КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ КАК ИННОВАЦИОННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА ВУЗА

 

Инновации в области образования

Беленко А.В.

Аспирант кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета 

 

КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ КАК ИННОВАЦИОННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА ВУЗА


Современное образование взяло курс на индивидуализацию, раскрытие творческих способностей обучающихся, формирование таких профессиональных качеств личности, которые бы способствовали развитию инициативности, возможности быстро адаптироваться к изменяющимся социальным, экономическим и политическим условиям, принимать оригинальные и нестандартные решения и т.д. При этом неотъемлемым элементом современного образования является учет индивидуальных способностей, возможностей и потребностей студентов. В связи с данными процессами все большее значение приобретает проектирование и освоение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в вузе. Вслед за А.В. Хуторским будем рассматривать ИОТ как персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании, так как данное определение является одним из базовых и наиболее перекликается с позицией автора данной статьи [1].

Работа по проектированию и освоению ИОТ требует особой организации учебного процесса и больших временных затрат. При этом сам ритм жизни современного студента стал более динамичным в силу процессов глобализации, развития интернет-технологий, увеличения объемов информации вообще и в системе образования в частности. Современное поколение нередко называют клиповым, что обусловлено самой эпохой визуализации, поэтому обучающиеся в большинстве случаев обращаются к таким информационным ресурсам, как чаты, кинофильмы, видеоролики, сайты и т.д. Данные источники предоставляют возможность оперативного получения информации, но нередко подобная информация носит недостоверный или поверхностный характер. Академическое образование по-прежнему невозможно без изучения больших объемов научной литературы. В контексте освоения ИОТ актуальным представляется повышение эффективности данного процесса и рационализация временных затрат на его реализацию. Для этого необходимо применение инноваций, под которыми подразумеваются какие-либо новшества, вводимые в учебный процесс: изменение целей и задач образования, перестройка учебного процесса, нововведения в системе оценки и контроля знаний обучающихся и т.д. В качестве инноваций могут выступать дидактические средства, к примеру, креолизованный текст (КТ), представляющий собой синтез вербального и невербального [2]. К КТ относят картинки с подписями, комиксы, плакаты, открытки, графики, диаграммы, таблицы, схемы и т.д.

КТ выступает в качестве инновационного дидактического средства как обладающий яркостью, наглядностью, лаконичностью, четкой направленностью на адресата, объединяющий ряд форм, которые можно использовать в ходе освоения ИОТ.

Для успешного использования КТ в освоении ИОТ необходимо рассмотреть этапы работы с ним.

В ходе экспериментальной работы автором статьи был разработан свой алгоритм освоения ИОТ в вузе, включающий ряд этапов и подэтапов.

Первый этап – диагностический включает несколько подэтапов:

  1. проведение анкетирования студентов на предмет выявления их склонностей, интересов, потребностей и возможностей;
  2. диагностика имеющегося уровня знаний по предмету;
  3. рефлексия полученных результатов с последующим обсуждением.

Затем следует второй - процессуальный этап, который, так же как и первый, включает определенные подэтапы:

  1. проведение обучающим анализа результатов диагностического этапа;
  2. проведение индивидуальных консультаций со студентами, на которых осуществляется проектирование ИОТ с выбором формы дидактического средства;
  3. внесение корректив в спроектированную модель ИОТ.

На заключительном этапе преподаватель анализирует работу и обсуждает со студентом получившийся результат, в ходе контроля проверяет степень усвоения материала.

Представленный алгоритм работы с материалом может служить студенту отправной точкой, не исключающей его собственный творческий подход к изучению информации и новые оригинальные решения в работе с КТ при проектировании и освоении своей ИОТ.

Результатом консультации должен стать проект плана ИОТ, который для удобства и наглядности может быть представлен в форме таблицы. На консультации совместно со студентом заполняются следующие поля: «Тема/раздел к самостоятельному изучению», «Сроки выполнения», «Аспекты обязательные к освещению», «Рекомендуемая литература, ссылки на интернет-ресурсы», «Примечания преподавателя». Разделы «Формы КТ, использованные при работе по теме/разделу», «Контроль» (форма, дата, баллы), «Примечания студента», «Примечания преподавателя» заполняются в ходе дальнейшей работы.

Экспериментальная работа в 2010-2012 гг. велась на базе двух вузов.

  1. Воронежского экономико-правового института (ВЭПИ) со студентами 5-го курса социально-правового факультета, обучавшихся по специальности «Лингвистика». Проектирование и освоение ИОТ проводилось по предмету «Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный язык)».
  2. Воронежской государственной лесотехнической академии (ВГЛТА) на 4 курсе у студентов, обучавшихся по специальности «Технология деревообработки». Экспериментальная работа проводилась по предмету «Основы патентоведения».

В ходе экспериментальной работы было выявлено, что наиболее эффективным является процесс преобразования обучающимся сплошной текстовой информации в КТ. Для этого на начальном этапе обучающемуся необходимо предоставить образец и алгоритм работы с такого рода заданиями.

На основном этапе, являющемся самостоятельной работой студента по преобразованию текстовой информации в КТ, необходимо, прочитав текст, разбить его на основные части; для каждой части подобрать наиболее подходящую форму КТ (график, схема, таблица, диаграмма и т.д.); непосредственно преобразовать имеющиеся части, выделяя ключевые моменты; проанализировать получившийся материал на предмет улучшения, внесения дополнений; при необходимости внести коррективы.

На заключительном этапе преподаватель проводит анализ работы и обсуждает со студентом получившийся результат, проверяет степень усвоения материала.

В конце каждой темы предполагается этап рефлексии, включающий следующие подэтапы.

  1. Непосредственно рефлексия со стороны обучающегося. На этом подэтапе студент анализирует ошибки, полученные баллы, ищет причины неудачного результата.
  2. Обучающийся знакомит обучающего с результатами первого подэтапа рефлексии. Преподаватель дает студенту советы и рекомендации. Вместе они разрабатывают новую стратегию по улучшению работы над дальнейшими темами.
  3. Внесение корректировок. Данный подэтап не является облигаторным, осуществляется в случае необходимости.

В завершении работы над всеми темами, когда ИОТ уже освоена, проводится завершающий этап рефлексии всей деятельности по проектированию и освоению ИОТ.

Результаты экспериментальной работы показали, что использование КТ как дидактического средства освоения ИОТ студента вуза позволяет повысить успеваемость, сократить временные затраты на выполнение заданий, способствует вхождению материала в долговременную память, развивает творческие способности обучающихся. Таким образом, КТ может быть использован как инновационное дидактическое средство освоения ИОТ с целью рационализации процесса обучения в вузе.

Литература:

  1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М., 2005. - 383 с.
  2. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. – М.: Наука, 1990. – 227 с.