Модельный каркас механизма управления взаимодействием государства и агробизнеса

 

Бухтиярова Т.И., д.э.н., профессор кафедры менеджмента

ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА

Катаев С.И., соискатель ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА

Овчинникова И.А., соискатель ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА

 

Модельный каркас механизма управления взаимодействием государства и агробизнеса

 

Расширение и углубление рыночных принципов хозяйствования на всех уровнях регулирования и управления экономикой определяет значение научно-теоретического, научно-практического исследования системы регионального управления экономикой.

Устойчивое развитие и эффективная деятельность АПК являются непременными условиями сбалансированного функционирования внутреннего продовольственного рынка, гарантированного формирования продовольственных ресурсов, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности региона.

Задача формирования в России конкурентоспособной экономики требует поиска новых подходов к решению проблем управления эффективностью деятельности отдельных экономических систем и хозяйствующих субъектов.

Снижение темпов экономического роста в сельском хозяйстве, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются: неблагоприятные условия функционирования, которые затрудняют доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции.

Финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком инвестиций, низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов, нерешенные системные проблемы отрасли (снижение почвенного плодородия, неразвитая система семеноводства и племенного животноводства), вопросы собственности на землю и имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей, дефицит квалифицированных кадров в сельской местности определяют объективную необходимость совершенствования системы управления отраслью.

По данным Пермьстата в крае в 2010 году произведено валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сумме 27 млрд. рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах к предыдущему году) составил 89,3%, в том числе продукции животноводства – 101,8%, продукции растениеводства – 71,8%.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства 51 % занимают сельскохозяйственные организации, 47,4% – хозяйства населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями производится 1,6 % от общих объемов производства.

В 2010 году в Пермском крае в хозяйствах всех категорий произведено 330,8 тыс. тонн зерна (в весе после доработки), что составляет 73,3% к уровню 2009 года. С одного гектара зернового клина в 2010 году получено 12,5 центнера против 14,9 центнеров в прошлом году. В сельскохозяйственных организациях валовой сбор картофеля составил в 2010 году 39,9 тыс. тонн, или 54,6% к показателю 2009 года. Урожайность снизилась с 201,7 ц/га до 115,8 ц/га. [3]

Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Пермского края в 2010 году осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы».

В результате анализа реализации программы можно сделать вывод, множество преобразований, проведенных в АПК, не имеют активных последствий в Пермском крае (табл. 1) [4].

Таблица 1

Показатели эффективности реализации краевой программы 2009 – 2010 год.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

по прогр.

факт.

по прогр.

факт.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году

102,6

103,2

102,8

89,3

Индекс инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за счет всех источников финансирования, в % к предыдущему году

104,9

75,3

105,2

82,1

Фонд оплаты труда без выплат социального характера в сельском хозяйстве, тыс. рублей

2590

2 845

2847

2 756

Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, человек

34 585

30 120

33 034

27 421

Доля прибыльных сельскохозяйственных
организаций к общему количеству организаций (без  учета субсидий), %

45

н.д.[1]

47

н.д.[2]

Объемы привлеченных кредитов, млн. рублей,

в том числе:

      краткосрочных кредитов, млн. рублей

      инвестиционных кредитов, млн.рублей

4446

 

2009

2437

5694,1

 

4448,6

1245,5

5011

 

2313

2698

3079,0

 

1590,8

1488,2

Количество вновь созданных рабочих мест в агропромышленном комплексе, единиц

560

574

710

930

Укомплектованность сельскохозяйственных товаропроизводителей кадрами, %

92

92,9

93

92,95

Количество внедренных научно-исследовательских разработок, единиц

15

-

15

-

 

Большинство программ по развитию сельского хозяйства остаются невыполнимыми, возможности финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций за счет собственных резервов отсутствуют, что определяет необходимость изменений содержания сущности последствий инвестиционных вложений в развитие АПК края, инновационной модернизации перерабатывающей промышленности и других институтов.

Снижение индекса производства продукции сельского хозяйства наблюдается в хозяйствах всех категорий. В 2009 году он составил 103,2 %, в 2010 году только 89,3 вместо заявленных 102,8% соответственно. Производство скота и птицы в 2009 году было ниже заявленного по программе на 5,4 тыс.тонн, в 2010 году на 3 тыс.тонн. Одновременно следует отметить и снижение показателей, независящих от природных явлений. К примеру, показатель среднегодовой численности работников в 2009 году составил 30 120 чел. вместо 34 585 чел., а в 2010 году он сократился на 2 699 чел. Следует отметить, что фонд оплаты труда в 2010 году не достиг заявленных результатов.[3]

В Пермском крае по сравнению с регионами-конкурентами неэффективно реализуются методы косвенной поддержки сельскохозяйственных организаций (льготные тарифы на электроэнергию, льготы по налогообложению, инвестиции в аграрную инфраструктуру и др.). Оценивая общую ситуацию в аграрном секторе экономики Пермского края, можно сказать следующее:

Во-первых, в сельском хозяйстве Пермского края при снижении объемов производства сельскохозяйственной продукции наблюдается увеличение некоторых показателей эффективности производства (таблица 1).

Во-вторых, сохраняется проблема развития генетического потенциала отраслей животноводства и растениеводства, обусловленная неудовлетворительным финансовым состоянием сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствием новой материально-технической базы и современных технологий производства сельскохозяйственной продукции. Так, износ основных средств в 2010 году вырос до 34,6% против 33,10% в 2009 году.[3]

В-третьих, несмотря на значительный рост привлеченных в отрасль кредитных ресурсов, остается нерешенной задача достижения сельскохозяйственными товаропроизводителями финансовой устойчивости, обусловленной дефицитом оборотных средств (табл. 2).

Таблица 2

Финансовые обеспечение и финансовые результаты АПК Пермского края

 

Показатели

2008

2009

2010



Оборот организаций, млн. руб.

14454,3

13638,3

14869,4


Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.чел.

113,8

110,8

108,7


Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), %

112,28

90,68

133,76


Надой молока на 1 корову, кг

3738

4159

4376


Поголовья крс,тыс.гол.

314,4

296,0

280,5


Число сельскохозяйственных организаций

380

351

353


в том числе прибыльных:

291

266

265


в % от общего числа
сельскохозяйственных организаций

76,6

75,8

75,1


Выручка от реализации, млн. рублей

11708,0

11717,1

13241,2


Себестоимость реализованной продукции,
тыс. рублей

11005,3

11186,7

12292,4


Прибыль до налогообложения с учетом субсидий, тыс. рублей

1132,9

720,5

1080,0


Субсидии из бюджетов, относимые на финансовые результаты, тыс. рублей

1538,4

1541,2

1825,7


Рентабельность всей деятельности, %

10,29

6,44

8,79


Существующие кредитные механизмы не обеспечивают сельскохозяйственным товаропроизводителям широкий доступ к кредитным и заемным ресурсам. При этом получаемая прибыль формируется за счет субсидий, отнесенных на финансовый результат, частично обеспечивая возможность развития отрасли. В 2010 году сельхозтоваропроизводителям Пермского края оказана господдержка (субсидии) в объеме 1,55 млрд. руб., в т.ч. из федерального бюджета привлечено 679,1 млн.руб., из краевого бюджета освоено 868,1 млн.руб. Сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям Пермского края выдано с начала 2010 года кредитов 4,579 млрд. руб. (Западно-Уральский Банк Сбербанка – 2, 846 млрд. руб., Пермский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» – 1,733 млрд. руб.) [3].

В-четвертых, проблема снижения эффективности функционирования отрасли сельского хозяйства связана с низким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры, что обусловило обострение социальных проблем села. В период с 2008 по 2010 годы было введено всего 594 места учреждений культуры клубного типа. На фоне роста заработной платы работников сельского хозяйства (за исследуемый период он составил 18 %), следует отметить, что не достает средств для погашения задолженности организаций по заработной плате работникам сельского хозяйства. В период с 2008 по 2010 годы этот рост составил около 70 %, или 16 537 тыс.руб. в 2010 году [3].

Таким образом, для эффективного функционирования отрасли региона необходимо планирование и реализация мероприятий по привлечению инвестиций, повышению доступности кредитов, страхованию урожая сельскохозяйственных культур и крупного рогатого скота, поддержке кадрового потенциала, формированию эффективной информационно-консультационной службы, привлечению госсектора в отрасль.

Для реализации основных направлений развития в сфере АПК могут быть рассмотрены разнообразные формы и методы регулирования, объеденные в систему (рис. 1), что на наш взгляд позволяет в большей мере реализовать организационно экономический механизм регулирования АПК.

По нашему мнению, для стабильного развития АПК края необходимо формирование четких приоритетов в области социально-экономической политики агропромышленного комплекса основанных на формировании положительного имиджа села – создание благоприятных и привлекательных социальных условий жизни сельского населения (жилищные условия и коммунальные услуги, размер доходов, дорожно-транспортная и иная инфраструктура, доступ к полноценному здравоохранению, образованию, культуре, спорту).

 

Рисунок 1. Система форм и методов регулирования АПК Пермского края

 

При формировании инфраструктуры АПК прежде всего необходимо вырабатывать четкие методологические подходы к оценке ее эффективности.

По нашему мнению, инфраструктура определяется как совокупность отраслей, предприятий, которая обеспечивает и создает условия для функционирования сельхозпроизводства и сбыта сельхозпродукции товаров, жизнедеятельности населения сельскохозяйственных территорий. Развитие и совершенствование инфраструктуры аграрного сектора региона должно осуществляться по следующим направлениям:

– создание регионально – интегрированных структур, разработка концепций развития предприятий материально-технического обеспечения АПК, центров обмена передовым опытом и его распространения, создание межмуниципальных производственных комплексов по переработке сельхозпродукции, развитие сырьевой базы.

– создание логистической инфраструктуры, отвечающей современным условиям хозяйствования (развитию межхозяйственной и межрегиональной кооперации, региональных выставок и ярмарок, представительств регионального аграрного бизнеса в зарубежных странах);

– развитие строительной индустрии, способной удовлетворить растущие потребности АПК в депрессивном регионе.

Модернизация и переход к инновационной модели развития АПК, ускоренное освоение современных достижений науки и техники позволят повысить производительность труда, снизить ресурсоемкость производства продукции, обеспечить ее конкурентоспособность на национальном и мировом рынке.

Поскольку в условиях ограниченности финансовых ресурсов развитие сельскохозяйственной экономики региона возможно только посредством разрешения противоречий интересов, необходимо оптимизировать процесс их реализации таким образом, чтобы потребности каждого из субъектов экономических отношений удовлетворялись с наибольшей эффективностью, одновременно обеспечивая баланс всего их многообразия (рис. 2).

Рисунок 2. Рыночно-институциональная среда системы предпринимательства АПК

В ходе исследования на основе теоретического обобщения определены концептуальные положения, формирующие предпосылки эффективного управления взаимодействием государства и агробизнеса задающие модельный каркас механизма управления партнерством хозяйственных структур на принципах социально-ориентированной экономики (рис. 3).

 

Рисунок 3. Основы механизма управления взаимодействием государства и агробизнеса в современной экономике

 

Новое качество регулирующих воздействий государственных органов обеспечит системно-нормативный подход к управлению. В основе управления межсекторными партнерскими отношениями закладываются позиции синергетической экономики и необходимости повышения эффективности реализации стратегий, с одной стороны, улучшение качества целеполагания и планирования (в результате информационного обеспечения, институционализации новых управленческих подходов и методик, снижения неопределенности внешней среды, наращивания экспертного потенциала) – с другой. [2;с.43]

При этом, система управления взаимодействием государства и бизнеса должна развиваться под влиянием смены парадигмы государственного управления, предполагающей отказ от традиционной иерархической структуры в пользу горизонтальных отношений партнерства, перехода от «логики учреждения» к «логике обслуживания», трансформации роли бизнеса в экономическом развитии (в усиления корпоративной социальной ответственности) [1, с.17].

Процесс управления взаимодействием государства и бизнеса в современных российских условиях состоит из: создания благоприятных институциональных условий государственно-частного сотрудничества c учетом их высокой дифференциации в различных социально-экономических системах регионального уровня; выбора, оценки, организации реализации и развития наиболее эффективных форм и технологий взаимодействия субъектов из государственного и коммерческого секторов; стимулирования и регулирования развития субъектов исследуемого взаимодействия в направлении согласования их экономических интересов и усиления изменений качественных и количественных характеристик экономического потенциала АПК [2, с.47].

Повышение эффективности развития экономической системы взаимодействия государства и бизнеса может явиться базой формирования научных основ региональной экономической политики, программно-прогнозных и проектных разработок в рамках интегрированных и специализированных стратегий развития экономики региона.

Для государственных и коммерческих организаций, заинтересованных в повышении эффективности достижения целей представляет интерес использование потенциала моделей государственно-частного партнерства.

Обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности продукции, экологизация агропромышленного производства, сохранение и улучшение природного потенциала сельского хозяйства, восстановление земельной службы, комплексное землеустройство, рациональное использование почвенных ресурсов, производство экологически безопасной продукции решают комплексную задачу стабильного развития АПК края.

 

Литература:

1. Бадина Н.А., Ильин Ю.А., Шишкин М.И. Механизмы государственного регулирования АПК. – Ижевск: Издательство «КнигоГрад», 2008. – 7,4 п.л. (авт.2,4п.л.).

2. Никитаева А.Ю. Методы оценки эффективности взаимодействия государства и бизнеса в регионах России: информационная составляющая // Россия в глобализирующейся мировой экономике. Материалы междунар. научно-практич. конф. / Под ред. Осипова Ю.М., Алешина В.А, Архипова А.Ю., Овчинникова В.Н. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006 (0,4 п.л.).

3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [электронный ресурс] // режим доступа – http://permstat.gks.ru/default.aspx

4. Закон № 351-ПК от 20.11.2008 г. «О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков селскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы»»

 

 


[1] Информация не предоставлена в связи с отсутствием статистических материалов в Пермьстата

[2] Информация не предоставлена в связи с отсутствием статистических материалов в Пермьстата