ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Мантурова Т.А.,

студентка учебно-научного центра

последипломного образования

Горловского государственного  педагогического

института иностранных языков

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Выбор профессии, или профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер. Эти факторы часто относят к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое внимание уделяется таким факторам, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Кроме того, в последнее время ряд авторов подчеркивает значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.

Если старшекласснику и его родителям сложно определиться с будущей профессией и путем ее получения,  в таких ситуациях целесообразно прибегнуть к помощи профконсультанта или практического психолога.

Профессиональная психологическая консультация предполагает групповую и индивидуальную работу с выбирающими профессию. Групповая профконсультация позволяет выявить тех, кто в наибольшей степени нуждается в индивидуальной консультации, и получить о них предварительную информацию. Основной же и наиболее продуктивной формой работы остается индивидуальная психологическая консультация.

Практика профконсультационной работы выработала два уровня индивидуальной профконсультации, различающихся по степени полноты и сложности: первичная профконсультация и индивидуальная профконсультация.

Первичная профконсультация проводится с небольшой группой (обычно 2-4 челолвека). Программа ее строится так, чтобы выявить Основные мотивы выбора профессии, степень сформированности профессионального плана, определить профессиоанльную направленность, познавательные и профессиональные интересы каждого члена группы. Кроме диагностического первичная профконсультация несет в себе и формирующий элемент, поскольку в процессе ее происходит окончательное формирование профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности старшеклассника в вопросе выбора профессии. Так как первичная профконсультация обычно не затрагивает глубоко индивидуальных сторон личности старшеклассника, проведение ее в небольшой группе, а не с глазу на глаз, повышает ее эффективность. Группа может быть сформирована самим профконсультантом по результатам предварительной беседы или на основании общности проблем членов группы. Чаще всего группа возникает естественным путем, поскольку проблема выбора профессии актуальна для большинства выпускников, и желающему обратиться к профконсультанту нетрудно найти среди своих сверстников тех, кто захочет к нему присоединиться. Таким образом, часто образуется своеобразная группа единомышленников, решающих общую проблему. Профколнсультант включается в эту группу в качестве координатора и помощника.

Если первичная профконсультация не приводит к желаемому результату – формированию обоснованного профессионального плана, возникает необходимость в углубленной индивидуальной профконсультации, которая предполагает более обширную и углубленную программу изучения личности выпускника и, естественно, сугубо индивидуальную работу с ним.

Индивидуальная психологическая профконсультация проводится по определенной программе, представляющей собой неслучайный набор методов, а структуру, реализующую системный принцип прикладного психологического исследования.

Требования профессии, адресованные к различным структурам индивидуальности, представляют различную степень жесткости. Традиционно выделяют качества, с одной стороны, профессионально желательные и профессионально нежелательные, с другой стороны, профессионально необходимые и профессионально недопустимые. Они отражают различную степень жесткости требований профессии к человеку.

При индивидуальной профконсультации необходимо учитывать, во-первых, двойственную природу индивидуальности, а во-вторых, специфику требований профессии к человеку. Качество, являющееся проявлением индивидной природы человека, наиболее устойчиво, а, следовательно, недостаточное развитие этого качества, если оно является профессионально необходимым и не может быть компенсировано другим, обуславливает непригодность старшеклассника к данной профессии, частичную или полную. Свойства, контролируемые генотипом не столь жестко открывают перед старшеклассником определенные возможности для коррекции и компенсации, что должно учитываться профконсультантом. Различные профессии предъявляют требования к различным структурам индивидуальности – индивиду, субъекту деятельности, личности. Понимание направленности требований к профессии дает ключ к психологическим механизмам, посредством которых реализуется конкретная профессиональная деятельность, а, следовательно, и возможность коррекции и компенсации тех или иных профессионально значимых качеств, а также обеспечивается надежность и эффективность компенсации. Это важное обстоятельство должно учитываться профконсультантом при организации психологического обследования старшеклассника и дальнейшей коррекционной работы с ним.

Оказывая помощь при выборе профессии, профконсультанту нередко приходится работать не только с самим выпускником, но и с людьми, оказывающими непосредственное влияние на его выбор профессии. Это, прежде всего, родители, а также учителя. Рядом авторов в рамках различных исследований выявлялась ценность прогнозов на профессиональное будущее выпускников. Прогноз о каждом выпускнике давали одноклассники, учителя и родители. Наиболее точными обычно оказывались предсказания одноклассников.

Тем не менее, родители в наибольшей степени влияют на выбор профессии выпускниками, о чем свидетельствуют результаты многочисленных массовых опросов. Многие родители, к сожалению, не могут помочь своим детям в профессиональном самоопределении, так как сами слабо информированы о мире профессий, об учебных заведениях и в других вопросах, касающихся выбора профессии. Часто родители имеют самые превратные представления о действительных интересах, способностях и потребностях своих детей. Это ведет к конфликтам, в разрешение которых иногда бывает втянут профконсультант. Но, так или иначе, без знания семейных условий, традиций, взаимоотношений, духовной атмосферы нельзя строить индивидуальную профконсультацию с выпускником. Несомненно, что в стабильных, благополучных семьях чаще всего складываются благоприятные условия развития и формирования личности, в том числе ее профессионального самоопределения. Но такие выпускники и их родители, естественно, редко обращаются к профконсультанту, да и то лишь для того, чтобы иметь полную уверенность в правильности сделанного выбора.

Работа с учителями дает профконсультанту много ценной информации о личности выпускника, об атмосфере в классе, об определенных социальных установках, которые влияют на выбор многих выпускников. Не столь уж редки случаи, когда в одних классах выпускники ориентированы в основном на высшее образование, а в других предпочтение отдается, например, ПТУ, причем часто какого–либо определенного профиля. К сожалению, порой представления учителей о выпускниках деформированы  влиянием школьной успеваемости, для них бывает откровением, что иногда слабый ученик в состоянии сделать обоснованный выбор профессии, в то время как отличник в этом вопросе, испытывает затруднения.

Школьному психологу следует еще в классах, предшествующих выпускным, направить свое профессиональное внимание на старшеклассников с неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, экстернальным локусом контроля, нерешительностью, незрелой структурой ценностных ориентаций, низким социометрическим статусом, чтобы с помощью коррекционных программ и техник положительно воздействовать на личность старшеклассника и его социальное окружение, тем самым способствуя осуществлению им более осознанного и самостоятельного профессионального выбора.

При работе с родителями следует акцентировать их внимание на том, что дальнейшая судьба ребенка фактически в их руках. Нельзя подавлять в нем самостоятельность, игнорировать его выбор и пытаться воплотить в ребенке мечту юности стать кем-либо. Направить родителей в сторону той мысли, что профессиоанльное самоопределение = жизненное самоопределение и что неверно выбранная профессия может отразиться на всей дальнейшей жизни их ребенка.

Такое воздействие можно осуществлять через психологическое просвещение, групповые тренинговые занятия для родителей и старшеклассников по выработке умений слушать и слышать, принимать конструктивные решения и быть толерантными.

Также для родителей нужно выделить тот момент, что социальное окружение, в котором растут их дети, т. е. семья, формирует личности будущих выпускников. И от того, в каких условиях воспитывался старшеклассник, будет зависеть зрелость его личности, адекватность самооценки и целостность образа его „Я”.

Педагоги же должны обеспечить связь школьного психолога с родителями старшеклассников, а также сами принимать активное участие в тренинговых занятиях в рамках профконсультации. Способствовать развитию здоровых взаимоотношений в коллективе старшеклассников, а в случае возникновения конфликтных ситуаций обращаться к психологу.

Итак, управление профессиональным самоопределением, осуществляемое психологом-профконсультантом, базируется на всестороннем изучении личности старшеклассника, выявлении профессионально важных качеств, с одной стороны, и знании мира профессий, владении информацией о психологических и других особенностях типов и групп профессий – с другой. На основе этой информации осуществляется согласование особенностей личности выпускника и избираемой профессии, намечаются пути разрешения возможных противоречий, способы коррекции и компенсации. Кроме того, выявляются психологические причины различных затруднений в профессиональном самоопределении, намечаются пути их устранения. Работа психолога-профконсультанта с выбирающим профессию – это процесс взаимодействия, в ходе которого профконсультант должен всячески способствовать активизации деятельности старшеклассника не категорическими заключениями, а обоснованными доказательствами и рекомендациями. Категоричность допустима только в исключительных случаях, когда профессиональный план явно не обоснован и сделанный выбор ошибочен. В других случаях оказание помощи старшекласснику должно быть таким, чтобы, в конечном счете, он сам осознанно принял оптимальное решение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильков В. Н. Профессиональная ориентация учащихся школ и ПТУ. – Донецк: ГИПО ИПР Украины, 1995. – 160 с.
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов – н/Дону, 1996. – 316 с.
  4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж, 1996. – 235 с.
  5. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 336 с.: ил.