ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

 

Бузун Е.В., студентка 3 курса юридического факультета

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Научный руководитель:

Борисов Г.А. - д.ю.н.,  профессор,

заведующий кафедрой теории и истории

                                                  государства и права, Заслуженный юрист РФ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

 

В последние годы в условиях реформирования процессуального законодательства со всей значимостью проявилась потребность в теоретических знаниях о юридическом процессе.

Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, право – многомерное явление и в его понимании можно обнаружить разные грани. Одна из них отражает сочетание правовых норм и, прежде всего, материальных и процессуальных. Но последним явно не повезло в отечественном правоведении, их недооценка приводит в  современный период к слабой развитости процессуальных средств поддержания режима законности в государственно-властной деятельности. Между тем, острая потребность в обеспечении действия материального права и, особенно с точки зрения прав и законных интересов граждан и организаций, требует модернизации юридического процесса и его видов, опосредующих их процессуальные нормы. [7, с.8]

По мере правового развития исторически так сложилось, что в соответствии со специфическими задачами были выделены и формально определены уголовный и гражданский процессы. Однако, и в советский период, и тем более в условиях современной России не вызывает сомнений целесообразность обособления иных видов юридического процесса – правотворческого, учредительного, контрольного, регистрационно-правоустанавливающего и др. Такое явление по мере развития системы правового регулирования представляется вполне закономерным.

Кроме того, вполне очевидной является тенденция процессуализации законодательства, включение процессуальных норм в материальные отрасли. Существование права в целом, как и каждой его отрасли, обусловлено потребностями развития общества. Поэтому, концепция «широкого» понимания юридического процесса не противоречит методологическим основам понимания сущности права. Между тем, в странах Восточной Европы рассматриваются проблемы только правоприменительного процесса (следственного и состязательного).

В границах концепции «широкого» понимания юридического процесса он определяется как комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права, которая: а) выражается в совершении операций с нормами права в связи с разрешением определенных юридических дел; б) осуществляется уполномоченными органами государства и должностными лицами в пользу заинтересованных субъектов права; в) закрепляется в соответствующих правовых актах — официальных документах; г) регулируется процедурно-процессуальными нормами;            д) обеспечивается соответствующими способами юридической                 техники. [6, с.8]

Существуют и иные подходы к определению категории «юридический процесс».

С.С. Алексеев в монографии «Структура советского права» приходит к следующему выводу: «Юридический процесс – это не просто процедура, длящиеся, растянутые во времени юридические отношения, а особая процедура, которая является выражением специфических юридических режимов применения права». [1, с.237]  В.Н. Протасов юридический процесс определяет как разновидность юридической процедуры, объем и содержание которой определяется ее направленностью на выявление и реализацию особого материального охранительного правоотношения. Другой разновидностью правореализующей процедуры является материальная процедура (служит реализации материального регулятивного правоотношения).  [4, с.62] Сторонники теории судебного права юридический процесс отождествляют с судебным процессом, судопроизводством.

М.С.Строгович полагает, что процесс - это совокупность условий, установленных процессуальным законом для совершения органами следствия, прокуратуры и суда тех действий, которыми они осуществляют свои функции в области расследования и разрешения уголовных дел, а также для совершения гражданами, участвующими в производстве по уголовному делу тех действий, которыми они осуществляют свои права и выполняют обязанности. [5, с.51]       

Существующее многообразие подходов к определению юридического процесса, по мнению Е.Г. Лукьяновой, можно свести к пяти основным направлениям:

а) юридический процесс — это юрисдикционная и иная охранительная деятельность органов правосудия (деятельность, направленная на разрешение споров о праве и осуществление правового принуждения);

б) юридический процесс — это юрисдикционная и иная охранительная деятельность уполномоченных органов государства и других субъектов;

в) юридический процесс — это вся правоприменительная и правотворческая деятельность компетентных органов государства;

г) юридический процесс — это процесс реализации материально-правовых норм безотносительно к формам такой реализации;

д) юридический процесс — это вся юридическая деятельность государственных органов (правотворческая, правоприменительная, учредительная, контрольная, распорядительная). [3, с.41-42]

Реализация органами власти своих полномочий не может быть эффективной; во-первых, без определения вектора направления, временных и прочих условий; во-вторых, без выражения действий в юридических актах, сопровождающих их деятельность; в-третьих, без возможности контроля со стороны граждан. Процессуально-правовое регулирование  имеет своей целью обеспечение интересов отдельных граждан, общества и государства. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования механизма реализации процессуальных норм.

Понимание юридического процесса как совокупности правовых видов официальной государственно-властной деятельности субъектов-носителей властных полномочий, в соответствии с предметом ведения выполняющих государственную работу по разрешению жизненных ситуаций, связанных с обеспечением прав и законных интересов заинтересованных субъектов и достижению юридически значимых результатов, закрепляемых в правовых актах [2, с.208] соответствует тенденциям развития правового государства, в котором процессуальное право определяет границы деятельности носителей власти и, соответственно, способствует укреплению режима законности.

 

 

Литература:

1.Алексеев С. С. Структура советского права [Текст]. – М.: Юрид. лит., 1975. – 264 с.

2.Борисов Г.А. Теория государства и права: учебное пособие [Текст] / Г.А. Борисов. – Белгород: БелГУ, 2009. – 320 с.

3.Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права [Текст]. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2004. – 240 с.

4.Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории [Текст] / Протасов В.Н. - М.: Юрид. лит., 1991. - 144 c.

5.Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса [Текст]. Т. 1. - М.: Наука, 1968. - 469 с.

6.Теория юридического процесса [Текст] / Бенедик И.В., Горшенев В.М., Крупин В.Г., Мельников Ю.И., и др.; Под общ. ред.: Горшенев В.М. - Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк. ун-те, 1985. - 192 c.

7.Тихомиров Ю.А. Проблемы развития процессуального права [Текст] // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства. Материалы научно-практической конференции (28 мая 2001 г.). М., 2001.