Бесспорно, что активное участие общественных организаций в процессе отстаивания своих гражданских прав в культурно – языковой сфере имеет, важное значение для формирования  государственной политике на поликультурной основе. Защита прав человека – важнейший принцип демократии, без реализации которого невозможно построить гражданское общество и процветающее государство.  

Таким образом, общественные организации так называемого «третьего сектора»  -  сфера самодеятельности граждан, автономная по отношению к государству. Общественные организации национальных меньшинств являются разновидностью такого типа общественных организаций. Они являются неприбыльными организациями с  четкой  структурой управления с добровольной формой участия, автономные от государства в своей деятельности.  Они способны плодотворно работать над проблемами связанными с реализацией гражданских прав национальных меньшинств, удовлетворения их культурно – информационных, языково – образовательных потребностей, добиваются учета своих этнических интересов в государственной политике Украины,  предпринимая попытки превратить этнокультурное многообразие в богатство украинской  нации.

 

Источники и литература

  1. Інформаційно – аналітичні матеріали до парламентських слухань на тему «Єтнонаціональна політика Украіні здобутки та перспективи» Кабінет Міністрів Київ січень 2012. – Режим доступа: http://static.rada.gov.ua
  2. Информация о состоянии межнациональных отношений в Автономной Республике Крым. Республиканский Комитет Автономной Республики Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан. 2011. – Режим доступа http://reskomnac.ark.gov.ua
  3. Табачник Д.В., Попов Г.Д., Воронiн В.М., Пилипенко Т.I. Розвиток етнонацiональних вiдносин в Украiнi: Стан. Тенденцii. Перспективи.-      Львiв: Свiт, 2007. -  332с.
  4. Информация о текущем состоянии межнациональных отношений в Автономной Республике Крым. Республиканский Комитет Автономной Республики Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан 2011. – Режим доступа: http://reskomnac.ark.gov.ua/
  5. Колесниченко В.В., Бортник Р.О. Второй периодический Общественный отчет об исполнении Украиной положений Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств: тенденции нарушения прав человека усилились. – Киев: Золотые ворота 2012.- 516с.
  6. Колесниченко В.В., Бортник Р.О. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств: проблемы имплементации в Украине.       Изд. 2 – е, доработанное. К.:ООО «АРС ПРИНТ»,2011.- 332с.