АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

СЕКЦИЯ 15

ПОД-СЕКЦИЯ  Социальная психология

Родина И.П.,

к.псх.н., ст. преподаватель

Курский институт кооперации

(филиал) Белгородского университета

кооперации, экономики и права

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В  ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

 

В настоящее время современное высшее образование претерпевает ряд изменений, в связи с чем предъявляется ряд новых требований, как к подготовке высококвалифицированных кадров, так и к самим выпускникам - молодым специалистам.  На современном этапе в мировой образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в вузе. Одним из важнейших источников личностного и профессионального роста студенческой молодежи является владение психологической культурой. В совокупности с получаемыми знаниями, умениями и навыками, образованностью и интеллигентностью, психологическая культура обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире на рынке труда.

В связи с этим перед вузами в качестве одной из приоритетных задач стоит задача подготовки специалистов, владеющих не только сугубо профессиональными знаниями и умениями, но и способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей. Постепенно возникает новая система ценностей и целей образования,  возрождается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности, природосообразности и индивидуально-личностного развития. Современное образование должно быть обращено к человеку, должно быть ориентировано на психологическую культуру и личностные смыслы. Психологическая культура проявляется в самоорганизации и саморегуляции жизнедеятельности человека, в отношении личности к себе, окружающим, миру в целом.

Наличие у человека развитой психологической культуры характеризуется систематичностью пополнения культурных стремлений и навыков, достаточно высоким уровнем обычного и делового общения, творческим подходом к делу, умением познавать, реалистично оценивать свою личность, рефлексировать. Можно сказать, что психологическая культура человека - это комплекс специальных потребностей в познании себя (как личности будущего профессионала) и окружающих, которая возможна при условии эффективной образовательной деятельности посредством педагогического общения, с учетом индивидуальных и профессиональных способностей.

Ориентация на личность и ее развитие в образовании требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии. Это также задает необходимость внесения психологической культуры в учебно-воспитательный процесс, в атмосферу любого образовательного учреждения. Таким образом, в условиях модернизации российского образования работу по психологизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, повышению психологической грамотности, компетентности и культуры студентов, а также других субъектов системы образования,   следует считать важнейшей задачей высших образовательных учреждении.

Вместе с тем, уровень существующих научных исследований и разработок в области психологической культуры, отсутствие достаточных теоретико-методологических оснований и адекватных моделей психологической культуры, наличие в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования лишь дисциплины «Психология и педагогика» не позволяют успешно решать эту задачу.

Важная роль в профессиональном саморазвитии принадлежит са­мим студентам, степени их активности и инициативности, которая обу­славливается отношением к будущей профессиональной деятельности, со­стоянием мотивационной сферы, наличием потребности в профессиональ­ном самоизменении.

Умение человека представлять себя очень важно в условиях современного общества, когда молодому специалисту приходится самому искать работу после окончания вуза. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей индивидуальности, свой внутренний потенциал, зависит возможность получения творческой, интересной работы по специальности. А этому молодой человек, студент должен научиться в период обучения в вузе.

Высшая школа претерпевает в настоящее время серьезные изменения, осуществляется переход к многоступенчатой системе образования, что значительно расширяет возможности выбора пути в сфере профессиональной деятельности. Свободный выбор может быть осуществлен только на основе осознания и понимания молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь создать благоприятные условия для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала.

И от того, насколько успешно студенты овладевают, психологической культурой, углубляют и совершенствуют ее, зависит формирование  их  ценностных ориентаций, профессионально важных качеств, увеличение личностного и профессионального ресурса в целом.

Изложенное приводит к выводу об актуальности, важности и  целесообразности делать акцент на развитие психологической культуры студентов в рамках учебно-профессиональной деятельности вуза.