ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА

 

 

Буданцова А. А.,

кандидат педагогических наук,

доцент ФГБОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА


В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок [3]. Из факторов, оказывающих воспитывающее влияние на ученика, можно выделить, прежде всего, семью и школу, представляющих собой две взаимосвязанные системы. Семья и школа как важнейшее изобретение культуры человечества заинтересованы в предельно эффективном формировании человека. Эти социальные институты являются важнейшими факторами, определяющими целостное формирование личности ребенка. Именно от их взаимодействия зависит успешность семейного воспитания, поскольку они входят в состав триединства субъектов педагогического процесса: семья, школа, ребенок. Известно, что взаимодействие предполагает «взаимное влияние сторон друг на друга» (положительное, отрицательное, нейтральное) и «изменение не только в деятельности, отношениях, но и в самих взаимодействующих сторонах». Над всем этим стоят и внешние обстоятельства. Являясь институтами социальными, семья и школа отражают все процессы общественного развития в той или иной мере и, изменяясь сами, постоянно порождают изменение отношений между собой. Следовательно, особая острота вопроса взаимных отношений семьи и школы проявляется в переломные моменты жизни общества, поэтому проблему взаимодействия семьи и школы необходимо отнести к разряду как «вечно старых, так и вечно новых» педагогических проблем.

Проблемы взаимодействия семьи и школы в 2030-е годы XX в. прямо или косвенно рассматривались в работах многих ученых: П. П. Блонского, К. Н. Вентцеля, В. В. Зеньковского, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, М. М. Пистрака, С. Т. Шацкого и др.). Шестидесятые восьмидесятые годы XX столетия стали периодом пристального и глубокого внимания к проблеме отношений школы и семьи. В это время появились многочисленные научные работы и публикации на эту тему, рассмотрим основные направления исследований.

На выявление сущности и наиболее эффективных форм взаимодействия субъекта и объекта воспитательного процесса в различных институтах воспитания направлены исследования В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, Д. М. Гришина, О. Д. Кавашкиной, Х. И. Лийметса, И. С. Марьенко, А. К. Муста, Л. И. Новиковой, В. Д. Семенова, С. Е. Хозе, Б. Е. Ширвиндта.

Процесс взаимодействия семьи и школы непосредственно в воспитании учащихся освещался в работах Ю. К. Бабанского, И. Р. Боруховой, И. В. Гребенникова, С. М. Коссой, Н. И. Кураповой, Л. И. Легенького, В. Д. Маснова, А. М. Низовой, Д. И. Перфильевской, В. Я. Титаренко, А. Г. Хрипковой, Н. С. Черемных.

Наиболее общие аспекты исторического развития проблемы взаимодействия семьи и школы отражены в работах А. Ц. Ваховского, Л. Г. Видченко, Р. И. Валовой, В. В. Горячего, В. А. Попова, Н. П. Харитоновой.

Роль взаимодействия семьи и школы раскрывалась в более узких направлениях воспитания: идейно-политическое (Т. П. Деусова), нравственное (Л. Д. Бобылева, В. Н. Кондратюк, Т. К. Насиров), эстетическое (Л. В. Грекова, Н. Н. Савина), трудовое (Р. А. Мовлянова, А. М. Сафин), физическое (А. Я. Свиридова).

Разрабатываются вопросы, связанные с педагогическим просвещением родителей (А. Л. Бадалян, К. П. Галянова, М. С. Демидов, С. Г. Крамаренко, Л. С. Ломизе, Г. К. Мамедов, М. Д. Махлин, Е. И. Наседкина, А. Я. Соболев, Н. П. Спицын, А. М. Филиппов, И. А. Хоменко и др.).

Подготовка учителей к работе с семьей исследовалась в трудах Р. М. Капраловой, О. Н. Урбанской, А. Т. Фанатовой.

Таким образом, к концу 70-х годов XX в. проблема взаимодействия семьи и школы была достаточно изучена, и оба эти социальных института органично вписывались в воспитательную формулу «школа семья общественность производство». Однако на современном этапе эта система утратила свою значимость. Вместе с тем, именно совместная работа семьи и школы способствует воспитанию личности, имеющей свою позицию, умеющей избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело [1].

Относительно современности отметим, что в последнее время становится очевидной необходимость формирования новых взаимоотношений между семьей и школой; это связано с новыми социально-экономическими условиями развития общества; появлением частных школ, существование которых финансируется родителями; отсутствием законодательной базы взаимодействия семьи и школы; недостаточностью знаний о сегодняшнем состоянии, проблемах и перспективах развития российской семьи.

Школа, несомненно, является одним из самых активных субъектов по воспитанию и обучению детей. Эффективность ее работы несомненна, влияние ее на подрастающее поколение в плане личностного его становления очевидна. Однако если школа затронет еще такой немаловажный аспект педагогической деятельности, как повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность воспитательной деятельности во взаимодействии школы и семьи многократно возрастет.

Отметим, что сегодня большинство семей испытывает затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим; отсюда меняются и осложняются задачи школы: единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка; изучение воспитательных возможностей семей; скорая воспитательная помощь семье; повышение педагогической культуры родителей. Исходя из такого положения школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий, и с некоторой долей условности их можно разделить на три основные группы:

проблемы, связанные с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи;

проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием;

проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

Особо следует отметить, что современные родители испытывают неудовлетворение от частоты, направленности и содержания контактов со школой. Как правило, компоненты взаимодействия с родителями определяются образовательным учреждением, и характер этого взаимодействия, зачастую в силу дефицита времени и знаний об особенностях воспитания детей в условиях современного общества, носит порицательно-инструктирующий оттенок. Негативный характер взаимодействия приводит к нежеланию ни одной из сторон инициировать дополнительные контакты, что приводит к их односторонности и количественному ограничению, хотя при этом как родители, так и школа стремятся к конструктивному сотрудничеству.

Школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Взрослые могут и должны педагогически целе- направить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Как основным и равноправным субъектам, вовлеченным в процесс развития личности в период детства и отрочества, сотрудничеству семьи и школы отводится значительная роль. Вследствие этого школа и семья должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности.

Совместная работа педагогов и родителей это партнерская деятельность, направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив, так как воспитание ребенка начинается с воспитания его семьи. На формирование личности ученика значительное воспитательное влияние оказывает именно семья – первая общественная ступень в жизни человека [2]. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Школа не может не считаться с тем, что влияние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Велика роль семьи в укреплении авторитета школы и учителя, воспитании детей в духе уважения и любви к труду, подготовке их к общественно полезной деятельности, приучении к дисциплине, заботе об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировании к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Значение воспитательной деятельности семьи оказывает большое влияние и на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает детей, тем успешнее происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их воспитательный потенциал.

Главная особенность семейного воспитания заключается в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. Однако, чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.

Одним из условий является семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание детей. Семья созидает личность ребенка, затем подростка, молодого человека своим стилем жизни, направляет развитие детей характером взаимоотношений между супругами, между старшим и младшим поколением, а также различными педагогическими средствами, применяемыми для достижения определенных воспитательных целей. Непременными условиями правильного семейного воспитания являются рационально организованный быт, общий уклад семьи.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей: дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его кто-то любит и он тоже кого-то безгранично любит. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта; при этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями; у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Пример родителей является первым образцом, на который ребенок ориентируется и на основе которого овладевает различными формами человеческих отношений. Это очень важно, так как первые впечатления – самые сильные, они остаются на всю жизнь. Дети постоянно ориентированы на родителей, повседневно находятся в общении с ними, поэтому они усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а также внутренние качества, образ мыслей, отношение к своим обязанностям и т. д. Данное общение является неповторимым, т. к. построено на чувстве любви и привязанности к родителям, освящено их авторитетом. Это усиливает силу влияния родителей всеми сторонами личности: внешним обликом, взглядами, интересами, отношением к труду, к окружающим и т. д. Следовательно, одним из условий воспитания детей в семье является также авторитет родителей влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. В воспитании ребенка авторитет родителей базируется на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении подражать их действиям и поступкам.

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство. Организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтение книг, занятий спортом, играми, полноценного общения с родителями и друзьями. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию. Поэтому очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, легче осуществлять учебно-воспитательную работу. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его адрес; это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создавшегося положения.

Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые детям в школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения, при этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения с окружающими.

Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Деятельность школьных педагогических коллективов предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания: педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца; воспитание детей в семье с учетом пола и возраста; сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии; организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей.

Помощь в воспитании проводится педагогами, в первую очередь, с родителями путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Коррекция же межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и др.; помощь в координации на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Безусловно, школа занимает ведущее место в развитии подрастающего поколения, однако в условиях культурно-исторических изменений среды ученика очень важно установление совместной учебно-воспитательной работы семьи и школы, единых педагогических требованиях к ребенку. В этом и заключается Педагогика сотрудничества или педагогическое взаимодействие семьи и школы в учебно-воспитательной работе. Тесное взаимодействие семьи и школы оказывает существенное влияние на все аспекты жизнедеятельности учащихся. Чем организационно успешнее, а содержательно более многофункционально это взаимодействие, тем выше качественные показатели обучения школьника и более устойчиво в позитивном плане его поведение.

Литература

  1. Буданцова, А. А. Основные формы и методы работы учителя с семьей в едином воспитательном пространстве ребенка / А. А. Буданцова // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки : науч. сб. – Алматы – Каунас – Тюмень, 2011. – С. 332–339.
  2. Кузнецова, Л. В, Буданцова, А. А. Семья как воспитательная среда ребенка / Л. В. Кузнецова, А. А. Буданцова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 12. – С. 84–89.
  3. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. – 2012. – № 1. – С. 3–16.