РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-КИНОЛОГА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 9. Юридическая психология.

Нафиков Денис Геннадьевич

преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пермского института ФСИН России, адъюнкт Академии ФСИН России

 

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-КИНОЛОГА


В настоящее время уголовно-исполнительная система России находится в состоянии активного реформирования. Изменения затрагивают и подразделения охраны исправительных учреждений, происходит оптимизация системы охраны, что в свою очередь также приводит и к изменениям структуры кинологических отделений входящих в их состав, расширяются выполняемые ими задачи. Это порождает необходимость более внимательного отношения к профессионально-психологической подготовке будущих специалистов-кинологов, развития у них профессионально значимых качеств. Подготовка высококвалифицированного специалиста для уголовно-исполнительной системы и развитие его как личности является одной из важных задач образовательных учреждений ФСИН России. Специалист – это не только сотрудник, получивший подготовку в ведомственном высшем учебном заведении, но и личность, обладающая высокими профессионально-значимыми качествами, творческим потенциалом, профессиональной самостоятельностью, способная к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности. Подготовка такого специалиста связана с формированием его профессионально значимых качеств, являющихся одним из важных факторов успешной профессиональной деятельности.

По мнению Б. Г. Ананьева, изучение человека как субъекта труда не может ограничиться характеристиками подготовленности, опытности, мастерства, производительности и качества выполняемой в данный момент работы [1]. Важно определить возможности дальнейшего развития трудовой деятельности человека, внутренние силы личности, значимые для повышения производительности труда в условиях совершенствования самого производства. При определении профессионально значимых качеств недостаточно учитывать только сумму тех или иных качеств, необходимо учитывать и их определенную структуру, функциональный состав и различное сочетание, в котором возможно неравномерное развитие отдельных компонентов и их проявление в конкретной профессиональной деятельности.

В. Д. Шадриков называет профессионально значимыми качествами «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», при этом автор включает в это понятие и способности [6]. По мнению Б. А. Душкова, А. В. Королева, Б. А. Смирнова, профессионально значимые качества являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности.

В исследованиях В. Л. Марищука профессионально значимые качества понимаются как отдельные динамические черты личности, определенные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению этой профессией [5].

А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде». Эти особенности, по мнению ученых, включают в себя свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности) [3].

Термин профессионально значимые качества личности объединяет в себе два понятия: профессионализм и личностные качества, т.е. совокупность психофизиологических, эмоционально-волевых, характерологических качеств личности, которые в наибольшей степени соответствуют данной профессии.

Профессионально значимые качества специалиста-кинолога формируются как в ходе теоретической подготовки, так и входе профессиональной деятельности сотрудника. Потенциальные возможности, задатки к осуществлению той или иной к деятельности, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, особенностями развития психических процессов. Роль профессионально значимых качеств проявляется в том, что их развитие ведет и развитие и профессионального мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

На профессиональное становление специалиста-кинолога уголовно-исполнительной системы действуют объективные и субъективные группы факторов. К объективным факторам относятся требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к человеку, и наличие у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств). К субъективным факторам относятся имеющиеся у данного сотрудника задатки, способности, мотивация, самооценка и психологическая готовность к предстоящей деятельности.

Профессиональная деятельность специалиста-кинолога откладывает отпечаток и на образ жизни человека, профессия выступает в качестве средства для реализации жизненного самоопределения. Проблемы профессионального отбора, профессиональной ориентации и индивидуального стиля деятельности изучались Е. А. Климовым [4].

Требования профессии к индивидуальным особенностям человека изменчивы, а сами характеристики человека, являются относительно устойчивыми. В работах К.М. Гуревич и В.Ф. Матвеев отмечается, что некоторые свойства человека остаются практически неизменными (например, свойства нервной системы, темперамент), другие изменяются на протяжении достаточно длительного периода времени (способности, черты характера, эмоциональная сфера), третьи более адаптивны, изменчивы (познавательные процессы, психомоторика, волевые качества) [2]. Но изменчивость последних качеств можно предсказать и скорректировать. В этой связи актуальным становится использование психологического тренинга для развития профессионально-значимых качеств. С помощью психологических тренингов можно обеспечить развитие не только теоретического и практического мышления специалиста-кинолога, но и необходимых профессионально значимых качеств его личности, способствующих профессиональному исполнению своих обязанностей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. Т.1. – 230 с. Т.2. – 288 с.

2. Гуревич К.М., Матвеев В.Ф. О профессиональной пригодности операторов и способов ее определения. Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем / К.М. Гуревич, В.Ф. Матвеев. – М.: Просвещение, 1966. – С.3 – 96.

3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология – наука о путях достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М.: Российская Академия Управления, 1993. – 23 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

5. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Марищук, В. Евдокимов. – Изд-во «Сентябрь», 2001. – 260 с.

6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – 2-е изд. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320 с.