ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ

 

Черемисина А.С.

aспирант кафедры философии и политологии Горловского государственного педагогического института иностранных языков

 

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ


Проблема свободы исследуется на протяжении всей истории философии. С переходом к информационному обществу происходят изменения в общественном сознании, характеризуемые увеличением роли знаний и информационных технологий, что способствует актуализации проблемы самоопределения личности и реализации ее свободы.

В современном обществе реализация свободы обусловливается не просто личностной позицией, но такими характеристиками реальности как ризоморфность и симулятивность. Ризоморфность заключается в наличии множества альтернатив выбора, что предопределяется современным научно-техническим прогрессом. Выбор – основа существования свободы, одна из важнейших стадий процесса принятия решений, заключающаяся в отборе одного из вариантов действий из набора возможных вариантов (альтернатив). Выбор динамичен, постоянно происходит преобразование альтернатив в другие вариации, которые могут быть не взаимосвязаны. В свою очередь, принятие решений приводит к разнообразным результатам и появлению новых альтернатив. Таким образом, выбор – некая совокупность альтернатив, которые объединяет только собственно необходимость выбора. Жизнь личности – принятие решений с бесконечным потенциалом. Личность корректирует характер развития выбора, однако, выбор может осуществляться без влияния на него личности. Не всегда для вступления в силу некой альтернативы необходимо осознанно сделать выбор. Принятие одного решения может соприкасаться с альтернативой чужого выбора и, как результат, может приниматься новый выбор. Если наличие выбора – свобода, то свобода личности зависит от чужого выбора до тех пор, пока личность существует в социуме.

Г.-Э. Дибор вводит понятие «спектакль» как созданную из знаков реальность, которая формируется на основе информационных технологий; видение мира, которое становится объективным. В его понимании спектакль не является дополнением к миру, он представляет собой собственно реальность. При этом человек в большей степени предстает скорее как зритель, а не участник игрового действия. Чем больше он наблюдает за спектаклем, тем меньше он живет собственной жизнью. Тенденция перехода образа жизни общества от творения к созерцанию обусловливается не только техническим прогрессом общества, но и осознанием ограниченности собственного существования и свободы, невозможностью воплощения всех своих стремлений. Несоответствие желаемого и действительного приводит к стремлению личности сублимировать реализацию своих желаний посредством симуляции. Симуляция представляет собой воссоздание образов и идей как подражание общепринятым установкам в условиях упадка существующих норм.

На данном этапе развития общества симуляция является неотъемлемым компонентом для гармоничного существования личности в социуме. При таких обстоятельствах реализация личности – лишь копия идей, которые уже существуют в мире, стать чем-то оригинальным она не в состоянии. Проживая жизнь, личность «симулирует» реальность, находится в бесконечном круговороте воссоздания чужих идей. Это дает право нам утверждать, что она не в состоянии реализовывать свою свободу. Без реализации собственной свободы смыслом жизни личности становится сугубо выживание, что может привести к регрессии общества и кризису личности. В то же время Ж. Делез утверждает, что симулякр (образ отсутствующей действительности) не является деградацией, поскольку представляет собой срединной состояние, при котором стираются грани между оригиналом и копией. Одновременно с этим можно утверждать, что отсутствие определенного идейного индивидуального наполнения личности может привести к ее условному бессмертию. Не может умереть то, что уже не существует. При таких обстоятельствах происходит освобождение личности от собственных установок. С другой стороны, требуется кардинальный пересмотр определения самой личности как носителя ценностной системы. Здесь следует согласиться с М. Фуко, в современном обществе человек, как хозяин собственных мыслей и поступков, умирает. Индивидуальность теряет смысл, поскольку существует множество внешних шаблонов-ориентиров, которые создаются и пропагандируются средствами массовой информации. Подражание им помогает личности представлять себя как конкурентоспособный товар и быть востребованной. Однако симуляция не является исключительно результатом современного развития общества. Это заложенная природой данность. В таком случае, свобода может существовать исключительно при несогласии с законами внешней среды. Носителем такой свободы является маргинальная личность, для которой отсутствие единения с окружающим миром является жизненной позицией. В то же время дисгармония с окружающим миром представляется как борьба не столько с внешним миром, а сколько с самим собой. Личность переживает отчуждение от самой себя и своей свободы.

Подведем итог. Выбор как основа существования свободы имеет ризоморфную структуру, состоит из хаотических, не всегда взаимосвязанных, незначительно прерываемых альтернатив. Заложенная природой и необходимая для выживания симуляция в новых условиях социума становится основополагающей для самоопределения личности и развития ее свободы. Посредством симуляции реальности она стремится стать кем-то другим в следующий момент, отдаляясь при этом от самой себя. Обретая свободу реализации, личность теряет свою индивидуальность – концептуальную основу своего существования.