ОБРАЗ «РЕАЛЬНОГО» И «ИДЕАЛЬНОГО» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

 

ПОД- СЕКЦИЯ 5. Социальная педагогика.

Садыкова М.К.,

кандидат педагогических наук, Казахский государственный женский педагогический университет

 

ОБРАЗ «РЕАЛЬНОГО» И «ИДЕАЛЬНОГО» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 (на материалах КазГосЖенПУ)


В порядке личной инициативы автором была предпринята попытка отразить представления, характеризующие специфические черты «реального» и «идеального» преподавателя.

Организация исследования. Измерение реальных характеристик проводилось при помощи техники «Незавершенных предложений»: необходимо было закончить следующие  предложения «преподаватель всегда…», «преподаватель никогда…», «преподаватели делятся на …», «обычно преподаватели…». В исследовании приняли участие 28 преподавателей нашего Университета. Обработка осуществлялась методом контент-анализа.

Идеальные характеристики преподавания получены путем экспресс-опроса 42 студентов нашего  вуза. Вопрос строился по матричному типу, включал в себя ряд характеристик педагогического мастерства, которые необходимо было проранжировать по степени значимости. Количественные данные опроса были статистически обработаны и сгруппированы по категориям социально-психологическая компетентность, практико-прикладная направленность преподавания, активные методы обучения и формы самостоятельной работы и пр. Выборка – целевая, нерепрезентативная.

Результаты исследования. Контент-анализ показал, что большая часть высказываний преподавателей отражает традиционную «просвещенческую» модель обучения с акцентом на передачу и воспроизводство знаний, умений и навыков (табл. 1): доминирует позиция «преподаватель всегда учит», «преподаватель всегда объективно оценивает». В то время как современные условия требуют модель образования, «запускающую» процессы самоорганизации, саморазвития, самообразования, обеспечивающие адаптацию личности в социуме. Практически не представлены либо размыты категории, характеризующие «деятельностный подход» в обучении с акцентом на вариативные способы мышления, активные формы обучения и пр.

Таблица 1. Результаты опроса преподавателей

по методике «Незавершенных предложений»

Ранжирование мнений по степени уменьшения смысловых единиц

Преподаватель всегда …

 Преподаватель никогда…

1. учит, делится знаниями

2. объективно оценивает

3. открыт и доступен для студентов

4. творчески подходит к любой ситуации

1. не манипулирует студентами

2. не теряет самообладание    

3. не проявляет небрежность

4.  не  берет взятки

Преподаватели делятся на…

Обычно преподавателей характеризует…

1. отзывчивых и безразличных

2. истинных и фальшивых

3. энтузиастов и ленивых

4. строгих и лояльных

1. скромность в поведении

2. доброжелательное отношение

3.  ответственное отношение

 

Предлагая участникам исследования завершить предложение «преподаватель никогда…» первыми пришедшими в голову ассоциациями, мы использовали технику «гипотезы от противного», которая косвенно отражает ценностно-смысловые структуры профессии преподавателя с одной стороны, и, актуальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному преподавателю, с другой стороны.  

Сложившуюся ситуацию объясняют стрессогенные факторы коммуникативных профессий, которые зачастую становятся определяющими и не позволяют выйти на качественно новый уровень взаимоотношений в системе «преподаватель-студент»: длительное и интенсивное общение, в том числе с «трудными» студентами; необходимость соблюдать эмоциональную нейтральность, слаборазвитые ресурсы стрессо- и помехоустойчивости; недостаточное моральное и материальное стимулирование и пр.

Деление преподавателей на «отзывчивых и безразличных» может служить признаком ухудшения социального самочувствия преподавателей; деление на «истинных и фальшивых» указывает на снижение уровня профессиональной мотивации; деление на «энтузиастов и ленивых» косвенно говорит об отсутствии психологического ощущения удовлетворенности от работы и т.п. 

Последний блок таблицы также вызывает определенный интерес: значительное количество высказываний характеризует типичные особенности преподавателей нашего Университета через категории «скромность», «доброжелательность», «ответственность», «исполнительность» и пр. Данный акцент отражает специфический механизм воспроизводства поведенческих установок, соответствующих национальному менталитету. Еще одним объяснением может служить гендерный стереотип, так как преподавательский корпус в большинстве своем состоит из женщин.

Перейдем к рассмотрению идеальных характеристик преподавания глазами студентов. Результаты экспресс-опроса студентов показали, что, прежде всего,  последние ценят в преподавателе психологическую компетентность и социальный интеллект: «понимающий, заинтересованный педагог», «веселый и общительный человек», «просто хороший, внимательный человек» и пр.

На втором месте по количеству полученных ответов находится проблематика практической направленности обучения:  преподаватель должен быть профессионалом в своей области и объяснять изучаемый материал на конкретных примерах, его занятия должны обладать ценностью с точки зрения прикладной значимости.

На третьем месте, находятся преподаватели способные научить студента размышлять самостоятельно. Большую потребность наши студенты испытывают в сфере активных форм обучения: тренинги, деловые игры и пр.

Вывод. Реальное преподавание несовершенно: современному преподавателю недостаточно обладать высоким уровнем профессионализма только по своей дисциплине, ему необходимо ориентироваться в знаниях и обладать навыками, способными компенсировать дефицитарные признаки в преподавательской среде.