РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИКЕ»

 

 

Филимонов А.С.

аспирант кафедры информационно-коммуникационные технологии в образовании,

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара, Россия

 

РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИКЕ»


На рубеже веков произошла смена цивилизаций от индустриальной к информационной (постиндустриальной), изменилось общество и его требования к современному образованию, вследствие этого образовательная политика страны  претерпевает большие изменения.

Цель современного образования - это система знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста, определяемой соответствующими образовательными стандартами (рис. 1).

Современное общество развивается все ускоряющимися темпами, а информационные и коммуникационные технологии образуют его самую быстро развивающуюся часть. Образование же – система достаточно консервативная и традиционно развивающаяся достаточно медленно; оно еще во многом ориентировано на передачу культуры, передачу традиций, передачу знаний. Решение задач формирования и развития ИКТ-компетентности учителей школ тесно связано с учетом новых социальных и личностных запросов обучаемых, процессов интеграции, многоуровневости и профилизации в школьном образовании. Это влечет необходимость учета новых факторов, входящих в методический контекст подготовки будущих учителей в системе высшего педагогического образования в области использования средств и методов информатики и ИКТ в образовании: организационно-методическое обеспечение преподавания предмета

Рисунок 1. Современные требования ФГОС

(образовательный стандарт, учебные планы, программы и т. п.); состояние предметной области в научном и технологическом плане, программно-аппаратные средства информатизации; специальную подготовку преподавателей в области информатики и ИКТ [3, с. 67].

Становится очевидным, что профессиональные качества учителя в существенной мере зависят от готовности осваивать и использовать в своей работе новые методы, формы и средства обучения, в том числе на базе ИКТ, и способности интегрировать их со своим профессиональным опытом с целью повышения эффективности образовательного процесса, степень ее соответствия требованиям информационного общества.

В настоящее время получает распространение концепция компетентностного подхода в образовании, являющаяся основой содержательных изменений по обеспечению соответствия образования запросам и возможностям общества периода информатизации и глобальной массовой коммуникации. С позиций компетентностного подхода смыслом образования становится развитие у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых. Именно компетентностный подход определен одним из оснований «Стратегии модернизации образования» – основного государственного документа в области российского образования сегодня и на ближайшую перспективу [6, с. 56].

В настоящее время в психолого-педагогической теории и практике еще не устоялся понятийный аппарат, характеризующий компетентностный подход, существуют различные подходы к пониманию терминов «компетентность» и «компетенция». В переводе с латинского «competentia» означает «соответствие», «соразмерность». Термин «компетенция» по мнению О.Е. Лебедева имеет два значения: «круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом». О.В. Чуракова, И.С. Фишман под компетенцией понимают соорганизацию знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию ситуации. «Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях», - отмечает В.А. Демин. Для разделения общего и индивидуального в содержании «компетентностного образования» А.В. Хуторской считает целесообразным отличать часто используемые синонимически понятия «компетенция» и «компетентность». По его мнению «компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности».

В рамках рассуждения хотелось бы провести обобщенный вариант определения компетентности, предложенный О.Е.Ломакиной, который поз-воляет рассматривать этот термин как «психологическое новообразование личности, обусловленное интериоризацией теоретического и практического опыта, системное по своей сути и представляющее собой интеграцию различных компетенций и качеств человека», а также, например, такое определение компетенции, как: «компетенция является производной от компетентности и понимается как определенная сфера приложения знаний, навыков, умений и качеств, которые в комплексе помогают человеку действовать в различных, в том числе и в новых для него ситуациях» [5, с. 35].

В работах В.П. Бездухова приводится детальный анализ понятий «педагогическая компетентность» и «профессиональная компетентность», по результатам которого сделано заключение, что данные термины несут одну и ту же смысловую нагрузку, поскольку и в том, и в другом случае речь идёт о профессии педагога [1, с. 56]. По мнению А.Л. Бусыгиной, «понятие педагогической компетентности - многогранное и многоаспектное, оно меняется в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, образовании, рассматривается под разными углами зрения» [2, с. 37].

ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека.

В качестве показателей ИКТ-компетентности современного специалиста образования выделяют [4, с. 87]:

-         осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы;

-         готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке;

-         наличие высокого уровня коммуникативной культуры (в том числе посредством информационных средств), теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога;

-         освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области):

-         готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста

-         в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе (телеконференции, дистанционное обучение);

-         способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности.

В настоящее время в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) учебно-образовательный процесс нацелен на формирование и  развитие ИКТ-компетентности у будущих учителей физики реализуется в программе курса «Информационные технологии в физике». Курс рассчитан на выявление базовых знаний в информатике и ИКТ и их дальнейшее развитие, повышение до профессиональных знаний.

Современному специалисту в области информационных технологий необходимы серьёзные знания по физике. Для разработки высокоэффективных алгоритмов и программ недостаточно одних лишь знаний по специальному предмету. Требуется понимание физических явлений и процессов, лежащих в основе самого автоматизируемого объекта. Физика тесно связана с естественными науками, изучает закономерности и процессы, присущие самой природе и лежащие в основе человеческой деятельности. Знание физических законов и процессов не только расширяет научно-технический кругозор специалиста, но и позволяет ему создавать более качественный продукт алгоритмического и программного обеспечения при решении технических задач.

Будущий учитель физики должен быть подготовлен к профессиональной деятельности не только в предметной области, но и в сфере образовательных информационных и коммуникационных технологий.

Целью дисциплины является формирование у будущих учителей комплексного представления об использовании технологий, сервисов и средств ИКТ в предметной области.

Задачи дисциплины:

-         совершенствовать практические навыки студентов в работе на ПК;

-         повысить мотивацию изучения физики;

-         раскрыть взаимосвязь дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения информационных технологий для решения задач обучения физике;

-         ознакомить с современными приемами и методами использования информационно-технологических средств при проведении различных видов учебных занятий по физике;

-         формировать умения учащихся использовать пакет MS Office (Word, Excel, PowerPoint и др.) для моделирования, исследования физических процессов и оформления результатов работы

-         осуществить дифференцированный подход к учащимся при обучении физике, используя компьютер.

Таблица 1.

Содержание лекционного и практического составляющих курса «Информационные технологии в физике»

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе

лекц.

практ.

1.

Раздел I. Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс

4

2

2

 

Требования к аппаратным и программным средствам современных ИКТ. Возможности информационных технологий.  Виды деятельности со средствами ИТ.  Педагогические цели использования средств информационных и коммуникационных технологий.

2

1

1

 

Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование. Основные направления внедрения средств информационных технологий в образование.

Цели и задачи курса ИТ в физике.

 

2

1

1

2.

Раздел II. Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения

10

4

6

 

Понятие средства информационных технологий и программного средства учебного назначения.

2

1

 

 

Использование программного средства учебного назна­чения. Понятие программно-методического обеспече­ния.

2

1

2

 

Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.

2

1

 

 

Типология электронных средств учебного назначения по методическому  назначению.

 

2

1

2

 

Анализ электронных учебников по физике.

2

 

2

3

Раздел III. Виды информационно-учебного взаимодействия на базе локальных и глобальных компьютерных сетей. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности

10

4

6

 

Виды информационного взаимодействия, реализованного на базе телекоммуникаций

4

1

 

 

Виды уроков с использованием Интернет-ресурсов

3

2

2

 

Компьютерные программы по физике в Интернете

3

1

4

4.

Раздел IV. Роль компьютерного моделирования в обучении физике

10

2

8

 

Понятие компьютерной модели в обучении физике

2

1

 

 

Методика использования компьютерных моделей на уроках.

2

1

 

 

Использование компьютерных моделей на уроке

4

 

4

 

Разработка компьютерных моделей в Excel.

2

 

4

5.

Раздел V. Психолого-педагогическая диагностика на основе информационных и коммуникационных технологий

6

2

4

 

Предпосылки использования ИТО в процедурах оценивания. Виды тестов. Дополнительные возможности ИТО в процессе оценивания качества обучения и развития

2

1

 

 

Психологическая диагностика обучаемых. Разновид­ности  тестов по некоторым признакам. Индивидуальное образовательное пространство.

2

1

2

 

Разработка теста по физике в АСТ

2

 

2

6.

Раздел VI. Инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения. Электронные презентации как инструментальное средство педагога

8

2

6

 

Электронные презентации как инструментальное средство педагога. Основные этапы разработки электронной презентации.

3

1

2

 

Общая характеристика основных структурных элементов презентации. Основные требования к содержанию презентации. Рекомендации по использованию элементов оформления презентации

5

1

2

 

Итого:

48

16

32

 

Литература

  1. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. – Самара; СПб, 1999.
  2. Бусыгина А.Л. Профессор - Профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя ВУЗа. - Самара, 2003.
  3. Захарова  И.Г. Информацтонные технологии в образовании:Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 112 с.
  4. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (проблемы методологии и теории ): Монография  / Под ред. В.А. Извозчикова. – СПб: Образование, 1996. – 224 с.
  5. Татарницева С.Н. Методическая компетенция учителя и её формирование в процессе самостоятельной работы студентов: Дисс.канд. пед. наук. - Тольятти: 2004.
  6. http://www.gouo.ru/pinskiy/books/strateg.pdf