МЕНТАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РОССИЙСКОГО МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
Гузенина С.В.
кандидат социологических наук,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»,
Академия гуманитарного и социального образования,
кафедра теоретической и прикладной социологии
МЕНТАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РОССИЙСКОГО МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
А.Блок «Россия»
Под сознанием, в его социологическом смысле, принято понимать высший уровень духовной активности человека как социального существа, при этом, своеобразие такой активности состоит в том, что отражение реальности в мыслительных и чувственных образах обычно предвосхищает практические действия человека (если действие не осуществляется в состоянии аффекта). Массовое сознание имеет, при этом, свою специфику, поскольку отличается от индивидуального и от общественного особым набором существенных характеристик. Оно формируется под воздействием СМИ, и его суть – оборотная сторона рефлексии, некий «готовый продукт» массового потребления - конструкт из сформулированных и актуальных на текущий момент времени социальных и культурных стереотипов, мифологем и идеологем, психических установок и жизненного опыта большинства рядовых граждан развитого индустриальнго общества. Как отмечает философ М.Жбанков, массовое сознание есть дотеоретическое миропонимание, оно шаблонно, деперсонализировано и «возникает стихийно как результат естественного стремления человека упорядочить разнородный эмпирический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира», при этом, что особенно важно в связи с проблематикой настоящей работы, его динамика связана, прежде всего, с появлением новых форм «духовно-практического освоения мира, развитием социальных отношений, деформацией социальной структуры, и лишь затем — преобразованиями в сфере теоретического знания»[1].
Важнейшую роль содержание массового сознания приобретает в переходное время: в эпохи революционных перемен, масштабных военных столкновений, экономических кризисов, в периоды аномии или смены культурной (научной) мировоззренческой парадигмы, поскольку представляют собой не только набор эмоционально-образных суждений о реальности, но и ориентирует население любой общественной системы на поиск конкретно-практических моделей поведения. В этом смысле, любая социальная или культурная инновация предполагает, при планировании ее внедрения, соотнесение новых теоретических концепций и моделей профессионалов со стихийными ориентациями массового сознания.
В массовом сознании представлен также и обыденный уровень национального сознания, включая и его ядро – национальное самосознание.
Отметим, что в психологии любой этнической общности (этноса, нации, народности) есть черты, которые представляют собой статический компонент национального самосознания и остаются неизменными, знаковыми при обсуждении самых острых вопросов по разнообразному спектру проблем. Речь идёт о ментальности – общей исторической памяти, которая, по представлениям автора, выражает опыт типичных ответов на типичные вопросы бытия, возникающие для больших групп людей, проживающих примерно в одном месте и при примерно одном климате. Жизнеспособность любой политической идеи, таким образом, обязательно зависит и от того, включает ли она в себя ментальные основания. Такие основания возникли в далёком и общем историческом прошлом, где различные социальные, экономические, культурные события, многократно повторившись в общественной практике, определили те качественно-особые черты, которые составляют специфику менталитета нации. Русские обществоведы и философы (И.Киреевский, А.Хомяков, К.Аксаков, Н.Бердяев, Е.Трубецкой, П.Чаадаев, Г.Федотов), посвятившие многочисленные работы выбору «русского пути», отстаивали такие черты русской ментальности: добро, доброта; духовность (вера); безгосударственность (анархизм, свободомыслие); державность (ощущение величия империи); пассивность («философия недеяния», «вечно бабье»); патернализм; жертвенность; мессианство (понимание «особого пути»); коллективизм (братство, товарищество).
Безусловно, ментальность находит своё прямое отражение и в менталитете – особом способе восприятия мира и взаимодействия с ним, то есть – в социальном поведении, причём на всех уровнях социального взаимодействия – индивидуальном, групповом и коллективном. В этой связи особенно интересным представляется анализ эмпирических данных массовых настроений россиян, особенно в свете недавних выборов и попыток СМИ представить бурную политическую активность пользователей социальных сетей в крупных городах России стартом формирования коллективной гражданской идентичности. Средства массовой информации в современном мире – основной поставщик сведений о происходящих в нём событиях, однако в силу своей специфики – они же являются и основным инструментом воздействия на массовое сознание. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры» [2]. Развернувшаяся предвыборная агитация и пропаганда в поле русскоговорящей сети Интернет – яркий тому пример. Однако, как показывают социологических данные (в частности, «Левада-центр»), лишь небольшой процент российских граждан действительно увлечен политикой, по прежнему высок уровень недоверия к государственным чиновникам, при этом граждане уверены, что именно государство должно заботиться о жизни людей; им порой не хватает чувства сильной государственной власти; сами они не делают собственных материальных накоплений, но твёрдо верят в то, что экономическое положение в стране должно улучшится [3] (см.Таблицы 1,2,3,4).
Таблица 1. В какой степени Вас интересует политика?
|
1990 1991 |
1992 |
1997 |
2006 |
2010 |
2011 |
|||||
В очень большой степени |
6 |
1 |
5 |
2 |
5 |
1 |
2 |
||||
В большой степени |
15 |
15 |
10 |
9 |
10 |
8 |
6 |
||||
В средней степени |
44 |
40 |
33 |
36 |
37 |
39 |
34 |
||||
В малой степени |
23 |
23 |
32 |
32 |
27 |
32 |
34 |
||||
Совершенно не интересует |
12 |
13 |
20 |
17 |
20 |
19 |
24 |
||||
Затруднились ответить |
_ |
8 |
<1 |
4 |
1 |
1 |
<1 |
||||
Число опрошенных |
1000 |
1500 |
1500 |
1700 |
1600 |
1600 |
1600 |
||||
Таблица 2. Как Вам кажется привилегии чиновников, бюрократии сейчас больше, столько же или меньше, чем было в советские времена?
Больше |
71 |
Столько же |
17 |
Меньше |
6 |
Затруднились ответить |
6 |
2011 г., июль; N=1600
Таблица 3. Посещали ли Вы в последние годы политические собрания или митинги?
N=1600
2010 апрель |
2011 октябрь |
|
Посещали в течение последних 12 месяцев |
3 |
2 |
В последние 12 месяцев не посещали, но ранее (в 1990_е _ 2000_е годы) это бывало |
10 |
8 |
Никогда не посещали, но могли бы |
23 |
22 |
Никогда не посещали и ни при каких обстоятельствах не стали бы посещать |
61 |
65 |
Затруднились ответить |
4 |
4 |
Таблица 4. Сможет или не сможет большинство людей в России прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства?
1990 |
1997 |
2007 |
2008 |
2009 2010 |
2011 |
|
||||||||
Большинство сможет прожить без опеки государства |
21 |
17 |
21 |
15 |
15 |
15 |
19 |
|
||||||
Большинство не сможет прожить без опеки государства |
62 |
72 |
74 |
81 |
80 |
77 |
75 |
|
||||||
Затруднились ответить |
17 |
11 |
5 |
4 |
5 |
8 |
6 |
|
||||||
Даже из небольшого числа весьма отрывочных данных видно, что население России по-прежнему ориентировано на поддержку и помощь со стороны государства. В этой связи, совершенно обоснованными представляются заявления петербургских социологов о том, что современная политическая ситуация в России есть вовсе не старт формирования коллективной гражданской идентичности, а попытка проведения в стране аналогов флешмобных революций по аналогии с Молдавией и Белоруссией [4]. Ведущие российские социологи сегодня также отмечают, что, в частности, в ходе реализации проекта «Российская идентичность в Центре и регионах» есть основания для выводов о соответствии декларируемых политической элитой идей и осознаваемых людьми потребностей реальной жизни. Таким потребностями являются: сильное государство, обеспечение благосостояния и безопасности, гордость за культуру и историю страны[5].
В силу глобальной вестернизации, в последнее время исконно национальные ценности русской духовной культуры нивелируются - идёт бурный рост пропаганды индивидуализма, успешности, конкурентной борьбы, тогда как русская культурная традиция тяготеет к коллективизму и равенству, поскольку «мы все равны перед Богом». Эти ментальные компоненты прочно составляют основу мировоззрения русского человека, в этих категориях формируется русское национальное сознание. В этой связи, важнейшим фокусом государственной политики следует считать обретение российским обществом утерянных духовных ориентиров. Процесс становления новой России необходимо начинать с чёткой программы возрождения национального сознания, основой которого должны стать традиционные ментальные составляющие.
Список литературы
- Новейший философский словарь.- [Электронный ресурс]URL http://www.philosophi-terms.ru/ Режим доступа: (дата обращения: 01.03.2012).
- Моль, А. Социодинамика культуры. – М.: ЛКИ, 2008. – 418 с.
- Общественное мнение – 2011. М.: Левада_Центр, 2012. – 284 с.
- [Электронный ресурс] URL http://www.rosbalt.ru/piter/2011/12/07/921672.html Режим доступа : (дата обращения 10.03.2012).
- Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики // Вестник института социологии.-2010. №1.