СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ УЧЕТА УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Подсекция 3. Информатика, вычислительная техника и автоматизация

Сизых Д.Н.,

студент 3 курса Технологического института Северо-Восточной федерального университета, Республика Саха (Якутия), Россия

Мальков И.М.,

научный руководитель, старший преподаватель Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета, Республика Саха (Якутия), Россия

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

УЧЕТА УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА.

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Область применения компьютерных программ не нуждается в рекламе. Компьютерные сети объединяют людей во всем мире, позволяя обмениваться информацией с высокой скоростью. На сегодняшний день известен опыт электронного документооборота в российских вузах. Так, например, в Нижегородском государственном техническом университете в 2006 году началось создание системы электронного документооборота [5]. Документооборот построен на базе комплексной системы электронного документооборота CompanyMedia – программного обеспечения, разработанного компанией «ИнтерТраст» (г. Москва). Но на официальном сайте этого вуза отсутствует информация о наличии и работе с электронным продуктом, который предполагает автоматизацию не документооборота, а контроля за учебным процессом (возможно, этого и не требует сам формат информации сайта). Выбор этого вуза в качестве примера обусловлен наличием официальной информации в сети Интернет посредством наиболее передовой поисковой системы Google.

Актуальность нашей статьи, которая носит несколько описательный характер, определяется недостаточной разработанностью компьютерных программ контроля, сопровождающего процесс обучения в вузе и имеет цель постановки проблемы. Речь идет прежде всего о необходимости разработки эффективной компьютерной программы по учету данных по балльно-рейтинговой системе.

Вопросы, связанные с автоматизацией учебного процесса, а главное – учета учебной активности студента обсуждаются на форуме Moodle [2]. Учет балльно-рейтинговой системы в Moodle требует значительных финансовых затрат (за 4 года – 100 млн. руб. – это опыт Международного банковского института, Россия) [4], значительная часть из которых идет на переподготовку преподавателей.

Недостатки балльно-рейтинговой системы в Moodle:

  1. некомпактность, многомодульность: программа содержит большое количество модулей, например, «Журнал оценок», «Учет посещаемости», «Ведомости» и др.
  2. невозможность комментария (количество пропусков занятий студентами, иные особые обстоятельства) в некоторых модулях
  3. невозможно увидеть все результаты работы студента на одной форме (посещаемость, баллы по видам учебной деятельности, общая сумма баллов, экзаменационная оценка)
  4. ввод необходимой информации многими должностными лицами (программа автоматически не суммирует итоговые баллы студента)
  5. нет автоматических настроек «курсов» (название дисциплины вводится вручную)              

Ниже представлен пример модуля «Общий отчет» в «Балльно-рейтинговой системе» Moodle (рис. 1):

 

 

«Модуль «Итоговая успеваемость» в Moodle». Рисунок 1.

 

Существуют несколько программ, которые служат автоматизации учебного процесса. В частности, компьютерная программа «Учет студентов – Учебный отдел» (разработчик – Общество с ограниченной ответственностью «Станс» в городе Санкт-Петербург, Россия) [1]. Программа включает в себя форму учета учебного рейтинга студентов, но лишь суммарную часть. Данные вводятся вручную.    

Достоинства программы:

  1. Гибкая система фильтрации учащихся и преподавательского состава;
  2. Генерация отчетов для приемной комиссии, деканата и отдела кадров в формате Microsoft Excel;
  3. Печать дипломов, приложений к дипломам и академических справок;
  4. Возможность редактирования базовых шаблонов и добавления пользовательских отчетов;
  5. Импорт и экспорт всей или части базы данных;
  6. Многопользовательская работа с разграничением прав доступа.

Недостатки программы:

Громоздкий и неудобный интерфейс. Ниже представлены примеры (рис. 2, рис. 3).

 

«Громоздкий интерфейс программы «Учет студентов – Учебный отдел». Рисунок 2.

 

 

«Неудобный интерфейс программы «Учет студентов – Учебный отдел». Рисунок 3.

Программа «Учет студентов – Учебный отдел», имеет сложный, громоздкий интерфейс и без специального обучающего курса, включающего кроме Руководства пользователя «Видеоурок», освоить данную программу неопытному или начинающему пользователю практически невозможно. Между тем, преподаватели, на которых ориентирована программа, не должны иметь навыков программиста.

Компьютерная программа «Учебный учет» (автор П.С. Батищев) [3].

Достоинства программы:

  1. Программа надежна в работе, так как в программе имеются механизмы надежного хранения и резервного копирования данных;
  2. Программа настраиваема – Вы можете корректировать шаблоны документов в Word, создавать свои шаблоны, расширяя тем самым возможности программы;
  3. Программа динамично развивается – постоянно улучшается и дорабатывается по Вашим предложениям, производится обновление версий.

Недостатки программы:

  1. Импорт расписания занятий можно сделать только при помощи программы «Экспресс-расписание».

Импорт данных в форму балльно-рейтинговой системы идет через программу «Экспресс-расписание» и проставляется только суммарный балл студента (рис. 4).

 

«Импорт данных при помощи программы «Экспресс-расписание». Рисунок 4.

 

Таким образом, существует проблема автоматизации учебного процесса, решение которой должно, на наш взгляд, отвечать следующим задачам: формирование единой интерактивной базы данных на сервере учебного заведения (информация преподавателей); написание программы-приложения «Клиент», функция которой осуществить кодированный доступ к базе данных фактических показателей рейтинга студентов (семестр, год, весь период обучения) в группах; на факультете; институте (университете). При этом, следует предусмотреть разделение прав при работе с компьютерной программой по балльно-рейтинговой системе: гость (студент, родители) – просмотр; преподаватель (просмотр и ежедневное внесение данных по результатам занятий в свой раздел – «Учебная дисциплина»); администратор (представитель администрации института, общественной организации с правом внесения изменений, авторизации); а также возможности более широкого использования компьютерной программы.

 

Литература

 

  1. Антонов Ю. Компьютерная программа «Учет студентов – Учебный отдел», 2.40 // soft.mail.ru/program/uchet-studentov---uchebnyy-otdel; http://www.ocstans.ru
  2. Балльно-рейтинговая система в Мoodle // moodle.org/mod/forum/discuss.php?d=139522
  3. Батищев П.С. Компьютерная программа «Учебный учет» // psbatishev.narod.ru
  4. Вузы разводят Moodle // dp.ru/a/2010/03/10/VUZi_razvodjat_Moodle/
  5. Электронный документооборот для вуза. Нижегородский государственный технический университет //  http://www.intertrust.ru/cmedia/news_sed/240/