ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ В ТРУДАХ ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГОВ: ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

 

 

Костерина И.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и юридических дисциплин Курского института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права

Селифонова Т.Н.

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и юридических дисциплин Курского института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ В ТРУДАХ ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГОВ: ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

 

Слово “учитель” известно людям всех возрастов. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас. Но на житейском уровне учителем называют не только профессионального педагога, а любого человека, который научил другого чему-то: рукоделию ли, столярному ли ремеслу, управлению ли машиной, виртуозно-мастерскому владению музыкальным инструментом… — продолжать можно бесконечно. И люди уважительно, с почтением, называют такого человека своим учителем.

Должность учителя превосходна, как никакая другая, “выше которой ничего не может быть под солнцем”, – писал великий педагог Я.А. Коменский (1592—1670). Именно Ян Коменский несколько своеобразным образом одним из первых в истории педагогической мысли фиксирует идею помощи и поддержки: задача учителя – не столько учить ученика, сколько помогать совершенствоваться. Он предлагал учителям относиться к детям «всегда доброжелательно, поддерживая их, укрепляя и восстанавливая, чтобы они не падали духом» [2, с.12].

Противоречивость отношения к воспитанию, состоящую в заботе как естественной  основе отношений взрослых и детей, с одной стороны, и в деспотическом руководстве и даже господстве над детьми, с другой, указывают и воззрения Дж. Локка (1632 – 1704). Рассматривая возможность выхода из этого противоречия, он ставит рядом три действия взрослого, которые необходимы в его взаимоотношениях с ребенком, - защиту, поддержку, помощь. Рассуждения Дж. Локка сводятся к идее постепенного отхода от опеки ребенка, необходимой в младенчестве, и воспитанию в нем ответственности, самодисциплины, самоконтроля, чтобы не подавить его воли. Рекомендации Локка воспитателю («Мысли о воспитании»): «применяйте ласковые слова и мягкие уговоры» [там же, с. 13]. Нужно только удерживать ребенка от дурных поступков, а во всем остальном предоставить ему полную свободу. Философ дает следующие советы: осторожность, внимание, глубокое изучение детского характера, тщательная оценка поступков ребенка, мягкое урезонивание в форме рассуждения с ним. Эти советы представляют собой нечто иное, как первоначальное изложение приемов педагогической поддержки.

Идеи поддержки получают дальнейшее развитие в педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778), который видел суть воспитания в пробуждении  у ребенка собственного намерения, решения и самооценки. По его мнению, педагог должен не навязывать ему свою волю, а создавать условия для развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет накапливать жизненный опыт, реализовывать природные задатки. Неслучаен и глубоко интересен нам вывод Руссо: в идеале каждому ребенку нужен свой наставник, который не обязан преподавать учебные дисциплины, его задача – пробудить у ребенка желание познать мир самостоятельно.

Особое внимание педагоги прошлого уделяли роли преподавателя в процессе воспитания. «Служителем процесса саморазвития» называл педагога П.Ф. Каптерев (1849 – 1922) [1,с.164]. К. Д. Ушинский (1824 – 1871) в подходе к этому вопросу отмечал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [4,с.265]. Рассматривая человека как единое, непрерывно изменяющееся психобиологическое существо, в котором природное деяние и духовная организация, формирующаяся в ходе жизни, непрерывно связаны и взаимно влияют друг на друга, Н.И. Пирогов (1810 – 1881) писал, что педагог обязан способствовать реализации врожденных природных стремлений (потребностей) к деятельности и совершенству. Задача преподавателя - раскрыть эти данные природой стремления, потенции, открыть их студенту, объяснить их природу, научить ими пользоваться и создать в образовательном процессе условия для самопознания и самосовершенствования [3].

При таком подходе к образованию роль педагога нам видится в создании условий, способствующих раскрытию личностного потенциала, т.е. в педагогической поддержке.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Каптерев П.Ф.  Избранные педагогические сочинения; сост. П.А. Лебедев / П.Ф. Каптерев. - М.,1982.-704 с.
    1. Педагогический энциклопедический словарь: Энциклопедический словарь; гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-528 с.
    2. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов -М.,1985.-496 с.
  2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. - М.,1968.-  557с.