ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАПАХОВЫХ СЛЕДОВ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Сергиевский Д.А.

Экспертно-криминалистический центр МВД России

(г. Москва)

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАПАХОВЫХ СЛЕДОВ ЧЕЛОВЕКА

 

Исследование запаховых следов человека – молодое, достаточно бурно развивающееся направление в судебной экспертизе. Если в 70-х годах прошлого века горячо обсуждалась сама возможность использования в процессуальной практике результатов исследований следов пахучих веществ человека (тогда их называли «следами запаха»  или просто «запахом») ольфакторным методом, то сегодня в Российской Федерации  успешно работают десять экспертных подразделений, специализирующихся на данном виде исследований. Это отделения исследования запаховых следов человека в Москве (ЭКЦ МВД России и ЭКЦ ГУ МВД по г. Москве), Республике Татарстан, Волгоградской области,  Алтайском крае, Кировской области, Ставропольском крае, Республике Хакасии, Самарской и Ярославской областях. Данные подразделения за год выполняют более тысячи поручений следственных органов и оперативных подразделений. Доказательственное значение судебной экспертизы запаховых следов человека признанно органами прокуратуры [1,2] и судебной власти конце 80-х годов прошлого века  

27 марта 2004 года министр внутренних дел  Российской Федерации Р. Нургалиев дал поручение об активизации работы по созданию подразделений (групп) экспертиз запаховых следов человека при ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Коллегия МВД РФ  своим решением № 4км/2 «О состоянии и мерах по повышению эффективности экспертно-криминалистической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении раскрытия и расследования преступлений» от 07.12.2007г., утвержденным приказом МВД России от 15.01.2008г. №38 потребовала повышения эффективности работы по изъятию запаховых следов на местах происшествий и их результативного использования в раскрытии и расследовании преступлений.

Диагностические исследования по установлению свойств человека, участвовавшего в событии преступления, востребованы в экспертной практике и уже долгое время проводятся экспертно-криминалистическими подразделениями ОВД Российской Федерации [3]. Методики диагностического экспертного исследования запаховых следов человека могут использоваться в судебной экспертизе как для решения как собственно диагностических, так и идентификационных задач. Так, например,  диагностическое исследование запахового следа по установлению наличия в нем пахучих помех является неотъемлемой частью любого идентификационного  ольфакторного исследования и проводится также для установления пола, возраста и других свойств, оставившего запаховый след субъекта. Данное диагностическое исследование является необходимой частью системы обеспечения достоверности идентификационного исследования и исследований по решению иных диагностических задач и должно проводится как этап каждой судебной экспертизы запаховых следов человека.

Особенно большое значение для поиска преступника имеет использование диагностических методик на начальном этапе следствия, когда сотрудниками правоохранительных органов еще не установлен круг подозреваемых. Такое исследование позволяет сотрудникам правоохранительных органов выбрать направление поиска.

С помощью ольфакторного метода можно выявить свойства человека по следам его пахучих веществ, т.е. следам пота и крови, когда другими методами это не удается. В настоящее время имеются частные  методики диагностического ольфакторного исследования запаховых  следов человека, позволяющие установить его пол, возрастную группу, наличие некоторых заболеваний, а также давность образования следов.

В опубликованных в 1989 году ВНИИ МВД СССР методических рекомендациях К.Т. Сулимова и В.И. Старовойтова «Использование запаховой информации с мест происшествий в раскрытии и расследовании преступлений» был впервые описан процесс диагностического ольфакторного исследования по выявлению пахучих помех.

В 1996 году в методических рекомендациях ЭКЦ МВД России «Установление некоторых диагностических признаков человека по запаховым следам» Т.В. Стегновой, К.Т. Сулимова, В.И. Старовойтова, В.В. Гриценко практические аспекты проведения диагностических ольфакторных исследований рассмотрены гораздо более подробно. Приведены методики установления пола и примерного возраста субъекта  по его запаховым следам.

Вопросы установления давности образования запахового следа субъекта были кратко рассмотрены В.В. Гриценко, А.Б. Обидиным и В.И. Старовойтовым в методических рекомендациях ЭКЦ МВД России «Влияние фактора времени на образование, сохраняемость и возможность исследования запаховых следов человека» в 2000 году.

В 2003 году ЭКЦ МВД России выпускает разработанные совместно со специалистами РФЦСЭ при Минюсте РФ методические рекомендации  В.И. Старовойтова, Т.Ф. Моисеевой, Д.А. Сергиевского, П.Б. Панфилова, А.В. Саламатина «Физико–химические и биосенсорные методы в собирании пахучих следов и установлении пола человека». В них были подробно рассмотрены вопросы проведения комплексного диагностического  исследования по установлению пола человека по его запаховым и потожировым следам как ольфакторным так и физико-химическими методами. Были обобщены результаты практических исследований проводившихся до этого сотрудниками ЭКЦ МВД России, РФЦСЭ при Минюсте РФ и Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова.

В 2001 – 2002 годах в ЭКЦ МВД России были проведены научные исследования по выявлению ольфакторных особенностей пахучих веществ людей больных шизофренией и болезнью Дауна. Доказана возможность проведения исследований по установлению ольфакторных особенностей пахучих веществ лиц больных указанными болезнями.

В 2007-2008 годах в ЭКЦ МВД России проводились исследования по  теме плана НИР с целью выявить влияние загрязнений объекта-носителя запаховых следов человека различными веществами на сохраняемость ольфакторной информации.  Результаты исследования изложены в методических рекомендациях ЭКЦ МВД России «Работа с запаховыми следами человека с учетом комплексного характера следовой информации» (авторы: Саламатин А.В., Панфилов П.Б., Чекунчикова Н.В., Панфилова З.Ю., Сергиевский Д.А.) и по сути своей являются продолжением работ по совершенствованию диагностической методики выявления пахучих помех на предоставленных объектах.

Если в 2008 году диагностические экспертизы по выявлению на представленных объектах запаховых следов человека (как биологического вида) как самостоятельный подвид судебно-экспертного исследования выполнялись в ЭКП пяти субъектов федерации (Республика Татарстан, Ставропольский и Алтайский края, Кировская и Самарская области), то в 2011 году подобные исследования проводятся и в  ЭКЦ ГУ МВД России по г. Москве.  Бросается в глаза также и количественный рост выполненных диагностических исследований. В то время как в 2008 году подобных экспертных исследований проведено 288, то в 2011 году их было выполнено уже 530. То есть количество проводимых диагностических экспертиз по выявлению на объектах, изымаемых с мест происшествий, увеличилось за три года примерно на 85 %.

Диагностических же  исследований по выявлению на предоставленных объектах пахучих помех в 2011 году проведено 1001, что составляет + 45% к 2008 году.

Приведенные выше цифры наглядно демонстрируют растущий интерес к диагностическим исследованиям запаховых следов человека и их востребованность  при раскрытии и расследовании преступлений. И хотя до  настоящего времени диагностическое направление в судебной экспертизе запаховых следов человека находилось «в тени» идентификационного, ситуация меняется, и вскоре оно займет подобающее место среди остальных судебно-экспертных исследований.  

 

Список литературы.

1. Информационное письмо Прокуратуры РСФСР от 04 марта 1986 г. № 15л-85к/86 «О возможностях одорологии в раскрытии преступлений»

2.  Информационное письмо Прокуратуры РСФСР от 12 декабря 1989 г. №15к-85/89 «Об  экспертном исследовании запаховых следов».

3. Приложение № 2 «Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» к приказу МВД № 511 от 29.06.2005 г. «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации».