Социально-производственный комплекс монопрофильного города

 

Размещение производственных сил. Региональная экономика.

Бетехтина А.В.

Уральский федеральный университет

им. первого президента России Б.Н. Ельцина

 

Социально-производственный комплекс монопрофильного города

 

Монопрофильные города – это неотъемлемые элементы национальной экономики. Законы развития городов являются проекцией более общих законов той социально-экономической системы, в пределах которой они функционируют. Вместе с тем существуют и специфические закономерности развития городской экономики, которые определяют ее конкретную динамику, формируют реальный вектор ее развития – либо в сторону подъема, либо, напротив, стагнации, деградации.

Рыночные преобразования начала 90-х годов в России практически разрушили промышленную кооперацию, сформированную в советской экономике и позволявшую устойчиво функционировать промышленным предприятиям, в том числе в моногородах.

Поэтому промышленный сектор моногородов является базовым звеном и ядром их социального и экономического развития. В связи с уникальностью моногородов и роли промышленного производства, в зарубежной и отечественной литературе для обозначения таких типов городских поселений, используются различные термины: монопромышленный город, монопроизводственный город, монопрофильный город, монофункциональный город и т.п.

Под промышленным моногородом понимается уникальный тип городского поселения, в экономике которого преобладают промышленный сектор, позволяющий городу приобрести и удерживать конкурентные преимущества за счет развития промышленных предприятий и формирования эффективной функциональной структуры города.

Среди особенностей функционирования промышленного сектора моногородов можно выделить семь основных, которые нельзя назвать положительными.

Во-первых, ослабление прямого воздействия предприятий промышленности на социально-экономические показатели моногорода и городскую инфраструктуру. Выражается в ухудшении значений показателей: численность занятых в экономике; объем промышленного производства; объем инвестиций; средний уровень заработной платы; доходы местного бюджета; объекты коммунальной инфраструктуры предприятия, одновременно выполняющие функции жизнеобеспечения города.

Во-вторых, недостаточное внимание к освоению новых методов и принципов комплексного стратегического планирования и управления промышленным предприятием. Это выражается в отсутствии на промышленных предприятиях разработанных элементов стратегического выбора своего развития: генеральной цели, основных целей, стратегии, стратегических задач и программ.

В-третьих, низкие темпы обновления оборудования и модернизации технологических процессов, участвующих в производстве конкурентоспособной продукции и вследствие этого высокая доля использования морально устаревших технологий и нарастание деградации производственного потенциала предприятий.

В-четвертых, нехватка квалифицированных работников конструкторско-технологической специализации и менеджеров среднего звена управления бизнес-процессами основного производства.

В-пятых, упущение промышленными предприятиями экономических выгод из-за неразвитости информационной инфраструктуры, не позволяющей предприятиям динамично развивать свой бизнес, оперативно выбирать потенциальных поставщиков и потребителей продукции.

В-шестых, слабое интеграционное взаимодействие предприятий промышленности из-за непонимания собственниками предприятий преимуществ такого объединения, а также технических, технологических, организационных, управленческих и финансовых трудностей.

В-седьмых, отсутствие проработанных новых условий государственного регулирования промышленного сектора экономики моногородов, направленных на активизацию работы по стимулированию рынков продукции предприятий промышленности, по организации взаимодействия с частным бизнесом в рамках совместного управления предприятиями.

Очевидно, что совокупность этих особенностей, наряду с позитивными тенденциями функционирования и регулирования промышленного сектора моногородов приводит к тому, что необходимы комплексные взаимоувязанные организационные изменения по всей цепочке реформирования и функционирования предприятий промышленности.

Предприятия, расположенные на территории моногородов, составляют важнейшую часть социально-производственного комплекса (СПК) города. Для предприятий городская среда является источником формирования издержек производства, доходов от реализации продукции, фактором, определяющим условия проживания населения. Для промышленных моногородов характерно, что выпускаемая их предприятиями продукция в большей степени ориентирована на общефедеральный рынок, а ограниченные финансовые возможности не обеспечивают достойного уровня социальных услуг населению. Поэтому выявление результатов взаимодействия и взаимовлияния предприятий, населения, местных органов власти представляется основой для стратегического планирования развития СПК города.

Социально-производственный комплекс (СПК) города – совокупность следующих элементов: население города; муниципальные и немуниципальные предприятия, расположенные на территории города; администрация. Взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязи, деятельность данных элементов определяет состояние, проблемы, перспективы развития СПК города.

На основе анализа атрибутов промышленных городов установлено, что промышленные города, созданные на базе одного или нескольких предприятий, как правило, выросли из рабочих поселков, сконцентрировав на своей территории большой объем промышленной зоны.  Моногород возникает как целевая общность компактно проживающих людей, как определенный тип социальной организации, связанный с реализацией определенной общественно значимой функции. Он рассматривается как относительно обособленная социокультурная среда, определяющую роль в которой играют социообразующие предприятия. В развитом состоянии моногород представляет собой единую развивающуюся систему большой сложности, где экономико-технологические и социокультурные отношения образуют относительно автономную систему воспроизводства необходимых экономических (рабочая сила), социальных (социальная инфраструктура) и духовных компонентов (субкультура).

На основе анализа характеристик, функций, принципов и признаков предприятия как важного элемента СПК города определено, что предприятие – это локомотив социально-экономической деятельности для широкого круга социальных, экономических и административных субъектов. Принцип социальной ответственности определяет роль предприятий в  формировании социальной сферы СПК города. В работе рассмотрены значимые для функционирования и развития СПК города функции предприятия, среди которых выделены ресурсно-спросовая, бюджетно-налоговая, градообразующая, социальная, образовательная, стабилизирующая функции. В результате изучения взаимных ожиданий предприятия и различных субъектов и подсистем экономики установлено, что особое значение в процессе анализа развития СПК имеет выявление взаимных ожиданий предприятий и населения, предприятий и муниципальных органов власти, населения и муниципальных органов власти города.

На основе анализа, классификации и систематизации проблем функционирования и развития городов выявлены взаимообусловленность и взаимосвязь проблем и причин их вызывающих. Определено, что ключевыми проблемами являются: 1) социальные проблемы; 2) кризисное состояние экономической базы; 3) проблема управления муниципальной собственностью; 4) плохая инфраструктурная обеспеченность; 5) низкая инвестиционная привлекательность городов; 6) слабое развитие малого и среднего бизнеса. Гипертрофированно выражены данные проблемы в городах с моноструктурой производства. В результате анализа проблем функционирования и развития городов выявлены наиболее важные причины их возникновения: неудовлетворительная структура городского хозяйства, структурные деформации развития экономической базы, в том числе гипертрофированное развитие градообразующей сферы, неупорядоченная структура муниципальной собственности, плохое управление финансами и муниципальной собственностью, неправильное определение приоритетов в программах и стратегиях развития городов, отсутствие поддержки муниципалитетами малого и среднего бизнеса.

Проанализированные проблемы функционирования и управления развитием предприятий промышленности позволили сформулировать вывод, что в целях формирования и эффективного развития СПК промышленного моногорода необходимы организация взаимовыгодных взаимоотношений предпринимательских фирм с органами муниципальной власти; создание условий для формирования взаимоотношений предпринимательских структур друг с другом.