ФОРМАТЫ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УСТАНОВКИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

                                                                                                                  Е.В. Векшин

                                                 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры

                                                       иностранных языков Ульяновского высшего

                                  авиационного училища гражданской авиации (институт)

 

ФОРМАТЫ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УСТАНОВКИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


                  Эффективная организация учебного процесса предполагает создание максимально благоприятных педагогических условий как для преподавателей, так и обучающихся. Это возможно только в том случае если известны приоритеты обучающихся относительно основных реалий педагогического процесса, которые позволяет выявить аттитюдное исследования. Аттитюд (франц. attitude - поза)  представляет собой одно из центральных понятий социологии, означающее субъективное отношение человека к некоторому социальному объекту и обусловливающее определенные способы его поведения. Термин был предложен У. Томасом и Ф. Знанецким, которые определяли его как «состо­яние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» [Цит. по 2, 4]. Определена основная структура аттитюдов, которая включают когнитивный, аффективный и конативный компоненты. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка). Аффективный. компонент (эмоциональный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии. Конативный компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

                    Несмотря на значимость первых двух компонентов мы исходим из того, что наиболее важным для исследования процесса обучения является третий компонент, так как именно он определяет готовность осуществлять ту или иную учебную деятельность. С нашей точки зрения конативный компонент представляет собой достаточно самостоятельный феномен в структуре аттитюда. Несмотря на то, что он тесно связан с другими компонентами, именно от него зависит эффективное выполнение учебной деятельности. Следовательно, его можно рассматривать в качестве установки обучающихся на выполнение той или иной учебной деятельности.

                    В настоящее время существует несколько исследований аттитюдов к тестам различного типа. Было установлено, что обучающиеся отдают предпочтение тестам множественного выбора и тестам открытого типа [4], а при исследовании трех типов тестовых заданий (множественного выбора, открытого типа с коротким ответом и открытого типа на основе вопросов) обучающиеся отдавали предпочтение тестам множественного выбора. [3]. Эти исследования проводились относительно педагогических тестов и их результаты могут не совпадать с результатами исследования лингводидактических тестов.  

          В рамках изучения аттитюдов учебной деятельности [2] было проведено исследование форматов лингводидактических тестов с точки зрения установки на выполнение учебной деятельности. Для того, чтобы испытуемые в ходе исследования не испытывали затруднений технического характера по идентификации форматов лингводидактического теста им были предложены образцы лингводидактических тестовых заданий:

                                   1. Тест на установление соответствия.

Задание: установите соответствие.

They are good student…      isn’t he?

He is hungry…                     doesn’t she?

Mary works much…            aren’t they?

                  2. Тест на установления последовательности.

Задание: из предложенных английских слов составьте вопросительное предложение (speak / English / you / do). 

          3. Тест множественного выбора.

Задание: выберите правильный вариант.

Money … on the table.      a) are    b) is    c) am

          4. Тест открытого типа, со свободными ответами (необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение   и т.д.).

Задание: закончите данное предложение.

I was walking in the garden and saw …

          5. Тест на определение и исправление ошибок.

Задание: найдите ошибку и исправьте ее. (I meet him yesterday.)

          При исследовании установки на выполнение студентам было предложено представить себе, что выполнение этих тестов не является обязательным и определить свое отношение с точки зрения шкалы «выполнять - не выполнять»: 7 баллов  – обязательно выполню; 6 баллов – скорее всего выполню; 5 баллов – наверное выполню; 4 балла – может быть выполню, а может быть и нет; 3 балла – наверное не стану выполнять; 2 балла – скорее всего не стану выполнять; 1 балл – ни в коем случае не стал бы выполнять.

Отношение студентов к выполнению различных форматов теста 

Форматы тестов

7 баллов

6 баллов

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1

балл

Тест на установление соответствия

33,3%

16,7%

23,3%

20%

3,3%

3,3%

0%

Тест на установления последовательности

26,7%

16,7%

43,3%

6,7%

3,3%

3,3%

0%

Тест множественного выбора

30%

33,3%

20%

6,7%

6,7%

3,3%

0%

Тест открытого типа

26,7%

6,7%

26,7%

23,3%

13,3%

3,3%

0%

Тест на исправление ошибок

13,3%

23,3%

26,7%

16,7%

16,7%

3,3%

0%

 

          Результаты по двум высшим показателям шкалы «выполнять – не выполнять» показывают, что студенты наиболее склонны к выполнению тестов множественного выбора (63,3%) и тестов на установление соответствия (50%). Промежуточную позицию занимают тесты на установления последовательности (43,4%). Худшие результаты у теста на определение и исправление ошибок (36,6%) и теста открытого типа (33,4%).               

          По среднему баллу тесты имеют следующие позиции:

1. Тест множественного выбора (5,63);

2. Тест на установление соответствия (5,46);

3. Тест на установления последовательности (5,46);

4. Тест открытого типа (5,0);

5. Тест на определение и исправление ошибок (4,99).

                                        Литература

1.  Безменова, И. К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведени­ем : реферативный обзор / И. К. Безменова, О. А. Гулевич. – М.: РПО, 1999. –

        144 с.

       2. Векшин Е.В. Исследование аттитюдов к педагогическому тестированию с целью повышения эффективности процесса обучения иностранному языку / Е.В. Векшин // Научный вестник УВАУ ГА (И) №3 –  Ульяновск : УВАУ ГА (И),  2011. –  С. 56–62.        

3.  Nasse, F. On the Relationship between Test Format, Attitudes Towards and Performance in a Statistics Test / F. Nasse. – URL; http://isi.cbs.nl/ iamamember/CD2/pdf/618.PDF. – Заглавие с экрана.

        4.  Yunker, B. D. Adding authenticity to traditional multiple choice test

formats / B. D. Yunker. – N.Y.: Education, Vol. 120, 1999, pр. 82-87.