ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

 

Инновации в области образования.

Назарьков А.А.

аспирант ГОУ ВПО Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь, Россия

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ


         Дополнительное образование в России и его развитие является в настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности образовательных учреждений. Это обусловлено сложными социально-экономическими процессами, которые радикально изменили российское общество. Образовательные учреждения все чаще рассматриваются как «экономические корпорации», и, следовательно, они теряют статус просветительского центра. При этом все чаще используется новый термин – «полезное знание». Специфика «полезного знания» заключается в том, что оно ограничено в принципе, сфокусировано на конкретике и нацелено на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это знание оформляется в некие комбинации (программы, курсы, циклы, специализации) практических умений и технологий с ограниченной зоной социальной ответственности, которые и определяют содержание образовательных услуг. У дополнительного образования в России есть интересная особенность: «образование на заказ», ограниченное короткими программами дополнительного образования (менее 1000 часов).

         К приоритетным направлениям модернизации российской системы образования отнесено: законодательное обеспечение новаций в образовании, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг. Важным для модернизации образовательного пространства России является развитие непрерывного профессионального образования. Речь идет о непрерывности процессов в системах начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Дополнительное образование в России как формальное, так и неформальное в диапазоне возрастов от 16 до 65 лет включает в себя: повышение квалификации, переподготовку и подготовку специалистов. В диапазоне возрастов от 30 до 60-65 лет образование выполняет заказы рынка труда и сводится к образованию взрослых.

         В связи с отменой в вузах планового распределения выпускников и введением двухуровневой системы получения высшего образования («бакалавр» – «магистр»), специалисты, на подготовку которых государство затратило бюджетные средства, часто не востребованы в соответствующих отраслях – возникает проблема их профессиональной адаптации. Дополнительное образование позволяет ускорить процесс формирования компетентного специалиста применительно к потребностям практики.

         В настоящее время начался значительный спад выпускников вузов – «эхо» 1991 – 1993 годов. В течение не менее 10 лет эта «демографическая дыра» будет оказывать существенное влияние на всю систему образования, что в свою очередь существенно сократит число молодых специалистов. Резервом, восполняющим такое сокращение, являются «старые» специалисты, ранее получившие высшее образование и теперь проходящие  обучение в системе дополнительного образования. Современная модель образования и, соответственно, государственная политика в этой сфере основана на концепции непрерывного образования: специалист должен «строить» свое образование, которое и после вуза не заканчивается, а продолжается «через всю жизнь» [1, с. 112]. Удовлетворение дополнительных потребностей в знаниях обучающихся и обеспечение их личной «образовательной траектории» должно осуществляться путем дополнительного образования (профессионального и непрофессионального образования).

         Комплекс проблем, связанных с функционированием и развитием дополнительного профессионального образования, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента обучающихся, а также своеобразием задач дополнительного образования. Основной задачей дополнительного профессионального образования является повышение квалификации специалиста, как в сфере его профессиональной деятельности, так и в иных сферах.

         Задачи дополнительного образования должны быть направлены на качественное непрерывное образование человека, основанное на освоении современных методов решения профессиональных задач, что является необходимым условием для карьерного роста современного специалиста [2, с. 321]. Реализуя задачи дополнительного образования, образовательные учреждения пытаются разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности.

         За последние два десятилетия в России произошли коренные политические, социально-экономические и культурные изменения. На смену плановой директивной пришла рыночная система, предполагающая большую независимость и личную ответственность граждан. Люди стали свободней, но вместе с свободой пришла и необходимость жить своим умом, проявлять инициативу, полагаться на самого себя и отвечать за свои решения. Все это требует от современного россиянина отличных знаний, умений и профессионализма.

         Страна из закрытой, ориентированной только на свои силы и резервы, превратилась в государство, открытое всему миру. Возросла и продолжает расти необходимость в контактах с представителями других стран на всех уровнях. А это значит, что современный человек должен хорошо знать как минимум английский, а лучше и другие иностранные языки.

Рынок дополнительного образования в России стремительно развивается. Это связано с общим желанием получить дополнительные знания и, как следствие, дополнительные возможности в плане карьерного и личного роста. Россияне демонстрируют стремление изучать иностранные языки и осознают важность знания английского для построения успешной карьеры. Об этом свидетельствуют результаты исследования, подготовленного фондом «Общественное мнение».

Так, 74 % участников опроса согласились с утверждением, что знание английского языка является необходимым фактором достижения успеха в карьере (получение лучшей работы, более высокой зарплаты). В Москве доля согласных с этим утверждением респондентов составила 85 %. Также большинство респондентов (79 %) согласны с утверждением, что знание их ребенком английского языка является необходимым фактором для достижения успеха в будущем. В Москве доля респондентов, согласных с этим утверждением, составила 84 % [3, с. 1].

В качестве тенденции последних лет отмечается расширение возрастных рамок в сфере языкового обучения. Если раньше для людей старшего возраста существовал некоторый барьер в изучении языков, то сейчас эти рамки постепенно отодвигаются. Взрослые все больше осознают необходимость идти в ногу со временем и соответствовать требованиям окружающего мира для того, чтобы быть конкурентоспособными.

При этом к 25 годам процесс накопления знаний заканчивается, и человек вступает в фазу отдачи своих знаний своим детям и другим людям. Это естественный биологический процесс, и с ним ничего нельзя поделать. Можно лишь его учесть при обучении взрослых. Потеряв способность имитировать, взамен взрослый приобретает способность анализировать и систематизировать информацию. Однако, английский язык – это не система знаний, а система языковых навыков, и формирование этих навыков нужно начинать, опираясь на способности взрослого.

         В заключение следует отметить, что в соответствии с современными тенденциями развития образования в условиях становления новой экономики дополнительное образование в России становится одним из основных сегментов образовательного рынка, а любой взрослый сможет освоить язык при правильном понимании особенностей своего восприятия, способов закрепления и воспроизведения материала в процессе обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М.: Владос, 2007. - 160 с.
  2. Практическая психология образования: учебник для вузов / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 528 с.
  3. Ширер Б. Россия — ключевой участник // НГС.Бизнес Деловой интернет-журнал. 2011. http://business.ngs.ru/article/241455/